Образовательная деятельность последних лет складывается под влиянием социально-экономических изменений. Переход к новым экономическим отношениям обусловил появление в образовании новых тенденций, характер которых нередко вызывает напряженность растерянность и недоумение. В законе об образовании говорится: «Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах…». И самый первый из них: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине». И еще: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности; создание условий для ее самореализации». Таким образом, мы видим, что государственный заказ образовательному учреждению строится только на общих принципах и ориентирах. Установить же конкретные цели и задачи воспитания - это сфера самоопределения самого педагогического коллектива. Эффективным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. С точки зрения теории воспитания ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными наиболее важными.
|
|
Воспитательная система как социально-педагогическое явление имеет следующие черты:
Ø Воспитательная система-это система социальная, ее функционирование осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
Ø Воспитательная система-это система педагогическая, ее содержание направлено на реализацию учебно-воспитательных задач.
Ø Воспитательная система-это система целостная, характеризующаяся упорядоченностью структуры связей и элементов.
Ø Воспитательная система-это система открытая. Она имеет множество связей с социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
Ø Воспитательная система-это система целенаправленная. Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы. Цель играет системообразующую роль.
Ø Воспитательная система-это система саморазвивающаяся. Способность системы к преодолению противоречий своего развития участниками педагогического процесса.
Воспитательная система, как неоднократно подчеркивалось, есть развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы – процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции, и этапы этого процесса. Значительный вклад в изучение процесса развития воспитательной системы внесли В.А. Караковский и А.М. Сидоркин. Ими установлено, что этому сложному, противоречивому, нелинейному процессу свойственны следующие закономерности:
|
|
Ø Преобладание внутренней детерминации процесса над внешней;
Ø Наличие и разрешение противоречий между хаосом и упорядоченностью, новациями и традициями в жизнедеятельности системы;
Ø Опережение развития структуры по сравнению с функциями;
Ø Возникновение кризисов, обусловленных рассогласованием структуры и функций и выражающихся в усилении дезинтегрирующих тенденций;
Ø Смена основной системообразующей деятельности или изменение ее смысла в результате преодоления кризиса;
Ø Сохранение в жизнедеятельности школы «зон неупорядоченности».
Любая воспитательная система проходит в своем развитии четыре стадии, такие как: 1) этап становления; 2) этап стабильного развития; 3) этап завершающий; 4) этап обновления и перестройки системы. Для каждого этапа характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.
Л.И.Новикова, А.В.Караковский, Н.Л.Селиванова выделяют следующие ее компоненты:
Ø Цели, выраженные в исходной концепции;
Ø Деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
Ø Субъект, ее организующий и в ней участвующий;
Ø Рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект и некую общность.
Ø Среду системы, освоенную субъектом.
Ø Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Петербургские исследователи И.А.Колесникова и Е.Н.Барышников выделяют три компонента несколько составляющих частей:
Ø Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы: цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности воспитательной системы, методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы.
Ø Пространственно-временную структуру, состоящую из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся.
Ø Координационно-педагогический компонент, который включает в себя:
1. Совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
2. Воспитательные функции педагогического коллектива.
3. Систему повышения профессиональной компетентности педагогов.
4. Систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними.
5. Управление развитием воспитательной системы
Воспитательная система, как полагает В И. Беспалько, представляет собой взаимосвязанную совокупность таких инвариантных: