Сказки о животных

Этот вид сказок отличается от других главным образом тем, что действуют в них животные. В специальных исследованиях раскрывается, как исторически появились сказки о животных.

Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие.

Специального внимания заслуживает следующий вопрос: раскрывать ли учащимся аллегорию сказок о животных подобно тому, как это делается при чтении басен?

Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить свой хвост в прорубь и ловить рыбу и т. д., знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив, нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Совершенно прав В. Г. Белинский, который писал: «Пусть в сказке все говорит само за себя».

Итак, вначале сказка анализируется как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения (кто кого поддерживает и почему). Например, в I классе учащиеся читают сказку С. Михалкова «Сами виноваты», в которой действующими лицами являются заяц, зайчиха и медведь. Сказка небольшая по объему, в ней четко выражена идея. Своими вопросами и заданиями учитель направляет внимание детей на развитие действия в сказке, на мотивы поведения зайцев, на то, как те или иные действия их характеризуют.

— Как Заяц и Зайчиха устроились жить в лесу? Прочитайте.

— Что беспокоило Зайчиху?

— Почему не соглашался с ней Заяц?

— Как это его характеризует? Прочитайте обращение Зайчихи и ответ Зайца. Голосом передайте упрямство и зазнайство Зайца.

— Какова основная мысль первой части сказки?

— Как ее озаглавить?

— Прочитайте вторую часть. Почему вы считаете, что часть заканчивается предложением: «Стану я с ним возиться!»?

— Каким здесь показан Заяц? А Зайчиха? (Рассудительной, заботливой.)

. — Прочитаем вторую часть еще раз так, чтобы ярко передать интонацией голоса особенности Зайца и Зайчихи и свое к ним отношение.

Аналогично проводится работа над третьей и четвертой частями.

— Как автор показал, что Заяц за свое упрямство был жестоко наказан? (В первый раз Заяц отделался только разбитым носом, во второй раз остался без обеда и Зайчиха ошпарилась, а в третий раз остался не только без меда, но и без дома.)

— Прочитаем три сценки под общим заголовком «Расплата Зайца за свое упрямство». (Повторное чтение. Каждую сценку читают разные учащиеся.)

— Какие картинки вы бы нарисовали к сказке?

— Как автор относится к случившемуся? Прочитайте предложения, в которых он это передал.

— Какова основная мысль сказки?

— Почему это произведение называется сказкой? (Пример ответа ученика: «В жизни подобного с зайцами и медведем произойти не может; как во многих сказках, вначале звери построили себе жилье, а в конце сказки домик был разрушен; три раза был наказан заяц».)

— Прочитайте ту часть сказки, которая вам больше всего понравилась. Чем?

— Не приходилось ли вам с подобным упрямством встречаться в жизни?

— Как вы считаете: упрямый человек и настойчивый человек — это одно и то же? Приведите свои примеры в подтверждение.

— Составьте дома (устно) свою сказку, в которой звери бы тоже были наказаны за упрямство.

Как видим, только на последнем этапе работы над сказкой учитель поставил детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой стороны, они обогатили себя авторским подходом к определенным явлениям жизни.

Необходимо особо подчеркнуть, что в процессе чтения сказок учитель постоянно работает над формированием таких сторон навыка чтения, как сознательность и выразительность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы перевоплощаются в это животное и передают голосом его намерения, его отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть и правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употреблением в предложении.

Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются: сказка Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», сказка М. Горького «Воробьишко» и др.

Среди сказок о животных, помещенных в книгах «Родная речь», особо следует выделить группу сказок, в которых, наряду с животными, в качестве действующих лиц выступают явления природы: Мороз, Ветер, Солнце, Весна, Зима. Примером таких сказок являются сказки «Заяц, Косач, Медведь и Весна» В. Бианки.

«Весна идет» по К. Д. Ушинскому, «Сказка о Весне» Г. Скребицкого. Для всех сказок данного вида характерна четкая реальная основа — изменения в природе. Нереален лишь сам факт разговора птиц, зверей и других животных между собой (при этом содержание их переговоров тоже является жизненным). Учащиеся хорошо понимают, что «разговор» — это сказочная условность, делающая повествование ярким и живым.

Указанные особенности рассматриваемых сказок обусловливают характер вопросов и заданий: вопросы сказочного плана взаимодействуют с вопросами природоведческого содержания.

Сказочное описание явлений природы чрезвычайно много дает для развития речи учащихся, их творческого воображения и фантазии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: