Тема 4. Спрос, предложение рыночное равновесие.
Сущность спроса и его виды. Закон спроса.
Предложение. Закон предложения.
Равновесие на рынке товаров. Эластичность спроса и предложения.
1. Спрос — это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность).
Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы — 10 рублей за 1 килограмм, то спрос будет очень высоким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупок - как покупателями, так и продавцами.
Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?
|
|
1. Чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще.
2. Более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар.
Эти две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения.
Например, снижение цены на говядину позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе этого позволить.
3. Низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей.
Эту причину называют еще эффектом замещения. Например, при снижении цены на говядину у покупателей появляется стимул приобретать ее вместо более дорогостоящих свинины, телятины и пр.
Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Связь между ценой и спросом на любой товар может быть представлена в виде шкалы спроса на этот товар, которая представляет собой таблицу, отражающую обратную связь между ценой на товар, например, на бананы и спросом на него (прочие факторы остаются неизменными).
Таблица 1 – Шкала спроса на бананы (гипотетические данные)
Цена за 1 кг., руб. | Недельная потребность в продукте семьи, состоящее из трех человек, кг. |
0,5 | |
Из таблицы 1 видно, что у покупателей существуют намерения приобретать бананы по данной цене, но не ясно, какая из четырех возможных цен реально существует на рынке. Спрос при этом должен относиться к определенному отрезку времени — дню, неделе, месяцу, году, иначе нет смысла в сравнительном анализе.
|
|
Характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством товара, которое потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен при неизменности прочих факторов, можно показать на графике с помощью кривой спроса. Обычно она является убывающей (рис.1).
Рис. 1. Кривая спроса.
Охарактеризуем кривую спроса:
1. Любой точке на кривой спроса соответствуют определенные значения двух переменных: цены и количества товаров, на которое предъявлен спрос.
2. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, поскольку с ростом цены спрос падает.
3. Крутизна наклона может быть большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков.
4. Сам по себе наклон кривой спроса — это графическая иллюстрация закона убывающей предельной полезности. Полезность каждой новой потребленной единицы блага меньше, чем предыдущей, так как происходит насыщение потребности. Поэтому покупать больше товаров потребитель будет только по более низкой цене.
5. Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины спроса, т. е. причиной изменения величины спроса является изменение цены на данный товар. Например, цена на услуги парикмахерских увеличилась — число клиентов снизилось. Остальные факторы спроса остаются при этом неизменными. Если же эти факторы (неценовые детерминанты) изменяются, то кривая спроса сдвигается либо влево, если спрос уменьшается, либо вправо, если спрос увеличивается. Тогда мы говорим об изменении спроса, или объема спроса.
Следует различать понятия «спрос» и «величина спроса».
Величина спроса – объем товара определенного вида, приобретенный на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой спроса. Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т. е. зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен.
Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:
1) какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
2) как изменится величина спроса при некотором изменении цены?
Каждая точка на кривой — величина спроса на данный товар (возможное количество покупок) при определенном уровне его цены. Кривая спроса описывает все варианты величин спроса, которые возможны на рынке в данный момент времени. Их может быть очень много.
Поэтому когда нам надо описать общую ситуацию на рынке определенного товара, то удобнее становится пользоваться уже не термином “величина спроса”, а термином “спрос”.
Спрос – зависимость величин спроса на данном рынке от цен в определенный период времени.
На вопрос владельца магазина: “Сколько товаров покупатели готов будут у меня приобрести за месяц при цене 100 рублей?” — ответом будет информация о ВЕЛИЧИНЕ СПРОСА.
Если же он поставит вопрос по-иному: “Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?", то ответом будет характеристика СПРОСА покупателей на данном рынке.
К основным неценовым детерминантам (факторам) спроса относятся:
1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами: увеличение дохода способствует увеличению спроса на мясо, фрукты, ювелирные изделия, автомобили, шубы из натурального меха и т. д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории (маргарин, ношеная одежда, шины, бывшие в употреблении, и пр.) спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары сокращается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.
|
|
2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным относятся товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные товары). Товары называются взаимозаменяемыми, если изменение цены одного из них ведет к росту спроса на другой. К взаимозаменяемым товарам можно отнести медь—алюминий, сливочное масло - маргарин, говядина—свинина и т. д. В случае повышения цены на свинину кривая спроса на говядину сдвигается вправо. Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой: автомобиль — бензин, кофе в зернах — кофемолка, молоток — гвозди. В случае повышения цен на МР3-плейеры снижается спрос на компакт-диски (так как меньше людей будет покупать МР3-плейеры). Кривая спроса на компакт-диски сдвигается влево.
3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т. д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.
4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомобили в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце. Кривая спроса на автомобили сдвинется вправо. Или другой пример: можно купить компьютер уже сейчас, если вскоре ожидается повышение заработной платы. При ажиотажном росте спроса в случае инфляции кривые спроса на многие товары сдвигаются вправо.
5. Численность потребителей на рынке. Увеличение числа потребителей на рынке обусловливает повышение спроса. Так, повышение рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для детей, детские социальные учреждения и т. д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо.
|
|
В экономической теории принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, т.е. спрос группы лиц и совокупный спрос:
l Индивидуальный спрос каждого отдельного покупателя. В основном формируется на субъективной оценке покупателем полезности товара;
l Рыночный спрос - это спрос всех потребителей в масштабах рынка определенного вида товара или спрос группы потребителей;
l Совокупный спрос - общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода при сложившемся уровне цен.
2.
Предложение товара — это количество товара, которое продавцы желают и могут поставить на рынок в течение некоторого периода.
По аналогии со спросом, предложение необходимо отличать от объема продаж. Допустим, законодательным путем цена на бананы была установлена 200 руб. за 1 кг. Тогда их предложение было бы очень большим, но так как немногие покупатели согласились бы покупать бананы по такой высокой цене, объем продаж был бы очень маленьким, т. е. предложение определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж — поведением как продавцов, так и покупателей.
Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара: с повышением цены предложение товара возрастает, а со снижением цены — сокращается, так как в случае роста цены производитель получает больший доход (при неизменных издержках).
По аналогии со спросом, существует и шкала предложения, на основе которой на графике строят кривую предложения. Обычно она является возрастающей (рис. 2 ), так как показывает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Повышение цены с Р0 до Р, приводит к увеличению предложения. При построении кривой предложения мы также исходим из того, что неценовые факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными.
Рис. 2. Кривая предложения.
Охарактеризуем кривую предложения:
1. Положение и угол наклона кривой определяются главным образом издержками производства товара. Фирмы не будут поставлять товар на рынок, пока цена не перекроет издержки на его производство.
2. Кривая имеет положительный наклон (направлена вверх), показывая тем самым, что между ценой и предложением существует прямая связь.
3. При движении вдоль кривой предложения, например, из точки А в точку В изменяется величина предложения товара, т.е. причиной изменения величины предложения служит изменение цены на данный товар. Остальные факторы предложения остаются при этом постоянными. Если же эти факторы (неценовые детерминанты) изменяются, то кривые предложения сдвигаются либо вправо, если предложение увеличивается, либовлево, если предложение уменьшается. Тогда говорят об изменении предложения, или объема предложения.
К основным неценовым детерминантам предложения относятся:
1. Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы уменьшает издержки производства на единицу продукции и тем самым увеличивает доходы производителя (при неизменной цене). Кривая предложения сдвигается вправо. Например, снижение цены на кожу увеличивает предложение обуви, изготовленной из этого материала.
2. Технология производства. Любое усовершенствование технологии создает (в конечном счете) возможности для удешевления производства продукции, так как издержки на производство единицы продукции снижаются, а это, мы уже знаем, приводит к увеличению предложения. Кривая сдвигается вправо.
3. Налоги и дотации. Повышение налогов приводит к увеличению издержек на производство единицы продукции, а значит, к уменьшению предложения товаров. Кривая предложения сдвигается влево. Увеличение дотаций, наоборот, сдвигает кривую предложения вправо, т. е. предложение увеличивается.
4. Цены на другие товары, выпускаемые той же фирмой. Фирма, выпускающая два вида товаров, сократит производство одного, если повышается цена на другой товар. Например, фирма производит футбольные и баскетбольные мячи и при этом работает на границе своих производственных возможностей, т. е. полностью использует имеющиеся ресурсы. Тогда при повышении цены на футбольные мячи фирма сократит производство баскетбольных мячей, увеличив производство первых. Кривая предложения баскетбольных мячей сдвинется влево.
5. Ожидания изменения цен. Производители могут ожидать изменения цен в будущем, и это в свою очередь может повлиять на их желание поставлять товары в настоящее время двояким образом:
• ожидание повышения цен на дорогостоящие товары, например, автомобили, может существенно сократить их предложение в данный момент. Кривая предложения автомобилей сдвинется влево;
• ожидание повышения цен в отраслях обрабатывающей промышленности может побудить фирмы расширить производство этой продукции уже сегодня. Кривая предложения сдвинется вправо.
6. Число продавцов на рынке. Чем больше число продавцов, тем больше предложение товаров. Кривая предложения сдвигается вправо.
7. Прочие. К ним относится увеличение спроса под влиянием роста доходов, рекламы и других маркетинговых мероприятий.
3.
Реальная цена на любом рынке и фактический объем покупок и продаж определяются в результате взаимодействия спроса и предложения. Состояние экономики, при котором спрос и предложение совпадают, называется рыночным равновесием; объем спроса и предложения, а также цена, при которой оно имеет место — равновесными объемом и ценой. На графике рыночное равновесие достигается при пересечении кривых спроса и предложения (рис. 3).
Рис. 3. Устойчивое рыночное равновесие.
Кривые спроса и предложения пересекаются в точке Е. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D — точка Е, называется точкой равновесия.
Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).
Таким образом, рыночное равновесие — это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
Рассмотрим сначала ситуация, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. 3 этой цене будет соответствовать Р’ > Ре. При этой цене объем предложения составит Qs’, а объем спроса Qd’. Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs’ — Qd’.
Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.
Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (Р’’ < Ре), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (Qd’’>Qs’’) и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd’’ — Qs’’. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре.