Классификации и виды воображения (имажинитивные процессы)

В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.

Отличительные черты воображения

1) обязательно протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности;

2) причем эти образы невозможно получить ни эмпирическим, ни логическим путем;

3) В качестве материала воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи;

4) Основным действием в процессе воображения является представливание, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его» [Ломов Б.Ф., 1961; с, 185].

Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового» традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов [Брушлинский А.В, 1970; с. 211].

Виды воображения

1. Пассивное воображение

1) преднамеренное (произвольное),

2) непреднамеренное (непроизвольное, проявляющееся, как правило, в пограничных состояниях).

2. Активное воображение

1) творческое, представляющее собой создание новых, оригинальных образов и идей,

2), воссоздающее, основанное на создании образов, соответствующих описанию.

Некоторые авторы, однако, отрицают целесообразность разделения воображения на воссоздающее и творческое, поскольку "всякое деление познания на репродуктивное и продуктивное неправомерно уже потому, что исключает какую бы то ни было возможность перейти от первого ко второму [там же, с, 71]. Особенность лее собственно творческого воображения за­ключается в том, что "оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче ‒ научной, художественной, практической" [Коршунова Л.С., 1979; с, 34],

I. Классификация по временной направленности

1) ретроспективное (воображение-воспоминание);

2) воображение, непосредственно включенное в совершаемую дея­тельность,

3) воображение, направленное на будущее [Страхов И.В. 1971].

II. Классификация по характеру возникновения образов

1) конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи,

2) абстрактное, выражающееся в создании символов, схем.

III. Классификация в зависимости от вида деятельности

1) техническое,

2) музыкальное,

3) научное,

4) художественное и другие виды воображения.

IV. Классификация Л.М. Веккера (в основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности [Веккер Л.М, 1981; с. 263],

1) сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное)

1.1.) зрительное,

1.2.) слуховое,

1.3.) двигательное,

1.4.) пространственное,

2) словесно-логическое (концептуальное), выступающее как элемент мышления;

3) эмоциональное.

4) оперативное воображение как особый вид, определятся как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности [Веккер Л.М, 1981;].

Продуктивные свойства

1. Новизна.

2. Оригинальность.

3. Осмысленность переработки данных опыта.

4. Широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования различного материала;

5. Тип оперирования (доступный способ преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: