Глава 4 Трудового кодекса (ст. 29—34) закрепила представительство работников и работодателей как социальных партнеров. Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 29 ТК).
Интересы работников организации в социальном партнерстве, в реализации права на участие в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация или иные избираемые работниками представители.
Работники, не являющиеся членами профсоюзов, имеют право уполномочить профсоюзный орган организации представлять и их интересы во взаимоотношениях сработодателем.
Работодатель обязан создавать условия для деятельности представителей работников.
Представителями работодателя в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Кодексом, трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
|
|
При коллективных переговорах, заключении соглашений и трудовых спорах о них интересы работодателей представляют соответствующие (по уровню соглашений) объединения работодателей.
Объединение работодателей — некоммерческая организация, на добровольной основе объединяющая работодателей для представительства их интересов и защиты своих членов в социальном партнерстве с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Следовательно, объединение работодателей — это форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).
Представлять работодателей — государственные и муниципальные организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления соответственно.
Органами социального партнерства являются создаваемые партнерами комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех их пяти уровнях, составляющих систему социального партнерства.
На федеральном уровне образуется постоянная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Ее правовой статус определен Федеральным законом от 1 мая 1999 г «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Она состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Каждая из указанных трех сторон Комиссии определяет своих представителей самостоятельно, и каждое объединение выделяет в Комиссию по одному представителю. Представители Правительства Российской Федерации в Комиссии утверждаются постановлением Правительства. Все представители сторон являются членами этой Комиссии. По количеству от каждой стороны не должно превышать 30 человек.
|
|
Указанный Федеральный закон предусмотрел цели и принципы деятельности Комиссии.
В субъектах Российский Федерации могут быть образованы трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории данного субъекта (региона). Их деятельность регулируется законом субъекта Федерации.
На территориальном уровне могут обрадоваться такие трехсторонние комиссии Их деятельность регулируется положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
На уровне организации комиссия создается для ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора.
Если во всех указанных комиссиях возникают споры, то они решаются в порядке, предусмотренном для коллективных споров, для чего составляется по спорным вопросам протокол разногласий комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все стороны комиссии.