Психотерапевтическая работа с семьей

Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изме­няет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи, особенно мать, находятся в состоянии эмоционального стресса.

Состояние длительного стресса приводит к повышенной раз­дражительности, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье малыша. В такой ситуации чаще всего формируются неправиль­ные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических рас­стройств.

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают ро­дители больного ребенка, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревож­ность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокойством, неуверен­ностью в себе неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педа­гогу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и прежде всего родителей. Прежде всего у членов семьи, особенно у матери, необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую рабо­ту проводит психотерапевт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые являются часто наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т. е. специалисты, реально помогающие больному ре­бенку. Их конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наи­большее доверие и желание следовать их советам. Поэтому эти


специалисты должны быть обязательно ориентированы в проведе­нии психотерапевтической работы.

При проведении этой работы специалисты обязательно учиты­вают характерологические особенности членов семьи, выражен­ность и особенности стрессового состояния у каждого из них. За­дачей психотерапевтической работы является прежде всего нор­мализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка. На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдаленного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, особенно при тяжелых нервно-психических заболеваниях. Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приема­ми по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Всю психотерапев­тическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением ее конкретным приемам коррекционной работы. На начальных этапах работы преобладает индивидуальная психотера­пия членов семьи с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы, например: бабушку обучают, как правильно кормить ребенка, как учить его самостоя­тельному приему пищи, мать — как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные заня­тия, отца — как заниматься с ребенком физическим воспитанием и т. п. Каждый член семьи должен иметь определенные задания от специалистов, консультирующих ребенка.

Психотерапевтическая работа с семьей может быть эффектив­ной только в том случае, если каждый проводящий ее специалист имеет достаточный авторитет в глазах членов семьи.

Нередко в семье возникают противоречивые суждения об обу­чении и воспитании ребенка. Специалист, выполняющий роль психотерапевта, должен уметь проводить семейные дискуссии и управлять ими. Психотерапевт должен владеть семейной ситуаци­ей, он должен уметь слушать и вести психотерапевтическую рабо­ту «с помощью вопросов», «резюмирования» и других приемов.

Каждый специалист, работающий с ребенком с отклонениями в развитии, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями. Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требова­тельность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения опре­делить преобладающий тип семейного воспитания по следующим


параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требователь­ность, устойчивость, любовь.

В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно — воспи­тание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребенка становит­ся смысловым центром жизни всей семьи. Этот тип воспитания неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом климате всей семьи.

Воспитание в культе болезни может сочетаться с эмоциональ­ным отвержением других детей или даже отца ребенка. В этих случаях необходима специальная психокоррекционная работа с семьей.

При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. А.С. Спиваковская выделяет три критерия оценки роди­тельских позиций": адекватность, динамичность и прогностич-ность. При адекватной оценке родители правильно ориентирова­ны в индивидуально-психологических особенностях ребенка. При динамической — характерна изменчивость родительской позиции и в соответствии с этим изменчивость форм и способов общения с ребенком. При прогностической оценке позиции родителей отра­жают их способность к предвидению перспектив дальнейшего раз­вития ребенка и к перестройке взаимодействия с ним на основе этого.

Психотерапевтическая работа с семьей направлена также на повышение уровня родительской компетенции и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Важным на­правлением является специальная психотерапевтическая работа, направленная на разрешение их собственных личностных про­блем. Наиболее продуктивной, по нашим наблюдениям, является работа, проводимая в форме «курирования», т.е. проведения кор-рекционной работы с ребенком.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руко­водстве могут эффективно помогать своим детям и, тем самым, преодолевать свои стрессовые состояния.

Важное значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ педагогического образо-

1 Основы возрастно-психологического консультирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 65-66. Авторский коллектив.

" Спиваковская А.С. Трудно быть родителем. М., 1986.


вания родителей. Наиболее распространенной программой педаго­гического образования родителей является разработанный Томом Гордоном «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР)1. В основу этой программы положены теоретические положения психотера­пии, разработанные Карлом Роджерсом, основанные на позитив­ном и безоценочном принятии своего пациента. Этот принцип ле­жит в основе подхода Гордона к организации процесса общения родителей со своими детьми2.

В настоящее время предлагаются различные психотерапевти­ческие программы по работе с родителями, в которых большое место отводится групповой психотерапии3.

11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4

В настоящее время в практике специального образования стали использоваться термины «артпедагогика» и «арттерапия». Арт-педагогика (художественная педагогика) с помощью искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобра­зительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой и их сочетаний) обеспечивает коррекционно-направленный процесс художественного развития детей с особыми потребностями (Е.А.Медведева, 2001).

Понятие «артпедагогика» является более широким по отноше­нию к термину «художественное воспитание», которое не включа­ет все компоненты коррекционно-развивающего процесса. Основ­ной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и социальная адаптация средствами искусства.

Первые попытки использовать в работе с детьми и подростка­ми изобразительные средства в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также для стимуляции пси­хического развития имели место в первой половине XIX века (А.И. Копытин, 2001). Подобная практика существовала и была научно обоснована в первой половине XX века в работах зарубеж-

1 В нашей стране, по имеющимся у автора данным, этот метод не нашел применения.

2 Помощь родителям в воспитании детей // Пер. с англ. М., 1992. Там же.

4 Написано Вальдес М.С. — социальным работником детского клуба реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей, лишенных попечения родителей, «Диапазон» РООИ Пилигрим.


ных исследователей, обеспечивших арттерапии статус научного направления.

«Педагогическое» направление в арттерапии всегда было зна­чимо и развивалось параллельно с «медицинским». Арттерапия включает изотерапию (лечебное воздействие посредством рисова­ния, лепки, декоративно-прикладного искусства и др.); библиоте-рапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию; вокало-терапию; кинезитерапию (танцтерапию, коррекционную ритми­ку — лечебное воздействие движениями) и т. д.

Специалисты-медики, работающие в этой области, не считают такие формы терапии «лечением» в прямом смысле этого слова и предпочитают пользоваться терминами «развитие творческого на­чала», «эмоциональное воспитание» и т. д.

Тем не менее признается, что при всех различиях в подходах между медицинским и педагогическим направлениями существует тесная связь (А.И.Копытин, 2001). Художественное самовыражение детей направлено на укрепление психического здоровья детей и тем самым является существенным вкладом в психогигиену, пси­хопрофилактику, психокоррекцию и психотерапию, способствует устранению эмоциональных расстройств и нарушений поведения.

В то же время врачи-арттерапевты, работающие с детьми ран­него и дошкольного возраста, должны быть педагогами, чтобы справиться со своей задачей.

Занятия, приобщающие к искусству, лучше начинать, когда ребенок находится в утробе матери. Такие программы уже разра­ботаны и очень полезны как для матери, так и для ребенка. С по­мощью пения мама учится правильно дышать, что пригодится ей при родах, готовится к радостной встрече с ребенком. Ребенок привыкает к голосу матери и приобщается к искусству. Эти заня­тия продолжаются в младенчестве, в раннем и дошкольном воз­расте. Программа рассчитана на творческий подход со стороны мам, которые сами сочиняют мелодии и слова детских песенок, придумывают специальные наряды для своих детей в зависимости от темы занятия. Во время занятий по сенсорному воспитанию де­ти учатся различать цвета и узнают их названия, распевают про них песенки, танцуют в костюмчиках, к которым прикреплены яр­кие бумажные цветы либо нотки, о которых поется в песенках. Для всех желающих такие занятия проводятся по Радио России автором программы М.Л. Лазаревым, врачом и музыкантом-педа­гогом одновременно. Дети, которые занимаются у него в группах, достигают необычно высоких результатов для своего возраста в музыке, танцах, восприятии цвета, легко обучаются чтению и


письму, устной речи. Такие занятия полезны здоровым детям, но еще больше — детям группы риска и детям с проблемами в разви­тии. Понятно, что программы и темпы развития у разных катего­рий детей будут различными.

Для проблемных детей младенческого возраста занятия по ху­дожественному развитию рекомендуется проводить по 5-7 минут 3 раза в неделю (Е.А. Медведева, 2001). Мать побуждает ребен­ка находить источник звучания: поющего взрослого, звучащую игрушку; стимулирует появление двигательной реакции, улыбки, комплекса оживления на звучащую музыку, пение.

Во второй половине года такие занятия с подгруппой детей может проводить специалист. Это может быть прослушивание ко­ротеньких музыкальных произведений в манеже в течение 1,5-2 минут с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музы­кально-ритмические движения под пение взрослого по 5-7 минут. Такие занятия могут быть и индивидуальными с мамой.

В раннем возрасте проводятся занятия по музыкальному разви­тию, изобразительной деятельности, детей знакомят с художест­венной литературой. Большое значение придается полисенсорным воздействиям, т. е. одновременным воздействиям цвета, формы, фактуры, звучания, движения. Для этого используются яркие зву­чащие игрушки с различной фактурой. Занятия должны прово­диться в игровой форме с очевидным для ребенка эмоциональным отношением взрослого к происходящему. Занятия не должны быть продолжительными: не более 7-10 минут на втором году и 10-15 на третьем году жизни. Обязательным условием успешности, эф­фективности таких занятий является их высокая привлекатель­ность для малыша, подкрепляемая ситуацией успеха.

Если ребенок дошкольного возраста посещает специальное дошкольное учреждение, то специалисты данного учреждения за­нимаются с ним по разным видам искусства в соответствии с про­граммой. При этом предусмотрена художественная деятельность дошкольников вне занятий: музыкально-дидактические игры, му­зыкально-театрализованная деятельность, чтение сказок, разучи­вание стихов, рисование, лепка, игры со словом и движением, му­зыкой, изготовление поделок.

Если малыш не посещает специальное учреждение, то специа­листы помогут маме организовать такие занятия дома индиви­дуально либо в надомной группе. Дети могут посещать негосудар­ственные учреждения: восстановительные и реабилитационные центры.

Арттерапия рассматривается как эффективный метод повыше­ния адаптации за счет включения имеющихся резервных возмож-


ностей организма, изменения самооценки и своих взаимоотноше­ний с миром.

В специальной педагогике арттерапия и артпедагогика имеют единую цель: гармоничное развитие ребенка с особыми потреб­ностями и сбалансированное функционирование его семьи; бо­лее полное включение ребенка и его семьи в социальный кон­текст.

В специальном образовании арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, принадлежащих к разным видам искусства и имеющих разную направленность и технологию лечебно-коррекционного воздействия (Е.А. Медведе­ва, 2001).

Существуют различные классификации арттерапии, в основе которых лежат разные принципы: принадлежность методов и тех­ник к определенным видам искусства; принадлежность к опреде­ленной отрасли искусства; различные формы организации артте-рапевтического процесса (групповая, индивидуальная, семейная); структурированность арттерапевтических групп и др. Однако в основе всех видов арттерапии лежит фактор художественной экс­прессии, связанный с выражением чувств и потребностей, обу­словливающий процесс изменений в поведении, фактор психоте­рапевтических отношений, заключающийся в создании атмосферы безопасности, необходимой для выражения своего внутреннего мира, и фактор обратной связи, способствующий осознанию со­держания своего внутреннего мира.

Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с особыми потребностями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредст­вом приобщения к искусству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: