Особенности профилактики девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом.

Все существующие меры по уменьшению масштабов девиантного поведения среди детей и подростков, можно объединить в две общие группы:

- общие профилактические стратегии, которые устанавливают общие механизмы возможного предотвращения девиантного поведения;

- дифференцированные стратегии, которые направлены на конкретные группы детей и подростков и конкретные виды девиантного поведения [17.].

Российская система государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения у подростков также основывается на такой модели. В ней выделяются меры общей и специальной профилактики.

Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:

а) выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом социальном отношении детей;

б) полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, их занятости во внеучебное время полезной деятельностью.

Специальная профилактика включает координационно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям группы риска [13.].

Существуют различные подходы к психопрофилактической работе.

В основе такой модели, как «организация социальной среды», лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через созда­ние негативного общественного мнения по отношению к отклоняюще­муся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Например, профилактика зависимого поведения у подростков может проводиться в форме работы с семьей или организации социальной рекламы по фор­мированию установок на здоровый образ жизни.

Другой достаточно популярной в настоящее время формой профилактической работы выступает тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, В ходе тренинга из­меняются установки на употребление наркотиков, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дастся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (напри­мер, употребляющих алкоголь) и т.д.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежела­тельным поведением. Основными недостатками рассмотренных мо­делей считается отсутствие прямой зависимости между социальны­ми факторами и отклоняющимся поведением.

Следующий подход основан на модели информирования. Это наиболее привычное для большинства людей направление психо­профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения спе­циальной литературы или видео-теле фильмов. Суть подхода заклю­чается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных реше­ний. Широко используется информация, подтвержденная статистичес­кими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркоти­ков или описываются драматические судьбы аддиктов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уро­вень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует интерес к ним. В свою очередь, запугива­ние, как вариант, может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. Более того, де­тальное описание девиации, например, рассказ о совершении преступ­ления по телевидению, может служить своеобразной инструкцией для действий личности с антисоциальной тенденцией. Перспективному раз­витию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Модель «аффективно-ценностного обучения» базируется на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной пробле­мы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемле­мым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе группо­вой психологической работы также формируются навыки принятия ре­шения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопре­деления и развития позитивных ценностей. Подход представляется до­статочно эффективным, хотя и трудоемким.

Формирование жизненных навыков – следующий вариант профилактической работы. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение об­щаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также, это способность при­нимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою пози­цию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки само­контроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситу­ации. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Подход, основанный на деятельности, альтернативной девиантному поведению базируется на представлениях о заместитель­ном эффекте девиантного повеления. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграции в референтную среду. Предполагается, что люди ис­пользуют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творче­ство, деятельность (в том числе, профессиональная, религиозно-ду­ховная, благотворительная).

Данный подход, так или иначе, реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В аспекте семейного воспитания можно говорить о том, что ведущими профилактическими задачами выступа­ют раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и тру­диться.

В основе еще одной модели «здорового образа жизни» лежат представления о важности личного выбора и личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Уме­ние человека достигать оптимального состояния и успешно противо­стоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные фи­зические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с при­родой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

При реализации различных моделей психопрофилактической работы могут использоваться различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтичес­кие методики. В зависимости от используемых методов, психопро­филактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

Профилактика предусматривает как решение еще не возникших проблем в социальном развитии подростка, так и специальные меры в отношении уже возникших проблем, но предупреждающих возникновение новых. Профилактика, еще не возникших проблем подростка, предполагает развитие активности подростка, поощрение его инициативы и самостоятельности, предоставление свободы выбора, предупреждение социальной инфантильности.

Организуя работу с подростками девиантного поведения в ОУ, социальный педагог, в первую очередь, осуществляет профилактическую, защитно-охранную, организационную и коррекционно-развивающую функции.

Чаще всего в работе с данной категорией подростков социальный педагог использует технологию профилактики девиантного поведения (особенно – первичную профилактику) и технологию коррекции негативных последствий проявления девиаций, а также осуществляет развивающую работу, направленную на развитие социально одобряемых форм поведения и социальное воспитание подростков.

Анализ литературы показал, что существующие меры по уменьшению масштабов девиантного поведения среди подростков, можно объединить в две общие группы: общие профилактические стратегии и дифференцированные стратегии, которые направлены на конкретные группы детей и подростков и конкретные виды девиантного поведения. В системе профилактической работы школы необходимо выделить два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики предполагают создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, также должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне, включают в себя координационно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям группы риска.

При реализации различных моделей психопрофилактической работы могут использоваться различные социально-психологические методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: