В торговый зал должны быть поданы товары с максимальной степенью готовности к продаже, для чего в каждом магазине осуществляется предварительная подготовка.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовании, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (специфические) операции с товарами.
Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.п. Они совершаются со всеми товарами.
Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложнотехнических товаров, их сборку, настройку, техническое регулирование и т.д. Выполнение этих операций требует не только наличия нормативно-технической документации, но и наличия современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и т.д.
|
|
По продовольственным товарам к таким операциям относятся в основном фасовка, нарезка, упаковка. Необходимость этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в своем большинстве недостаточно подготовлены к продаже. Поэтому вынужденно процесс производства продолжается в магазине, хотя с народнохозяйственной точки зрения это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь и т.п. Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука — по 2—3 кг, сахар —-по 1 кг), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей. Примерные дозировки продовольственных товаров приведены в табл. 5.1.
Табл. 5.1. Рекомендуемые дозировки продовольственных товаров при фасовке непосредственно в магазине, %*
Наименование товара | Дозировка, кг | ||||
ОД | 0,2 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | |
Колбасные изделия вареные | . | -_ | |||
Колбасные изделия полукопченые и копченые, сырокопченые изделия | - | ||||
Сыры твердые | - | ||||
Масло животное | . | . | |||
Сахар | . | _ | |||
Кондитерские изделия | . | ||||
Крупы и бобовые | . | . | . | ||
Корнеплоды | - | . | |||
Картофель | . | . | . | ||
Фрукты | - | - | - |
Бланк ИА. Торговый менеджмент. Киев, 1997. С. 76.
|
|
При подготовке продовольственных товаров к продаже могут быть отходы, которые делятся на ликвидные и неликвидные.
Ликвидные отходы — это кости окороков, головы рыб, хребты осетровых рыб, штафф от зачистки масла и т.п. На некоторые из них установлены нормы. При поставке в магазин они оприходуются за вычетом скидки на отходы и могут быть реализованы по другой цене. Другие передаются на переработку по составленному акту.
Неликвидные отходы не подлежат дальнейшей переработке или реализации и списываются по специальным нормам (бумажные тампоны из-под птицы, оберточные материалы, вязки колбасных изделий и т.п.).
Для подготовки товаров к продаже могут выделяться отдельные помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборные, утюжки и т.п.), размер которых предусматривается в
СНиП в зависимости от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей группе товаров).
Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов).
Должным образом подготовленные к продаже товары способствуют:
снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление товаров;
улучшению внешнего вида товаров;
ускорению процесса продажи и росту товарооборота;
уменьшению потерь и снижению издержек обращения;
общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.