Проектирование торговых зданий

Строительство торговых зданий осуществляется по проек­там.

Проект — это комплекс технической и конструкторской до­кументации, содержащей технико-экономические обоснования, расчеты, чертежи, сметы, пояснительные записки. Другими словами, проект — это документ, обосновывающий техничес­кую и экономическую целесообразность строительства.

Технико-экономические обоснования — подкрепление тех­нико-экономическими расчетами доказательств, принятых в проекте решений. Технико-экономические обоснования — документ, подтверждающий необходимость проектирования и строительства предприятия в конкретном районе и определен­ной мощности.

Расчеты — итоги исчисления цифровых данных при проекти­ровании. Расчеты могут быть экономическими и техническими.

Чертежи проекта — графическое изображение зданий, соо­ружений и отдельных его частей, планировки помещений, раз­мещения оборудования, энергоснабжения и т.д.

Смета — важнейший документ, входящий в состав проекта, на основе которого определена стоимость капитального строи­тельства. Смета — это фактическая цена, по которой ведутся расчеты подрядчика с заказчиком.

Проекты подразделяется на индивидуальные, повторные, типовые.

Индивидуальные проекты разрабатываются для одноразо­вого строительства. По ним возводят объекты уникальных зда­ний и сооружений (универмагов, торговых центров и т.п.).

Индивидуальные проекты для немассового строительства могут использоваться повторно.

Типовые проекты используются для многократного исполь­зования. На практике разработан целый ряд типовых проектов (универмаги, универсамы и т.п.). Типовое проектирование име­ет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным. Оно спо­собствует сокращению сроков разработки и удешевлению про­ектов, улучшению качества проектирования, обеспечению еди­ной технической политики в капитальном строительстве, ис­пользованию типовых деталей, изготовленных на заводах в мас­совом количестве, широкому использованию индустриальных методов строительства.

Проектирование должно осуществляться на основе единых принципов, наиболее важными из которых являются:

1) последовательность, когда в процессе проектирования сначала должны решаться вопросы обоснования строительства, затем определяться основные технические, объемно-планиро­вочные, конструкторские и другие решения;

2) вариантность — разработка двух и более проектных реше­ний, из которых выбирают оптимальный вариант;

3) комплексность — разработка во взаимосвязи всех частей проекта — технологической, архитектурно-строительной, санитарно-технической, сметной и др.;

4) использование типовых проектов, что служит основой ин­дустриализации строительства;

5)применение единой системы нормативов.

Основными документами для проектирования служат:

1)СНиП — строительные нормы и правила "Магазины. Нор­мы проектирования";

2) Нормали основных планировочных элементов торговых зданий;

3) Номенклатура типов магазинов.

В СНиП изложены основные требования к планировке мага­зинов, объемно-планировочные и конструкторские решения, нормы для проектирования.

Нормали — это дополнительные к СНиП разработки на от­дельные типы магазинов. В них предусмотрено использование наборов мебели.

Проектированием торговых предприятий занимаются:

1) государственный институт по проектированию предприя­тий торговли и общепита (Белгипроторг);

2) проектный институт Белкоопсоюза "Белкооппроект";

3) проектные организации неторгового профиля (Минскпроект и др.);

4) местные торговые организации.

Процессу проектирования предшествует составление зада­ния на проектирование магазина.

Задание составляется по следующей примерной форме:

1) наименование объекта (магазин с универсальным ассортиментом, продовольственный и т.д.);

2) мощность магазина (400, 650, 1000 м2);

3) методы продажи;

4) режим работы;

5) источники поступления товаров;

6) водоснабжение, канализация, энергоснабжение;

7) основание для проектирования (план проектирования на...год);

8) стадийность проектирования (две стадии: проектное зада­ние, рабочий проект);

9) особые условия (например, предусматривается дополнительная площадь для доставки на дом товаров).

Эти материалы представляет заказчик — торговая организа­ция.

На основании этого задания проектная организация состав­ляет проектное задание, которое согласовывается с заказчиком и утверждается. После этого приступают к разработке полного комплекта проектно-сметной документации.

Проектирование предприятий торговли может осуществлять­ся в одну и две стадии.

При одностадийном проектировании разрабатывается сразу рабочий проект с технико-экономическими обоснованиями и сметой. Применяется для простых объектов.

Проектирование в две стадии допускается для крупных и сложных проектов, а также в случае применения сложных ви­дов оборудования, архитектурно-строительных решений. При двухстадийном проектировании на первой стадии составляется технический проект, а на второй — рабочая документация (строительные чертежи со сметами).

В состав технического проекта входит нижеследующее.

1. Архитектурно-строительная часть, которая включает:

а) титульный список с подписями руководителей проектной организации;

б) список авторского коллектива;

в) архитектурное, конструктивное, инженерное решение проекта;

г) схему генерального проекта;

д) планы этажей, подвалов, фасадов и т.п.

2. Сметы и технико-экономические показатели, включающие:

а) расчет стоимости монтажно-строительных работ;

б) стоимость оборудования, благоустройства, прокладки ком­муникаций;

в) стоимость 1 м2 полезной площади, 1 м? здания и эффективность капитальных вложений — это основной документ для фи­нансирования строительства.

3. Иллюстративный материал, служащий для наглядного изображения будущего объекта, интерьеры помещений и т.п.

Разработанные или выбранные из готовых типовые проекты служат основанием "привязки" к месту строительства.

Технические проекты на строительство и на привязку к мес­тности до окончательного утверждения подвергаются эксперти­зе в архитектурно-планировочном управлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: