Культурная память поколений

В чем она выражается — в сохранении могил предков, в приумножении их наследия, в почтении их памяти? Что такое культурное наследие?

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами куль­туры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два изме­рения материальную культуру и нематериальную культуру. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир

43 Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества.
М., 1999.

44 Федоров Н.Ф. Соч. М, 1982. С. 65.

наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней — только по материаль­ным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят боль­ший объем информации, чем нематериальные.

Материальная культура включает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое дру­гое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют конкретную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную куль­туру образуют нормы, правила, образ­цы, эталоны, модели и нормы поведе­ния, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разу­мом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и под­держиваются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в матери­альном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай привет­ствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух? — в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до ауди­тории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись ра­дио, телевидением или Интернетом.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии — своеобразные инварианты развития, эле­менты культуры. Культурные универсалии это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независи­мо от географического места, исторического времени и социального устрой­ства общества.

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья,

празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуа­лы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зре­лости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

За 10-15 тыс. лет численность людей выросла в тысячу раз, а численность большенства других видов животных — уменьшилась.

Людям труднее стало жить в переполненном пространстве и они придумали государство

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образова­нию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, по­этому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребе­нок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек науча­ется языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религи-

озным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

Сравнивая между собой народы и исторические эпохи, мы убеждаемся в том, что их различия коренятся в природе общества, его социальной орга­низации, а отнюдь не в природе человека и его способностях.

Нет лучше доказательства родового сходства человечества, чем то, с ка­кой легкостью и радостью современный человек разбирается в литературе изображающей самые отдаленные эпохи — Гомер в сказаниях о Нибелунгах' еврейские священные книги, легенды американских индейцев, рассказы о жизни рейнджеров, солдат, моряков, уголовников, бродяг. Чем проникно­веннее изучается тот или иной период жизни, тем больше обнаруживается сходство с нами.

Ун иверсалии — общие для всех культур черты. Они характеризуют

единство людей, живущих в различных обществах. Универсалии происходят от того, что в мире существует очень ус­тойчивый порядок, называемый обще­ством. Общество — это большая сово­купность людей, находящихся между собой в более или менее постоянной связи (ассоциации), организованных благодаря коллективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое. Если бы не было об­щества, то в мире царил хаос и нестабильность, тогда неоткуда было бы взяться таким устойчивым, повторяющимся из поколения в поколение об­разованиям, как культурные универсалии. В отличие от общества, культу­ра — это не сами люди, а то, что они делают. Одна часть культуры — то, что они уже сделали. Это называется социальным наследием, прошлой культу­рой. Вторая часть — то, что люди делают сейчас. Это их повседневный об­раз жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, кото­рым они руководствуются в данный момент. Итак, подведем итоги.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, создан­ная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и переда­ющаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого име­ни. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и ок­ружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплоче­ния нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

Что не осталось в памяти потомков, исчезло бесследно. Мы можем вос­становить древние языки и обряды, взаимоотношения и сказки лишь в той степени, в какой они живы сегодня.

Таким образом, во времени человечество делится на современников, предков и потомков. Вторые отличаются от современников тем, что наше общение с ними неполно, односторонне, и ему суждено остаться таким, возможно, навсегда. Предки могут передать нам послания (мы склонны называть такие послания традицией, сохраненной исторической памятью), но мы не можем на них ответить.

С потомками, считает известный британский социолог 3. Бауман45, все обстоит иначе. Вместе с моими современниками, писал он, я оставляю им не только послание, а по существу все культурное наследие, созданное мо­ими предшественниками, но сохраненное и преумноженное моими совре­менниками: дворцы, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, науч­ные теории, легенды, компьютерные программы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: