Тема №6. Решение медицинских задач с помощью электронных таблиц
Цель: Научить проводить элементарную статистическую обработку данных.
Задачи обучения: Формирование умений и навыков по определению основных статистических показателей, достоверности различий средних арифметических двух выборок (зависимые и независимые выборочные совокупности), корреляционный и регрессионный анализ.
Основные вопросы темы:
- Применение пакета анализа MS Excel для статистических расчетов.
- Определение основных статистических показателей.
- Определение достоверности различий средних арифметических двух выборок.
а) зависимые (попарно связанные) выборочные совокупности;
б) независисмые выборочные совокупности.
- Корреляционный анализ.
- Регрессионный анализ.
Методы обучения и преподавания: исследовательский метод
Литература:
1. Гельман В.Я. Медицинская информатика.СПб. “Питер”. 2001
2. Герасевич В.. Компьютер для врача. СПб. 2002
3. Симонович С. В. Информатика. Базовый курс. СПб. “Питер”. 2003
|
|
4. Глушаков С.В., Сурядный А.С. Персональный компьютер. М. Фолио. 2004
5. Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98., 2-е изд., СПб. “Питер”. 2001
6. Шилина А.Л. Экспресс-курс Microsoft Excel XP. М.:АСТ Мн Харвест, 2007
7. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 2000. СПб. “Питер”. 2001
8. Андаспаева А.А. Новичку о работе на персональном компьютере Windows - 95, 98
Алматы. 2001 г.
9. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать, Алматы 2010, стр.47-52.
Контроль
Вопросы:
1. Для чего применяется пакет анализа?
2. Как рассчитать основные статистические характеристики?
3. Как определить достоверность различия средних арифметических значений двух:
а) зависимых; б) независимых выборок?
4. Как рассчитать коэффициент парной корреляции?
5. Какие статистические функции Excel применяются при регрессионном анализе?
Задания:
№ | Практические навыки | Критерий оценки |
Запустите программу Microsoft Excel 2007 | ||
Вставьте в электронные таблицы таблицу №1 на лист1 «Таблица учета рождаемости и смертности мед. статуправления» и заполните ее (как указано таблице №1). | ||
Вычислите дисперсию, коэффициент корреляции | ||
Интерпретируйте полученный результат (дать определение параметрам: дисперсия, коэффициент корреляции). | ||
Вставьте в электронные таблицы таблицу №2 на лист 2 «Содержание Hb в крови» и заполните ее (как указано таблице №2). | ||
Определите основные статистические показатели больных (используйте инструмент анализа Описательная статистика) | ||
Интерпретируйте полученный результат (дать определение параметрам: среднее, стандартная ошибка, медиана и.т.д.) | ||
Вставьте в электронные таблицы таблицу №3 на лист 3 «Реакция организма на введение ацетофоса » и заполните ее (как указано таблице №3). | ||
Объясните причину выбора выборок (зависимые или независимые) | ||
В данном примере выбираем Двухвыборочный тест с различными дисперсиями, т.к. имеется различное количество наблюдении: для мужчин 5, для женщин – 4. | ||
Интерпретация результатов. Средние значения холинэстеразы (83% для мужчин и 61% для женщин) довольно сильно отличаются и нулевая гипотеза о том, что разницы между группами нет (т.е. средние выборок равны между собой), отвергается. Это следует из того, что вероятность реализации нулевой гипотезы мала (р=0.014, что меньше чем уровень значимости 0.05) и величина вероятности случайного появления анализируемых выборок (Р(Т<=t) двухстороннее) меньше уровня значимости (р=0.05) и расчетное значение t-статистика больше, чем t-критическое двухстороннее (табличное), можно считать, что различия между выборками не случайные, т.е. различия достоверные. Вывод. Организм женщины более чувствителен к действию ацетофоса, чем мужской с уровнем значимости р<0.05. Откуда взяты эти данные (выделенные полужирным шрифтом)? | ||
Вставьте в электронные таблицы таблицу №4 на лист 4 «Частота сердечных сокращении у мужчин и женщин » и заполните ее (как указано таблице №4). | ||
Объясните причину выбора выборок (зависимые или независимые) | ||
В данном примере выбираем Двухвыборочный t-тест c одинаковыми дисперсиями, т.к. количество наблюдении в выборках одинаковы | ||
Вывод.Достоверных различий между ЧСС мужчин и женщин нет, т.к. р=0.346, что больше 0,05 и расчетное значение t-критерия (-0,988) меньше t-критического двухстороннего (2.228). Откуда взяты эти данные? | ||
Вставьте в электронные таблицы таблицу №5 на лист 5 «Частота сердечных сокращении у мужчин и женщин до и после нагрузки » и заполните ее (как указано таблице №5). | ||
Объясните причину выбора выборок (зависимые или независимые) | ||
В примере выбираем Парный двухвыборочный t-тест для средних, т.к. исследование проводилось в пределах одной совокупности. | ||
Вывод.Выявлено достоверное возрастание ЧСС после физической нагрузки, т.к. р=0.000… гораздо меньше 0.05 и расчетное значение t-критерия (-11.406) больше t-критическое двухстороннего (2,201) (знак минус не учитывается. Откуда взяты эти данные? | ||
Итого: |
Приложение:
|
|
Таблица №1
Таблица учета рождаемости и смертности мед. статуправления | ||
Годы | Рождаемость | Смертность |
9,3 | 12,5 | |
7,4 | 13,5 | |
6,6 | 17,4 | |
7,1 | 17,2 | |
7,0 | 15,9 | |
6,6 | 14,2 | |
дисперсия | ||
коэффициент корреляции |
Таблица №2
Содержание Hb в крови | |
Больной | Hb в крови |
А | 75,7 |
Б | 70,1 |
В | 91,2 |
Г | 70,7 |
Д | 71,4 |
Е | 78,8 |
Задание №3
Изучалась реакция организма человека на введение ацетофоса. Измерялась активность холинэстеразы крови у мужчин и женщин через 2 часа после однократного введения ацетоса в дозе 2 мг/кг веса(в процентах к исходному фону). Можно ли по этим данным сделать вывод о большей чувствительности женского организма к действию ацетофоса?
Таблица №3
Реакция организма на введение ацетофоса | ||
№ | Мужчины | Женщины |
84,5 | 51,5 | |
85,6 | 75,7 | |
92,3 | 57,6 | |
69,3 | 60,4 | |
84,1 |
Задание №4
Необходимо проверить, достоверны ли различия ЧСС мужчин и женщин в рассматриваемом случае.
Таблица №4
Частота сердечных сокращении (ЧСС) у мужчин и женщин | |||||
№ | Пол | ЧСС | № | Пол | ЧСС |
М | Ж | ||||
М | Ж | ||||
М | Ж | ||||
М | Ж | ||||
М | Ж | ||||
М | Ж |
Задание №5
|
|
Необходимо проверить, достоверны ли различия ЧСС мужчин и женщин до и после (ЧССНАГР) физической нагрузки в рассматриваемом случае.
Таблица №5
Частота сердечных сокращении (ЧСС) у мужчин и женщин до и после (ЧССНАГР) физической нагрузки | |||||||
№ | Пол | ЧСС | ЧССНАГР | № | Пол | ЧСС | ЧССНАГР |
М | Ж | ||||||
М | Ж | ||||||
М | Ж | ||||||
М | Ж | ||||||
М | Ж | ||||||
М | Ж |