Свободные схемы делятся, как уже говорилось, по числу конститутивных элементов на две большие группы: двухкомпонентные и однокомпонентные.
Двухкомпонентные схемы могут быть двух типов: раздельнопредикативные и слитнопредикативные.
А. Раздельнопреднкативные схемы — это:
1) Подлежащно-сказуемостные схемы, где носитель предикативного признака выражен независимой формой: именительным падежом имени существительного (или его заместителей) или независимым инфинитивом. При этом в зависимости от характера второго компонента, называющего предикативный признак, подлежащно-сказуемостные схемы делятся на: а) схемы, в которых между подлежащим и сказуемым наблюдается связь координации, — это подлежащно-сказуемостные схемы с координируемыми членами и б) схемы, в которых подлежащее и сказуемое не координируют друг с другом, — это подлежащно-сказуемостные схемы с некоординируемыми членами. Приведем перечень обоих разновидностей подлежащно-сказуемостных схем:
а) с координируемыми главными членами:
N1 + Vf Я ищу правду.
N1 + N1 Фестиваль молодежи — праздник дружбы, и мира.
N1 + Adj (полн.) Утюг горячий.
N1 + Adj (кратк.) Пьер был неуклюж.
N1 + Part (кратк.) Задание выполнено, План выполнен.
б) с некоординируемыми главными членами:
N1 + N2 (Аdv) Книга на столе, Озеро недалеко.
N1 + Inf Наша цель — организовать досуг молодежи.
N1 + (сор) + Advo Туризм — (это) хорошо.
Inf + Advo Делать самим елочные игрушки забавно и весело.
Inf + (сор) +N1 Растить детей — (это) большой труд.
Inf + Vf3s Ходить по газонам воспрещается, Ждать не следует.
Inf + Ргоп neg Читать некому, Спорить не о чем.
2) Не подлежащно-сказуемостные раздельнопредикативные двухкомпонентные схемы, в которых компонент со значением носителя предикативного признака не имеет формы подлежащего:
N2 + (не) Уf3s Воды прибавляется, Беды не случилось.
N2 + (не) Ргаеd Следов не видно.
N4 + Vf3s Дорогу замело.
N2 + N1 quant (Adv quant) Грибов много, Грибов масса.
N2 + нет Писем нет.
N3 + Inf Тебе выступать.
Возникает вопрос о статусе того компонента, который имеет значение носителя предикативного признака, но не имеет статуса подлежащего; в вышеприведенных примерах это компоненты воды, беды, следов, дорогу, грибов, писем, тебе. В «Русской грамматике»—80 он назван « конструктивно обусловленным компонентом структурной схемы».
Б. Слитнопредикативные схемы — это схемы, включающие также два компонента, но между ними нет предикативных отношений: они оба, в комплексе, передают значение предикативного признака:
Ргаеd N4 Видно следы, Жалко девочку.
Ргаеd neg N2 Не видно следов, Не жалко денег.
Ргаed part N2 Нажарено пирожков, Добыто сведений.
N1 (Adv) quant N2 Тьма народу, Много дел.
Ргаеd Inf Пора ехать, Нельзя сдаваться.
Ргоn neg Inf Некому работать, Некуда пойти,Не о чем вспомнить.
Нет N2 Нет времени.
Vf3s N2 Прибывало людей, Прибавляется хлопот.
Примечание. Как видно из примеров, раздельнопредикативные не подлежащно-сказуемостные схемы соотносятся с двухкомпонентными слитнопредикативными. Различия между ними состоят: 1) в порядке следования компонентов, 2) в способе выражения предикативного признака (в схемах первого типа это сочетание компонентов, в схемах второго типа — один компонент), 3) в наличии / отсутствии компонента со значением «носитель предикативного признака».
Однокомпонентные схемы разграничиваются по морфологической характеристике компонента схемы:
1) спрягаемо-глагольные схемы,
2) именные,
3) инфинитивные,
4) наречные.
Спрягаемо-глагольные:
Vf3s Светает. Знобит.
Vf3pl Звонят.
Именные:
N1 Тишина, Утро.
N2 Народу! Цветов!'
N2 \ N4 Чаю! Хлеба и зрелищ! Ваши документы!
Fdj pl.кр. (Ему)рады. (В группе) поражены.
Инфинитивные:
Inf Молчать!
Наречные:
Adv praed Холодно.
Praed part Накурено. Закрыто.
Фразеологизированные структурные схемы
Фразеологизированные структурные схемы характеризуются следующими признаками:
1. В их составе есть служебные слова, местоимения или междометия, которые сохраняются в любом предложении, построенном по этой схеме; таким образом, они составляют постоянные элементы схемы.
2. Эти элементы функционируют не по действующим синтаксическим правилам.
3. Между компонентами устанавливаются индивидуальные отношения, вытекающие из индивидуальной семантики элементов и идиоматичного характера связей между ними.
Свободные схемы, как мы видели, таких признаков не имеют. Приведем примеры фразеологизированных схем и предложений, построенных по ним:
{N1 КАК N1}. Индивидуальное значение союза как состоит в том, что он лишен здесь своей обычной — сравнительной — семантики, и все предложение, построенное по этой схеме, имеет не сравнительное значение, а значение соответствия данного субъекта определенной средней норме. Например: Ребенок как ребенок, Вечер как вечер, Соседи как соседи.
{НЕТ ЧТОБЫ + Inf)или {НЕТ БЫ + Inf). Фразеологическое, не вытекающее из значения компонентов схемы значение такого предложения состоит в том, что говорящий отрицательно оценивает действие субъекта, противоположное тому действию, которое обозначено инфинитивом и мыслится как желательное с точки зрения говорящего: Нет чтобы помолчать. (Значит, субъект не молчал, а говорил, —что оценивается негативно.) Нет чтобы приехать вовремя. (Субъект приехал не вовремя, — что получает отрицательную оценку говорящего в этом предложении.) Нет бы помочь. Нет бы сумку подержать. (Желательным для говорящего является действие «подержать сумку», которого адресат не совершает.)
Фразеологизированные схемы условно делятся на пять типов в зависимости от характера постоянных элементов. (Условно, так как этих элементов может быть несколько.)
1-й тип — с союзными постоянными элементами.
1) {N1 КАК N1}: День как день, Борщ как борщ.
2) {НЕТ\ ЧТО\БЫ + Inf}: Нет / что/бы помочь. Заметим, что инфинитив здесь почти всегда совершенного вида. Нет бы делом заняться (а он целый день на диване лежит).
2-й тип — с предложными постоянными элементами.
1) {N1 НЕ В N2}: Праздник не в праздник. В такой схеме имя повторяется. Предложение имеет значение оценки данного предмета как
такого, который для говорящего или другого лица не выполняет необходимого назначения, например: Мне сегодня праздник не в праздник: сказали, что экзамен уже завтра.
2) {НЕ ДО N2}: Ему не до шуток, Матери не до тебя. Фразеологи-зированное значение: невозможность, несвоевременность для кого-либо занятий, связанных с обозначенным в компоненте предметом или лицом. Например: Сейчас мне не до тебя: [Масса дел! Приходи завтра, пожалуйста.]
3-й тип — с постоянными элементами — частицами.
1) {N1 ТАК N1}: Голос так голос! Сапоги так сапоги! В этих предложениях существительные повторяются; значение: высокая оценка данного предмета.
2) {Inf ТАК Inf}: Начинать так начинать, Делать так делать, Пировать так пировать! Решимость приступить к совершению какого-либо действия без промедления.
4-й тип — с постоянными элементами — междометиями.
1) (АЙ ДА N1}: Ай да Пушкин! Ай да молодец! Значение предложения: положительная оценка предмета с оттенком некоторого удивления и любования.
2) {АХ/ОХ/ЭХ/Ргоп1N1): Ах ты обманщик! Ох они работнички! Эх вы горе-художники! Порицание лица, названного в компоненте N1.
3) {ОХ УЖ ЭТОТ N1}: Ох уж эти (мне) фантазеры! Ох уж этот именинник: [весь день его поздравляй! Утомил!] То же значение, что у предыдущих предложений.
5-й тип — с постоянными элементами — местоименными словами,
1) {ВСЕМ N3pl N1: Всем пирогам пирог. Имя существительное здесь повторяется. Значение превосходства данного предмета среди подобных; высокая положительная оценка предмета. (Как правило, существительное неодушевленное.)
2) {ЧЕМ НЕ N1}: Чем не соболь? Полное соответствие предмета представлению о нем. Ну чем он не жених?
3) {ЧТО ЗА N1} — Эмоциональная оценка качества предмета (в отличие от схемы {АЙ ДА N1), здесь нет оттенка удивления; кроме того, конструкция лишена стилистической сниженности). Что за уха! (Да как жирна.]
4) {Ргоп1-6 КАК НЕ + Ргоп1- 6 + Inf}: Кто как не он должен быть назначен на эту должность, С кем как не с ним посоветоваться, Кому как не ему знать об этом. Необходимость осуществления действия именно по отношению к лицу или предмету, обозначенному компонентом Ргоп3.
5) {ЧТО N3/Ргоn3}: Что вам-то! Ему что! Утверждение несущественности обсуждаемой ситуации для лица, обозначенного компонентом Ргоn3. Ему что! [Он здесь не был, ничего не знает, а мне отвечать...]