Образ человека

Как введение в описание хода человеческой жизни я хотел бы набросать вкратце некоторые представления о человеке, на которых я позже, в главе 6, остановлюсь подробнее.

(1) Механистически-материалистический образ человека, В конце 19 столетия человека рассматривали как "хомо машине" или "человек как дворец индустрии", этот образ еще в дни моей юности висел в витринах аптек. На нем человек изображался как совокупность различных деталей машин. Мозг был как бы центральной телефонной станцией, сердце - насосом, система пищеварения -угольной печью, трахея - дымовой трубой, из которой выходили клубы дыма. Тем временем в основном отказались от этого примитивного образа человека, но определенные составные части продолжают бродить как призраки. Одно из этих упорно сохраняющихся представлений - это представление о сердце как насосе.

В качестве перехода от механистического к химическому облику человека можно назвать нынешнюю так называемую "медицинскую модель": химические процессы в человеке должны обогащаться и управляться химическими средствами, а также испытывать влияние этих средств. Это приводит к медицине, которая желает лечить химическими средствами, и к нашей современной фармацевтической индустрии, производящей эти средства тоннами и обрушивающей их на людей в западном мире.

(2) Биологический образ человека.

Сюда попадает прежде всего биохимический образ человека, для которого каждое внешнее проявление человека является прежде всего результатом сложных химических процессов. Под этим понимаются не только химические процессы обмена веществ или электоро-химические процессы в мозгу, но и психические процессы, такие, как мышление, чувствование и воление. Для духовных ценностей и норм в этом портрете нет места, хотя биохимики сами длительное время манипулируют ценностями и нормами.

Наряду с портретом человека, определяемым как биохимический, под эту категорию попадает также зоологический образ человека, который основан главным образом на учении о наследственности и поддерживается биохимиками путем исследования молекулярного состава носителей наследственности. Здесь человек не более, чем высшее млекопитающее, возникшее в результате случайной селекции и мутации. Узкая область, где можно сравнивать поведение шимпанзе с поведением человека, исследуется с усердным удовольствием специалистами, которые в остальном, кажется, остаются слепыми ко всей огромной области различий.

Сторонников биологического облика человека можно объединить под понятием нативисты. Это люди, которые хотят объяснить все наследственностью и генетикой. Все они защищают свой взгляд на человека с агрессивностью и сарказмом в отношении инакомыслящих.

(3) Психологический образ человека.

В этом облике человека в центре внимания находятся психика и психические процессы в человеке. Вначале здесь возникла наука о поведении, исходящая из того, что происходящее внутри человека доступно лишь субъективному описанию. Но поведение можно оценить объективно, то есть исследовать научно. То, что происходит в человеке, можно оставить в стороне как "черный ящик", то, что входит (раздражение) и что выходит (реация), можно установить. Так возник бихевиорихм, исследование поведения или психология реакции на раздражение.

Эмпиризм применяет это представление о человеке к образованию и воспитанию. С помощью опыта, приобретенного при тренировке изголодавшихся голубей и крыс, была разработана техника дрессировки и манипуляций, которые затем были просто перенесены на процессы человеческой жизни. Отсюда возникли широко известные проекты программированного обучения, экзаменов с выбором правильного ответа из списка. Эмпиристы едва ли принимают в расчет наследственную предрасположенность, по их мнению, наследственность так многообразна и открыта, что поведение практически исключительно определяется окружением (культурой и воспитанием). Наука о поведении в настоящее время оказывает решающее влияние на социологию, психологию и экономическое учение, хотя кульминация этой моды уже пройдена.

(4) Персоналистически-духовный образ человека

Здесь упор делается на значение, которое имеет для человека высшее "Я" на личность, ставящую перед собой цели, взвешивающую и выбирающую, находящую и устанавливающую ценности и нормы. Оно все отчетливее проявляется в ходе жизни как своего рода красная нить, проходящая через всю биографию.

Для многих художников, в особенности для авторов биографий привлекательной темой является описание развития человеческой личности до достижения мудрости или глупости, благоразумия или слабоволия, в здоровом состоянии или в болезни. Результаты простираются от грошовых банальных изданий до монументов мировой литературы. Но еще несколько десятилетий тому назад это была литература, а не наука, пока наконец все больше психологов и педагогов не осознали односторонность и скудость науки о поведении и не начали искать путей, как при их точке зрения на человека и его социальную деятельность учесть духовное развитие человека. Отсюда возникли педагогические течения, которые не хотели больше рассматривать учебу как дрессировку и сообщение определенных доктрин по заранее намеченным программам, а возвели в педагогическую цель такие понятия, как самооткрытие, саморазвитие и самореализация.

При этом они примкнули к словам Гераклита, который считает, что воспитывать это не наполнять ведро, а разжигать огонь.

После 1945 года возникло новое психологическое направление, гуманистическая психология, занимающаяся описанием и исследованием человеческой личности, ее проявлениями и ее развитием, включая упомянутую выше возможность достичь психического здоровья, активного душевного покоя, способности к творчеству и мудрости. В область, где до сих пор господствовали почти исключительно биологи и бихевиористы, проникают такие понятия, как экологическое равновесие и лучшее качество жизни вместо самого высокого жизненного уровня. Это направление развития сегодня видно так отчетливо, оно привело к такому революционному изменению в нашей системе ценностей, что мы могли бы говорить почти о духовно-социальной революции. Вот, вероятно, революция двадцатого века.

Этого короткого изложения достаточно в качестве введения в описание жизни человека. В главе 6 различные концепции человека будут рассмотрены подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: