Виды деятельности учащихся и формы работы с классом

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и при­влекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных пережива­ний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзья­ми на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые воз­можны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и вос­питания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. …

Ценностно-ориентационная деятельность по существу представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убежде­ний, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет бо­гатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискус­сии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности. Общественная деятельность предполагает участие школьников в ор­ганах управления школой, различных ученических и молодежных объе­динениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по са­мообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выбо­ры и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффек­тивно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образо­вания, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий от­дых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, по­мнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздни­ки, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совмест­ные прогулки, походы и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: