При организации и планировании перевозок различают два показателя использования подвижного состава по времени. Один из них - показатель времени нахождения подвижного состава на линии Тл - характеризует общее время нахождения подвижного состава вне АТО. Фактическое время нахождения ПС на линии определяют по путевым листам как разность между временем возвращения и временем выезда подвижного состава из гаража.
Другим показателем является время в наряде Тн, т. е. время производительной работы подвижного состава на линии, которое складывается из времени движения Тд, времени простая под погрузкой и разгрузкой Тп.р и времени планируемых простоев по техническим надобностям (заправка, осмотр) и отдыха водителя в пути Тп.п, т. е. Тн = Тд + Тп.р+ Тпп
Предоставляемое водителю время для приема пищи при определении времени в наряде не учитывается.
Планируемое время нахождения ПС в наряде определяют исходя из режима работы АТС (односменная, двухсменная), режима работы обслуживаемой клиентуры, характера и срочности перевозок, режима ТО и Р автомобилей, а также времени на один оборот или на ездку по отдельным маршрутам. Под оборотом понимают пробег ПС по заданному маршруту с обязательным возвращением в первоначальный пункт погрузки.
|
|
При планировании показатель времени в наряде по заданному маршруту перевозки груза рассчитывают следующим образом. Определяют время оборота подвижного состава по маршруту:
Тоб = Lоб / Vт + tпр z
где Lоб - пробег подвижного состава за 1 оборот, км; Vт - средняя техническая скорость, км/ч; z -количество ездок за оборот; tпр - время простоя под П-Р на одну ездку, ч.
В зависимости от времени одного оборота и принятого режима работы подвижного состава определяют возможное количество оборотов n по маршруту:
n = Тн '/ Тоб
где Тн '- принятый режим работы ПС на линии, ч.
Дробное значение числа оборотов округляют до целого числа, после чего рассчитывают показатель времени в наряде, исходя из целого числа оборотов:
Тн = Тоб п + То + Тпп,
где То - время нулевого пробега, ч; Тпп - время простоя по различным причинам, ч.
В развернутом виде время в наряде будет иметь вид
Тн = (Lоб / Vт + tпр z,) n + Lo / Vm + Tnn.
Время нахождения подвижного состава на линии Тл определяют с учетом времени обеда водителя Тод, продолжительность которого устанавливают в зависимости от времени работы на линии (от 30 мин до 1 ч на одну смену работы):
Тл = Тн + Тод.
Время нахождения подвижного состава вне АТО необходимо определять для контроля за своевременным возвращением ПС после работы и составления графиков его работы на линии.
Среднее время нахождения подвижного состава в наряде Тн в целом по АТО определяется отношением:
|
|
- за один день работы Тнср = ∑Аэ Тн / ∑Аэ,
- за Д дней работы Тнср = ∑АэД Тн / ∑АэД.
Увеличение времени работы ПС на линии при рациональной организации транспортного процесса и труда водителей является необходимым условием повышения производительности АТС и снижения себестоимости перевозок. Передовые АТО в целях повышения эффективности использования ПС организуют его работу на линии в две и даже в три смены, соблюдая при этом установленный законодательством режим работы водителей.
Контрольные вопросы:
- По каким признакам нормируется время простоев ПС под П-Р?
- Какие операции учитываются при нормировании времени на погрузочно-разгрузочные операции?
- Какие мероприятия ведут к снижению сверхнормативного простоя АТС под П-Р?
- Как определяется время нахождения АТС на линии?
- Как определяется время нахождения АТС в наряде?