Организация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф

Важным элементом управления службой медицины катастроф в различные пе­риоды ее деятельности является организация взаимодействия.

Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, является подсис­темой РСЧС, а с другой стороны, функционально объединяет службы медицины ка­тастроф Минздрава, Минобороны России, силы и средства других министерств и ве­домств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностя­ми в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Это означает, что успешное выполнение задач службы возможно лишь при условии тесного оперативного и эф­фективного взаимодействия с другими подсистемами РСЧС и между органами управ­ления, учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК.

Взаимодействие ВСМК представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, способам и объему меро­приятий по подготовке органов управления, формирований и учреждений службы различной подчиненности к прогнозированию и оценке обстановки в ЧС; снижению тяжести медико-санитарных последствий ЧС; планированию и осуществлению медико-санитарного обеспечения населения в ЧС; управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.

Взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:

• единство государственной политики в области предупреждения и ликвида­
ции ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;

• приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ли­
квидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами,
эпидемиями;

• единые подходы и критерии при прогнозировании и оценке медико-санитар­
ной обстановки в различных ситуациях, учете возможностей аварийно-спаса­
тельных и медицинских подразделений, формирований и учреждений.


9,4. Орган изация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф 221

Основными участниками (сторонами) взаимодействия ВСМК являются ее орга­ны управления, формирования и учреждения на федеральном, региональном, терри­ториальном, местном и объектовом уровнях. Цели и принципы взаимодействия меж­ду ВСМК и РСЧС и между органами управления, формированиями и учреждениями ВСМК практически одинаковы. Однако конкретные мероприятия по взаимодействию в этих двух направлениях отличаются.

В организации взаимодействия органов управления, формирований и учрежде­ний ВСМК участвуют:

от Минздрава России

на федеральном уровне - Минздрав России, ВЦМК «Защита», Департамент
Госсанэпиднадзора, Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;

на региональном уровне - представители Минздрава России в Федеральном
округе, филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК);

на территориальном уровне - руководители органов управления здраво­
охранением субъектов Российской Федерации, территориальные центры ме­
дицины катастроф;

на местном (объектовом) уровне - руководители органов здравоохранения,
органов местного самоуправления (учреждений здравоохранения), штабов
(где они создаются); руководство станций (подстанций) скорой медицинской
помощи; специально назначенные лица по делам ГОЧС;

от Минобороны России

на федеральном уровне - Главное военное медицинское управление Мин­
обороны России, Всеармейский центр медицины катастроф;

на региональном уровне - медицинские службы (орган управления) военных
округов (флотов);

на территориальном уровне - медицинские службы (орган управления) во­
енных округов (флотов) по месту их дислокации и начальники медицинских
служб гарнизонов;

на местном уровне - начальники медицинских служб гарнизонов;

от МВД России

на федеральном уровне - Медицинское управление МВД России;

на региональном уровне - управления медицинской службы округов МВД России;

на территориальном уровне - управления медицинской службы по месту
их дислокации;

в остальных субъектах Российской Федерации и на местном уровне - ме­
дицинские службы управлений (отделов) МВД России;

от МГТС России

на федеральном уровне - Департамент здравоохранения МПС России;

на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со­
ответствующие органы управления врачебно-санитарной службы и учрежде­
ний здравоохранения МПС России;

от Российской Академии медицинских наук

на федеральном, территориальном и местном уровнях - ее соответствую­
щие органы управления и учреждения (организации);


222


Глава 9. Управление Всероссийской службой медицины катастроф


9,4. Организация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф


223



от Российского Обществе Красного Креста

на федеральном уровне - Центральный комитет Красного Креста;

на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со­
ответствующие комитеты Красного Креста (Полумесяца).

На всех уровнях соответствующие органы управления организуют взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой.

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется и осуществляется на каждом уровне в соответствии с Планом медико-сани­тарного обеспечения населения в ЧС.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также ис­пользования формирований и учреждений ВСМК возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России.

Совместные усилия взаимодействующих сторон направлены на решение сле­дующих задач:

• организацию постоянного медико-санитарного наблюдения за потенциально
опасными в плане возникновения ЧС объектами, проведение комплекса ме­
роприятий по недопущению пли снижению тяжести медико-санитарных по­
следствии возможных ЧС;

своевременное и четкое планирование медико-санитарного обеспечения при
ликвидации последствий ЧС;

• оперативное обеспечение информацией о возникновении ЧС, их медико-са­
нитарных последствиях, изменениях медицинской и санитарно-эпидемиоло­
гической обстановки, наличии и создании органов управления, формирова­
ний и учреждений ВСМК;

• поддержание высокой готовности органов управления, формирований и уч­
реждений ВСМК;

• обеспечение постоянной, устойчивой связи органов управления, формирова­
ний и учреждений ВСМК;

• своевременное принятие и оперативная реализация оптимальных решений по
выдвижению в зону ЧС формирований взаимодействующих сторон, их эф­
фективному использованию при проведении лечебно-эвакуационных, сани­
тарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также по
обеспечению медицинским имуществом;

• создание и четкое ведение единых учетно-отчетных документов;

• решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения;

• сохранение здоровья личного состава аварийно-спасательных подразделе­
ний, формирований и учреждений, а также населения, участвующего в лик­
видации последствий ЧС.

Взаимодействие сторон в области предупреждения и ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС включает следующие мероприятия:

• разработку и внедрение в практику здравоохранения единой доктрины под­
готовки и использования сил и средств здравоохранения, организации и про­
ведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и про­
тивоэпидемических мероприятий в ЧС;

• четкое определение конкретных задач всех взаимодействующих органов
управления, формирований и учреждений и организация их решения на дан­
ном уровне ВСМК и в конкретных ЧС;


• совместное участие в разработке нормативно-правовых и руководящих документов;

• подготовку группировок сил и средств к проведению лечебно-эвакуацион­
ных мероприятий, а также специализированных формирований госсанэпид-
службы для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий в зонах ЧС;

• обмен информацией о складывающейся медицинской и санитарно-эпидемио­
логической обстановке;

• организацию мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в зоне ЧС;

• доукомплектование формирований, привлекаемых для ликвидации медико-
санитарных последствий ЧС;

• создание системы управления, организацию оповещения и всестороннего
обеспечения органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

• проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности пла­
нов, подготовке органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

• совместную разработку и постоянное уточнение вопросов взаимодействия
планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

• взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС, относящейся к компетенции взаимо­
действующих сторон;

• совместную разработку содержания и методов специальной подготовки лич­
ного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

• участие в подготовке населения по оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

• координацию научных исследований по организации ВСМК, ее подготовке и
деятельности, совершенствованию взаимодействия сторон, вопросам медицин­
ской защиты населения и личного состава аварийно-спасательных формирова­
ний, совершенствованию оснащения формирований и учреждений службы;

• обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупре­
ждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется на федеральном, региональном и территориальном уровнях межведомствен­ными координационными комиссиями ВСМК, на местном уровне - руководителем органа здравоохранения, на объектовом уровне - руководителем учреждения здраво­охранения.

Предложения по организации взаимодействия, как правило, включаются в рас­поряжения о планировании медико-санитарного обеспечения населения, разработке плана работы (действий) формирования (учреждения) при возникновении ЧС. Они должны содержать: краткие выводы по оценке обстановки, отражающие условия ме­дико-санитарного обеспечения в вероятных ЧС (содержание, объем и организацию мероприятий, которые предстоит выполнить, потребность в силах и средствах); пере­чень органов управления, формирований и учреждений, с которыми следует органи­зовать взаимодействие; задачи каждого из участников взаимодействия (содержание и объем мероприятий, возлагаемых па них, сроки и принципиальные рекомендации по их выполнению); организацию контроля.

Основные положения по организации взаимодействия органов управления, фор­мирований и учреждений ВСМК, участвующих в предупреждении и ликвидации мс-Дико-санитарных последствий ЧС, отражаются в соответствующих разделах плана


224

Глава 9. Управление Всероссийской службой медицины катастроф

медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, разрабатываемого на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. При необходимо­сти разрабатываются отдельные планы взаимодействия.

В отдельных формированиях и учреждениях ВСМК разрабатываются таблицы взаимодействия. Выписки из плана (таблицы), касающиеся участников взаимодейст­вия и обеспечивающие успешное выполнение возлагаемых на них задач, в письмен­ном виде доводятся до всех участников взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: