Важным элементом управления службой медицины катастроф в различные периоды ее деятельности является организация взаимодействия.
Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, является подсистемой РСЧС, а с другой стороны, функционально объединяет службы медицины катастроф Минздрава, Минобороны России, силы и средства других министерств и ведомств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Это означает, что успешное выполнение задач службы возможно лишь при условии тесного оперативного и эффективного взаимодействия с другими подсистемами РСЧС и между органами управления, учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК.
Взаимодействие ВСМК представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, способам и объему мероприятий по подготовке органов управления, формирований и учреждений службы различной подчиненности к прогнозированию и оценке обстановки в ЧС; снижению тяжести медико-санитарных последствий ЧС; планированию и осуществлению медико-санитарного обеспечения населения в ЧС; управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.
|
|
Взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:
• единство государственной политики в области предупреждения и ликвида
ции ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;
• приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ли
квидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами,
эпидемиями;
• единые подходы и критерии при прогнозировании и оценке медико-санитар
ной обстановки в различных ситуациях, учете возможностей аварийно-спаса
тельных и медицинских подразделений, формирований и учреждений.
9,4. Орган изация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф 221
Основными участниками (сторонами) взаимодействия ВСМК являются ее органы управления, формирования и учреждения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Цели и принципы взаимодействия между ВСМК и РСЧС и между органами управления, формированиями и учреждениями ВСМК практически одинаковы. Однако конкретные мероприятия по взаимодействию в этих двух направлениях отличаются.
В организации взаимодействия органов управления, формирований и учреждений ВСМК участвуют:
от Минздрава России
• на федеральном уровне - Минздрав России, ВЦМК «Защита», Департамент
Госсанэпиднадзора, Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;
• на региональном уровне - представители Минздрава России в Федеральном
округе, филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК);
|
|
• на территориальном уровне - руководители органов управления здраво
охранением субъектов Российской Федерации, территориальные центры ме
дицины катастроф;
• на местном (объектовом) уровне - руководители органов здравоохранения,
органов местного самоуправления (учреждений здравоохранения), штабов
(где они создаются); руководство станций (подстанций) скорой медицинской
помощи; специально назначенные лица по делам ГОЧС;
от Минобороны России
• на федеральном уровне - Главное военное медицинское управление Мин
обороны России, Всеармейский центр медицины катастроф;
• на региональном уровне - медицинские службы (орган управления) военных
округов (флотов);
• на территориальном уровне - медицинские службы (орган управления) во
енных округов (флотов) по месту их дислокации и начальники медицинских
служб гарнизонов;
• на местном уровне - начальники медицинских служб гарнизонов;
от МВД России
• на федеральном уровне - Медицинское управление МВД России;
• на региональном уровне - управления медицинской службы округов МВД России;
• на территориальном уровне - управления медицинской службы по месту
их дислокации;
• в остальных субъектах Российской Федерации и на местном уровне - ме
дицинские службы управлений (отделов) МВД России;
от МГТС России
• на федеральном уровне - Департамент здравоохранения МПС России;
• на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со
ответствующие органы управления врачебно-санитарной службы и учрежде
ний здравоохранения МПС России;
от Российской Академии медицинских наук
• на федеральном, территориальном и местном уровнях - ее соответствую
щие органы управления и учреждения (организации);
222
Глава 9. Управление Всероссийской службой медицины катастроф
9,4. Организация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф
223
от Российского Обществе Красного Креста
• на федеральном уровне - Центральный комитет Красного Креста;
• на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со
ответствующие комитеты Красного Креста (Полумесяца).
На всех уровнях соответствующие органы управления организуют взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой.
Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК организуется и осуществляется на каждом уровне в соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений ВСМК возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России.
Совместные усилия взаимодействующих сторон направлены на решение следующих задач:
• организацию постоянного медико-санитарного наблюдения за потенциально
опасными в плане возникновения ЧС объектами, проведение комплекса ме
роприятий по недопущению пли снижению тяжести медико-санитарных по
следствии возможных ЧС;
• своевременное и четкое планирование медико-санитарного обеспечения при
ликвидации последствий ЧС;
• оперативное обеспечение информацией о возникновении ЧС, их медико-са
нитарных последствиях, изменениях медицинской и санитарно-эпидемиоло
гической обстановки, наличии и создании органов управления, формирова
ний и учреждений ВСМК;
• поддержание высокой готовности органов управления, формирований и уч
реждений ВСМК;
• обеспечение постоянной, устойчивой связи органов управления, формирова
ний и учреждений ВСМК;
• своевременное принятие и оперативная реализация оптимальных решений по
выдвижению в зону ЧС формирований взаимодействующих сторон, их эф
фективному использованию при проведении лечебно-эвакуационных, сани
тарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также по
обеспечению медицинским имуществом;
|
|
• создание и четкое ведение единых учетно-отчетных документов;
• решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения;
• сохранение здоровья личного состава аварийно-спасательных подразделе
ний, формирований и учреждений, а также населения, участвующего в лик
видации последствий ЧС.
Взаимодействие сторон в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС включает следующие мероприятия:
• разработку и внедрение в практику здравоохранения единой доктрины под
готовки и использования сил и средств здравоохранения, организации и про
ведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и про
тивоэпидемических мероприятий в ЧС;
• четкое определение конкретных задач всех взаимодействующих органов
управления, формирований и учреждений и организация их решения на дан
ном уровне ВСМК и в конкретных ЧС;
• совместное участие в разработке нормативно-правовых и руководящих документов;
• подготовку группировок сил и средств к проведению лечебно-эвакуацион
ных мероприятий, а также специализированных формирований госсанэпид-
службы для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий в зонах ЧС;
• обмен информацией о складывающейся медицинской и санитарно-эпидемио
логической обстановке;
• организацию мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в зоне ЧС;
• доукомплектование формирований, привлекаемых для ликвидации медико-
санитарных последствий ЧС;
• создание системы управления, организацию оповещения и всестороннего
обеспечения органов управления, формирований и учреждений ВСМК;
• проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности пла
нов, подготовке органов управления, формирований и учреждений ВСМК;
|
|
• совместную разработку и постоянное уточнение вопросов взаимодействия
планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;
• взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС, относящейся к компетенции взаимо
действующих сторон;
• совместную разработку содержания и методов специальной подготовки лич
ного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;
• участие в подготовке населения по оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
• координацию научных исследований по организации ВСМК, ее подготовке и
деятельности, совершенствованию взаимодействия сторон, вопросам медицин
ской защиты населения и личного состава аварийно-спасательных формирова
ний, совершенствованию оснащения формирований и учреждений службы;
• обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупре
ждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК организуется на федеральном, региональном и территориальном уровнях межведомственными координационными комиссиями ВСМК, на местном уровне - руководителем органа здравоохранения, на объектовом уровне - руководителем учреждения здравоохранения.
Предложения по организации взаимодействия, как правило, включаются в распоряжения о планировании медико-санитарного обеспечения населения, разработке плана работы (действий) формирования (учреждения) при возникновении ЧС. Они должны содержать: краткие выводы по оценке обстановки, отражающие условия медико-санитарного обеспечения в вероятных ЧС (содержание, объем и организацию мероприятий, которые предстоит выполнить, потребность в силах и средствах); перечень органов управления, формирований и учреждений, с которыми следует организовать взаимодействие; задачи каждого из участников взаимодействия (содержание и объем мероприятий, возлагаемых па них, сроки и принципиальные рекомендации по их выполнению); организацию контроля.
Основные положения по организации взаимодействия органов управления, формирований и учреждений ВСМК, участвующих в предупреждении и ликвидации мс-Дико-санитарных последствий ЧС, отражаются в соответствующих разделах плана
224 |
Глава 9. Управление Всероссийской службой медицины катастроф
медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, разрабатываемого на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. При необходимости разрабатываются отдельные планы взаимодействия.
В отдельных формированиях и учреждениях ВСМК разрабатываются таблицы взаимодействия. Выписки из плана (таблицы), касающиеся участников взаимодействия и обеспечивающие успешное выполнение возлагаемых на них задач, в письменном виде доводятся до всех участников взаимодействия.