Предисловие. В последние десятилетия система образования в России претерпевает значительные изменения

В последние десятилетия система образования в России претерпевает значительные изменения. Эти изменения за­трагивают все структурные элементы педагогики: содержа­ние, цели, методы и средства образования на всех его ступе­нях. Коренные изменения происходят и в дошкольной педа­гогике, в том числе педагогика раннего возраста.

В основу российской реформы образования, начатой в 90-е годы XX в., положены принципы гуманистической фи­лософии, психологии и педагогики, которые реализуются в личностно-ориентированной модели образования. В качест­ве ее важнейших принципов выделяются: признание само­ценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его твор­ческого потенциала.

Цель данного пособия — познакомить будущих педагогов и практических психологов с методами реализации личност­но-ориентированной модели образования в работе с детьми раннего возраста. Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых включает несколько глав.

В первом разделе представлены исторические аспекты развития педагогики раннего возраста и ее состояние на со­временном этапе. Рассматриваются различные взгляды на источники и движущие силы развития ребенка, разные подходы к воспитанию, раскрывается история становления системы общественного воспитания детей раннего возраста в нашей стране и за рубежом. В главе, посвященной современ­ному состоянию педагогики раннего возраста, приводятся ос­новные понятия, описываются цели, задачи, принципы и ор­ганизационные формы образования детей от одного года до трех лет.

Во втором разделе пособия дается развернутая характери­стика ребенка раннего возраста, особенности его физическо­го и психического развития. Психологические закономерно­сти становления личности и разных видов деятельности рас-


6 ПРЕДИСЛОВИЕ


крываются с позиций культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории периодизации психического разви­тия Д.Б. Эльконина и концепции генезиса общения М.И. Ли­синой. При изложении материала авторы опирались на со­временные данные экспериментальных исследований, полу­ченные в лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО. В этом разделе также представлены этапы развития у детей предметной деятельно­сти, процессуальной игры, речи, общения со взрослыми и сверстниками, раскрывается психологическое содержание кризиса трех лет.

В третьем разделе пособия представлена технология лич-ностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и основанные на ней методы педагогической работы. В соот­ветствии с современной Концепцией непрерывного образова­ния содержание и методы обучения и воспитания детей раннего возраста дифференцируются по следующим сферам: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. Даются методические рекомендации по проведению адаптации ребенка к детскому учреждению, организации развивающей предметной среды, планированию деятельности педагога, наблюдению за разви­тием детей, работе с семьей. Эти материалы апробировались в совместной работе авторов с дошкольными учреждениями разных регионов России. В данном разделе представлены также методы диагностики развития ребенка раннего возра­ста, особое внимание уделяется правовым и этическим аспек­там применения психологической диагностики в образова­тельном процессе.

Отдельная глава посвящена обзору современных образова­тельных программ для детей раннего возраста.

В конце каждой главы подводятся итоги, предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.


I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ |, РАННЕГО ВОЗРАСТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: