Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор дол-
Глава 4. Методология стратегического планирования
4.3. Типы и элементы стратегии
жен быть определенным и однозначным. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям фирмы.
4.2. Особенности стратегического планирования
Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствующих снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач структурных подразделений предприятия. Для стратегического планирования характерны следующие особенности:
• стратегическое планирование должно дополняться текущим;
• стратегические планы разрабатываются на совещаниях выс
шего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;
• годовая детализация стратегического плана осуществляется
одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;
• большинство западных компаний считает, что механизм стра
тегического планирования должен быть усовершенствован.
Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.
Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения:
1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего. Его результат — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке, чтобы ответить на главный вопрос, выживет или нет фирма в конкурентной борьбе в будущем.
2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма
составления и реализации плана. Цели стратегического планиро
вания обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого
профессионализма и творчества плановиков; тесной связи фирмы
с внешней средой; активной инновационной политики; включения
всех работников предприятия в реализацию целей и задач страте
гического плана.
3. Процесс стратегического планирования требует для своего
осуществления значительных затрат ресурсов и времени по срав
нению с традиционным перспективным технико-экономическим
планированием.
4. Негативные последствия стратегического планирования, как
правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного.
5. Само по себе стратегическое планирование результата при
нести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реали
зации стратегического плана.
4.3. Типы и элементы стратегии
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Существуют два противоположных взгляда на понимание сути стратегии.
Первая трактовка вытекает из концепции централизованного планирования. Она предусматривает разработку системы целей, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности, которые должны быть достигнуты за длительный промежуток времени. После этого составляется план мероприятий, реализация которого должна обеспечить выполнение поставленных целей. В таком понимании стратегия означает план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии заключается в нахождении цели и составлении долгосрочного плана. Это понимание стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде и внутренней структуре предприятия детерминированы, управляемы и поддаются полному контролю со стороны аппарата управления фирмой.
Глава 4. Методология стратегического планирования
Вторая трактовка рассматривает стратегию как траекторию движения фирмы в перспективном периоде, определяющую направление развития, сферы деятельности, систему взаимоотношений фирмы с другими субъектами хозяйствования и приводящую фирму к ее целям. В таком понимании стратегии исключается детерминизм в окружающей среде, а сама стратегия предусматривает свободу выбора участников хозяйственной деятельности с учетом изменяющейся ситуации.
Следует различать корпоративную и функциональную стратегии. Корпоративная деловая стратегия относится к фирме в целом, а функциональная служит для обозначения конкретной функции фирмы в рамках общей стратегии. Понятие функциональной стратегии отражает степень проникновения идеи стратегического планирования с высшего уровня управления фирмой до низовых
структурных подразделений.
При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы, рассмотрение которых позволит выяснить причины, почему фирма применяет одну стратегию, а не другую, и ситуации, в которых конкретная стратегия может оказаться успешной. К этим стратегиям относятся:
• стратегия концентрированного роста;
• стратегия интегрированного роста;
• стратегия диверсифицированного роста;
• стратегия сокращения.
К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли. Конкретными типами стратегий в этой группе являются стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка.
Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции и стратегия предшествующей верти-
кальной интеграции. Первая направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками. Вторая выражается в приобретении, создании или установлении контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции.
Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли. Основными стратегиями этой группы являются следующие:
• стратегия концентрической диверсификации — производст
во новых продуктов на базе существующего бизнеса;
• стратегия горизонтальной диверсификации — рост на суще
ствующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей
технологии, отличной от используемой;
• стратегия конгломератной диверсификации — фирма рас
ширяется за счет производства изделий, технологически не свя
занных с традиционно выпускаемыми продуктами, которые реа
лизуются на новых рынках.
Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Выделяют четыре типа стратегий сокращения: стратегия ликвидации; стратегия быстрого успеха; стратегия сокращения расходов,
стратегия сокращения.
Следует отметить, что предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно.
4.4. Технология планирования стратегии
Процесс стратегического планирования включает следующие
этапы:
• оценку текущей стратегии;
• анализ портфеля продукции;
• выбор стратегии;
Глава 4. Методология стратегического планирования
4.4. Технология планирования стратегии
• оценку выбранной стратегии;
• разработку стратегического плана;
• разработку системы бизнес-планов.
Рассмотрим эти этапы.
1. Оценка текущей стратегии.
Она должна дать представление о том, в каком состоянии находится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эффективны. В процессе анализа необходимо ответить на следующие вопросы:
• Какова структура потребностей, порождающих спрос в дан
ной отрасли?
• Какие характеристики продукции способствуют успеху на
рынке?
• Какие входные и выходные барьеры существуют в отрасли?
• Какие ключевые факторы успеха есть в отрасли?
На основе приведенных критериев необходимо провести сравнительный анализ отраслей и рынков, в которых работает предприятие, в целях оценки риска, их потенциальной прибыльности и выявить, насколько существующая в фирме деловая стратегия соответствует возможностям и специфике хозяйствования в этих отраслях.
2. Анализ портфеля продукции.
Он дает наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса связаны между собой. Анализ продукции дополняет и детализирует сведения, полученные при оценке текущей стратегии. Выделяют несколько этапов алгоритма анализа: выбор уровней анализа; выделение объектов анализа; определение показателей, применяемых при анализе портфеля продукции; сбор, систематизация и анализ данных; комплексная оценка существующего портфеля продукции предприятия.
3. Выбор стратегии.
Он осуществляется на основе трех составляющих: ключевых факторов успеха, характеризующих стратегию; результатов анализа портфеля продукции; альтернативных вариантов стратегий. Среди ключевых факторов, характеризующих успех применяемой страте-
гии, можно выделить: преимущества фирмы и отрасли, в которой фирма осуществляет свою деятельность; цели фирмы; интересы и отношение к стратегии собственника и высшего руководства; финансовые ресурсы; квалификацию менеджерского персонала; обязательства фирмы; степень зависимости фирмы от внешней среды; фактор времени и т.д.
4. Оценка выбранной стратегии.
Она осуществляется в виде анализа того, как учтены решающие факторы при ее формировании. Анализ позволяет определить, приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. Если стратегия соответствует целям, проводится дополнительный анализ, чтобы установить:
• соответствие стратегии состоянию и требованиям окружаю
щей среды (динамике рынка, жизненному циклу изделия, конкурент
ным барьерам и конкурентным преимуществам и другим факторам);
• соответствие потенциалу и возможностям фирмы (другим
стратегиям, которые уже реализуются фирмой, структуре фирмы,
потенциалу);
• приемлемость риска, заложенного в стратегии (реалистич
ность предпосылок, негативные последствия, насколько оправдан
риск).
5. Разработка стратегического плана.
Принятая стратегия служит основой для составления стратегического плана фирмы. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. Наступательный план предполагает деловое развитие предприятия. Он создается крупными фирмами, обладающими высоким потенциалом, и предполагает освоение новой продукции, выход на новые рынки, значительные инвестиции в расширение хозяйственной деятельности и т.д. Оборонительный план нацелен на удержание достигнутых на рынке позиций и содержит меры, предупреждающие негативные последствия рынка и банкротство предприятия.
В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и
Глава 4. Методология стратегического планирования
Контрольные вопросы для самопроверки
показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее в последнее время наметилась общепринятая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как фирма и ее структурные подразделения распоряжаются своими ресурсами.
Стратегический план может включать следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции
6. Разработка системы бизнес-планов.
Бизнес-план является составной частью стратегического плана. На практике часто бизнес-план заменяет собой стратегический план. Различия между стратегическим и бизнес-планированием состоят в следующем. Во-первых, в отличие от стратегического плана бизнес-план содержит не весь комплекс общих целей фирмы, а только некоторые из них, реализация которых требует определенного объема инвестиций. Во-вторых, в отличие от стратегических планов бизнес-планы имеют четко очерченные временные границы, обусловленные сроками реализации планируемого мероприятия.
С помощью бизнес-плана должно быть обосновано каждое мероприятие стратегического плана, требующее инвестиционных ресурсов для своей реализации.
Рекомендуемая литература
1.Л 1, раздел 3, с. 64-123.
2. Л 16, раздел 4, с. 118-131.
3. Л 27, раздел 9, с. 283-337; глава 10, с. 338-372.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите основные функции стратегического планирования и рас
кройте их содержание.
2. Какие требования предъявляет стратегическое планирование к ра
ботникам аппарата управления?
3. Укажите наиболее существенные различия между стратегическим
и оперативным управлением.
4. Укажите формы, в которых может проявляться отсутствие страте
гического подхода в управлении предприятием.
5. Назовите этапы процесса стратегического планирования.
6. Сформулируйте различия между стратегическим управлением и
стратегическим планированием.
7. Раскройте сущность основных компонентов стратегического пла
нирования.
8. Сформулируйте цели оценки внешней среды предприятия.
9. Какие результаты помогает получить анализ внешней среды?
10. Назовите наиболее распространенные способы наблюдения за
внешней средой фирмы.
11. Укажите факторы макроокружения фирмы и раскройте их содер
жание.
12. Укажите факторы непосредственного окружения фирмы и рас
кройте их содержание.
13. Какие области хозяйственной деятельности предприятия иссле
дуются при анализе и оценке внутренней среды фирмы?
14. Укажите преимущества и недостатки финансового анализа при
оценке внутренней среды фирмы.
15. Назовите сильные и слабые стороны предприятия, выявленные
в процессе стратегического анализа.
16. Назовите возможности и угрозы предприятия, выявленные в про
цессе стратегического анализа.
17. Дайте характеристику четырех полей матрицы.
18. Раскройте сущность метода составления профиля внешней среды.
19. Укажите, какое значение имеет миссия для жизнедеятельности
фирмы.
20. Исходя из каких требований определяется содержание миссии
фирмы?
21. С учетом каких пяти факторов должна вырабатываться миссия
фирмы?
22. Какие параметры должна включать миссия фирмы?
23. Чем определяется роль целей предприятия в стратегическом пла
нировании?
24. Назовите направления формирования целей предприятия.
25. Каким может быть рост предприятия, отражаемый в целях его
развития?
А.И. Ильин
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по экономическим
специальностям и направлениям
специальностей |
высших учебных заведений |
4-е издание, стереотипное |
Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов экономических спеииальнпгтал
Ьм»'.
*.,
ИИИСК ООО «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2003
Глава 5
ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
И ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
Стратегический план устанавливает основные цели деятельности предприятия и пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных мероприятий по изменению исходного состояния предприятия (проектов). На стадии стратегического планирования составляются еще два относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций. В них идеи нововведений, полученные на стадии составления стратегического плана, получают дальнейшую детальную проработку. Все три плана различаются уровнем детализации информации о планируемых нововведениях.
Планирование инноваций рассматривается как промежуточный этап между планированием стратегии и детальным планированием инвестиций. Здесь тщательно анализируются альтернативы по реализации идей стратегического плана, поскольку проводить такую работу на этапе инвестиционного планирования слишком дорого. План инноваций должен содержать информацию, необходимую для планирования инвестиций. Он необходим также для разграничения и установления взаимосвязей между общим управлением предприятием, управлением изменениями (проектами) и техническим управлением технологическими процессами.
Процесс принятия инвестиционных решений является неотъемлемой частью стратегического планирования, которое должно обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов, направляемых на достижение целей. Инновационное и инвестиционное планирование можно рассматривать как процесс планирования реализации выбранной стратегии.
г
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
5/ Сущность инвестиций и инвестиционного процеса
Следует отметить, что связи стратегического планирования с инновационным и инвестиционным процессами мало изучены. Иногда эти процессы отождествляются. Наиболее перспективным подходом является тот, при котором планирование нововведений и инвестиций рассматривается как процедура стратегического планирования. Поскольку инвестиции подразумевают долгосрочное вложение ресурсов, то инвестиционные решения должны быть ориентированы на долгосрочную перспективу. Инвестиционные решения, по своей сути, всегда являются стратегическими решениями.
Известный специалист в области инвестиционного планирования Д. Норткотт в своей книге «Принятие инвестиционных решений» отмечает, что «хотя все проекты, которые мы обследовали, полностью согласовывались со стратегическим планом фирмы и вытекали из него, можно было сказать, что стратегический план был сформирован с учетом тех проектов, которые можно было предугадать в момент составления стратегического плана». Это утверждение является лучшим свидетельством того, что планирование стратегии, инвестиций и инноваций является функциональным процессом, органически связанным с единым процессом стратегического планирования. Такой методологический подход к стратегическому планированию позволяет в процессе выбора и реализации стратегии легче преодолевать проблемы, связанные с такими внешними и внутренними факторами, характерными для переходного периода, как нестабильная экономика, дефицит ресурсов, инфляция, усиление конкуренции, социальные проблемы, возрастающие требования к качеству товаров и услуг и т.д.
Реализация стратегии предприятия, как правило, связана с инвестициями, особенно если речь идет о стратегиях роста. Под инвестициями понимаются ресурсы, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта.
Необходимость инвестиций при реализации стратегии предприятия может быть обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы: обновление материально-технической базы предприятия; увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности; освоение новых видов деятельности; повышение качества продукции.
Планирование инвестиций относится к наиболее сложной и ответственной области принятия решений, что обусловлено следующими факторами: различными видами инвестиций и стоимостью инвестиционных проектов; множественностью альтернативных вариантов инвестиционных проектов; ограниченностью ресурсов; огромным риском, связанным с принятием инвестиционных решений; необходимостью скорейшего получения отдачи от инвестиций и т.п.
Проблема состоит в том, что степень риска и ответственности за принятие инвестиционного решения может быть различной. Например, если речь идет о замене имеющихся производственных мощностей, то решение может быть найдено достаточно просто и принято безболезненно, поскольку альтернативные варианты решений обусловлены техническими параметрами оборудования и требованиями продукции. Сложность здесь состоит только в том, чтобы обеспечить их соответствие.
Иначе выглядит задача, если необходимо инвестировать процесс освоения новых видов деятельности. В данном случае при принятии решения необходимо учесть целый ряд трудно поддающихся оценке факторов: возможность освоения рынка; изменение положения фирмы на рынке; цену товара, объем продаж, финансовое положение и др.
Ущерб от риска растет с увеличением стоимости инвестиционных проектов, что обусловливает различную глубину проработки инвестиционных решений при планировании инвестиций, а также необходимость установления права принятия инвестиционных решений и ответственности плановых работников в зависимости от вида и объема инвестиций.
Работа предприятия по формированию и реализации инвестиционных ресурсов называется инвестиционной деятельностью.
Величина инвестиций определяется стоимостной оценкой ресурсов и ценностей, направляемых в предпринимательскую деятельность. Инвестиции могут быть реализованы в основные производственные фонды (долгосрочные активы), ноу-хау (нематериальные активы), материалы и оснастку (текущие активы). Активы, используемые для производства товаров и услуг, составляют капитал главное имущество предприятия. Его номинальная величи-
на совпадает с величиной инвестиций, трансформируемых в активы (рис. 5.1).
Инвестиционная деятельность служит для воспроизводства капитала. Капитал используется в хозяйственной деятельности пред-
приятия для получения прибыли. На основе прибыли вновь формируются инвестиционные ресурсы.
Эти виды деятельности связаны денежными потоками, которые имеют две фазы движения. Характер денежных потоков зависит от специфики капитала и формы его использования. Так, затраты основного капитала воспроизводятся посредством амортизационных отчислений, которые возвращают часть инвестиций в денежной форме. Они составляют основную часть инвестиционных ресурсов, направляемых в последующем для воспроизводства основного капитала. Таким образом, на первой фазе к инвестору поступают амортизационные отчисления и чистая прибыль, которые в сумме составляют чистый доход и служат основой для оценки экономической эффективности инвестиций.
На второй фазе к инвестору поступают средства от реализации производственных фондов в случае сокращения или ликвидации производства. Сюда входит выручка от реализации оставшегося оборудования, материальных запасов, незавершенного производства, малоценного имущества, инструмента и т.д.
Инвестиционные ресурсы представляют собой специфический товар, за пользование которым инвестор взимает плату. Минимальная плата за инвестиции эквивалентна доходу от хранения инвестиций на депозитном счете в банке.
В планировании инвестиции могут принимать самую различную форму. Это различие обусловлено: разными объектами инвестирования; наличием различных источников формирования инвестиционных ресурсов; различным уровнем риска их осуществления; особенностями организации процесса инвестирования; различием субъектов инвестиционной деятельности и прочими факторами.
Перечисленными обстоятельствами вызвана необходимость научно обоснованной классификации инвестиций. Принято различать следующие классы инвестиций:
1. В соответствии с объектом инвестиций выделяют:
• реальные (капиталообразующие) инвестиции — долговременные вложения средств в производство, связанные с приобретением реальных активов;
' портфельные (номинальные) инвестиции— вложения
**|JCi I L- I ft Xi 1ЮТ.ТТТТ Та £\1 Г"ж f Г* Гч Г Т"» nn ттт { т-r л ^* \ I ■ ш* * нчн w-ч л «-к «л л wrvrtir rt-rwi-v v **»»* г» —■ f\
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
5 1 Сущность инвестиции и инвестиционного процеса
ча за счет собственных средств кредита. В случае портфельных инвестиций основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, как правило, осуществляемое посредством операций покупки и продажи ценных бумаг. Таким образом, портфельные инвестиции — это чаще всего краткосрочные финансовые операции;
• интеллектуальные инвестиции — вложение средств в подго
товку, переподготовку и повышение квалификации кадров (челове
ческий капитал), рекламу, в исследования и разработки (иннова
ции), социальные мероприятия. Их особенность в том, что объект
инвестирования и объект получения эффекта не совпадают ни во вре
мени, ни в пространстве, что затрудняет их планирование и оценку.
2. По связи с процессом воспроизводства (направленности действия) инвестиции подразделяются на три группы:
• нетто-инвестиции — начальные инвестиции, осуществляе
мые при создании или покупке предприятия, а также вкладывае
мые в расширение производственного потенциала (экстенсивные
инвестиции);
• реинвестиции — средства, направляемые на восстановление
изношенных и выбывших фондов. Реинвестирование — процесс
связывания вновь освободившихся инвестиционных ресурсов пос
редством их направления на приобретение или изготовление но
вых средств производства с целью восстановления изношенных
основных фондов предприятия. К реинвестициям относятся:
а) инвестиции на замену, в результате которых имеющиеся
объекты заменяются новыми;
б) инвестиции на рационализацию оборудования. При этом
имеется в виду, что рационализация не изменяет производствен
ную мощность и качество продукции, направлена на снижение из
держек производства;
в) инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением
номенклатуры продукции, созданием новых видов продукции и
освоением новых рынков сбыта;
г) инвестиции на обеспечение выживания предприятия в пер
спективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу,
охрану окружающей среды;
• брутто-инвестиции, которые состоят из нетто-инвестиций
и реинвестиций.
В практике планирования инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений.
3. По источникам финансирования инвестиции могут быть:
• собственные, включая следующие источники финансирова
ния: амортизационные отчисления; прибыль, остающуюся в рас
поряжении предприятия; средства от реализации активов; средст
ва акционеров;
• заемные, включая банковские и бюджетные кредиты, обли
гационные займы;
• лизинговые инвестиции в форме финансового, оперативного
и возвратного лизинга;
• инвестиционные ассигнования из республиканского и мест
ного бюджета и внебюджетных фондов;
• зарубежные инвестиции, включая источники: капитал и
кредиты иностранных юридических и физических лиц;
• международные инвестиции, состоящие из кредитов Все
мирного банка, Европейского банка реконструкции и развития,
средств международных фондов и т.п.
4. В зависимости от уровня риска инвестиции делятся на сле
дующие категории:
• инвестиции, по которым уровень риска не определяется, на
пример обязательные инвестиции, направляемые на замену выбы
вающих производственных мощностей;
• инвестиции с уровнем риска ниже среднего, например нап
равляемые на снижение издержек производства;
• инвестиции со средним уровнем риска, направляемые на
расширение производства;
инвестиции с уровнем риска выше среднего, направляемые в производство новой продукции;
инвестиции с наивысшим уровнем риска, вкладываемые в научные исследования и разработки.
рц у ным процессом инвестиции могут быть: |
точки зрения организации и управления инвестицион-
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
, 2 Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
• локальные, осуществляемые в соответствии с решениями об
отдельных инвестиционных объектах;
• глобальные, осуществляемые на основе инвестиционных
программ.
6. В зависимости от субъектов инвестиционной деятельнос
ти инвестиции делятся на:
• инвестиции граждан, предприятий негосударственных форм
собственности (частные);
• государственные инвестиции;
• иностранные инвестиции;
• совместные инвестиции.
7. В зависимости от вида (предмета) инвестиций:
• материальные (движимое и недвижимое имущество, иму
щественные права, включая право владения землей и природными
ресурсами);
• финансовые (денежные средства, права на участие в делах
других фирм, долговые права);
• нематериальные инвестиции (опыт и знания специалистов,
патенты, авторские права и т.п.).
5.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
Эффективность развития экономики любой страны во многом зависит от уровня и характера инвестиционной деятельности. Состояние инвестиционной деятельности в СНГ нельзя признать благополучным. По оценкам экспертов, суммарные инвестиции в бывших республиках СССР за 1990-2000 годы сократились более чем в 5 раз. Особенно значительное снижение инвестиций произошло в отраслях, определяющих индустриальный облик стран, например в машиностроении.
Изношенность основных фондов по всем группам достигла критической отметки — 60%. Так, в промышленности средний показатель износа по состоянию на 01.01.1999 года составил 59%, в том
числе по машинам и оборудованию — 75%. Аналогичное положение сложилось и в других производственных отраслях.
В то же время мировой опыт свидетельствует, что для эффективного функционирования экономики ежегодные инвестиции должны составлять около 30% от ВВП. Фактический объем инвестиций составляет не более половины от этой величины.
Ситуация с обновлением производства усугубилась тем, что на предприятиях отсутствуют реальные условия, источники и стимулы инвестиционной деятельности. В то же время причина убыточности предприятий, низкого качества и конкурентоспособности продукции заложена в отсталости производства, его высокой затратности. Все это ведет к потере рынков сбыта продукции — не только внешних, но и внутреннего.
Низкая инвестиционная активность связана с двумя факторами: отсутствием средств, направляемых на инвестирование производства, и невосприимчивостью предприятий к нововведениям (инновациям).
Рассмотрим эти проблемы более подробно. Первая проблема — формирование инвестиционных ресурсов. Основные причины сокращения внутренних (собственных) инвестиционных ресурсов: резкий рост цен на все виды потребляемых ресурсов и неопределенность их динамики; сокращение бюджетных ассигнований; ограниченность кредитных ресурсов и высокие процентные ставки; инфляция и политика обменного валютного курса, приведшие к уменьшению величины оборотных средств предприятий; взаимные неплатежи и высокий удельный вес в финансовых расчетах бартерных операций; принудительный порядок распределения денежных средств; низкая инвестиционная привлекательность предприятий для населения и зарубежных инвесторов; отсутствие четкой перспективы в приватизации, реструктуризации, санации и банкротстве государственных предприятий и т.д.
Объем внутренних средств, которые можно было бы привлечь Для инвестирования, незначителен и включает следующие составляющие: сбережения населения; накопления предприятий, органи-Щии; кредиты банков и государственный бюджет. Наиболее реаль-м источником в сложившихся экономических условиях должны
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
были стать накопления предприятий. Для этого в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрена система отражения источников и объемов финансирования обновления основных фондов на резервных счетах и субсчетах, позволяющая предприятиям аккумулировать и использовать амортизационные отчисления и часть прибыли. Однако возможности предприятий оказались ограниченными. Именно в силу названных обстоятельств произошло сокращение доли амортизационных отчислений в инвестициях более чем в 2 раза. При этом наблюдалось не только изменение структуры источников финансирования воспроизводства основных фондов, но и сокращение их объемов. Основные причины следующие.
Амортизационные отчисления не обеспечивают простое воспроизводство основного капитала предприятия вследствие обесценения амортизационных фондов. Этому способствуют недостатки механизма индексации амортизационных отчислений, выражаемые в отставании темпов индексации остатков начисленных амортизационных фондов от темпов изменения восстановительной стоимости основных фондов.
Выручка от реализации продукции предприятий не обеспечивает простого воспроизводства оборотного капитала вследствие разрыва во времени между ценообразованием, реализацией товара и получением денег за товар. В результате возникает дефицит прибыли для создания инвестиционных ресурсов и пополнения оборотных средств.
Сокращается возможность получения кредита на инвестирование и оплату стоимости кредита.
Кризис в сфере накопления и расходования амортизационных отчислений ведет к невосполнимым потерям в строительной отрасли.
Поэтому важнейшим условием активизации инвестиционной деятельности является совершенствование амортизационной политики, под которой понимается совершенствование нормативов и методов начисления амортизации, системы переоценки (оценки) основных фондов, обеспечение сохранности и целевого использования амортизационных отчислений.
5 2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности 153
Основные направления совершенствования амортизационной политики:
• целевое расходование на создание амортизационного фонда
части выручки, поступающей на счета платежеспособных пред
приятий;
• сокращение количества норм амортизационных отчислений;
• внедрение нелинейных методов начисления амортизацион
ных отчислений с сохранением нормативных сроков эксплуата
ции основных фондов;
• применение двойных стандартов амортизационных отчисле
ний для налогообложения и для отнесения на себестоимость
(предполагается, что количественно эти группы отчислений будут
различаться — первая должна содержать 5-6 нормативов, вто
рая — 35-40);
• дифференциация нормативов амортизационных отчисле
ний, используемых для расчета себестоимости в зависимости от
состояния фондов и финансового состояния предприятия, возмож
ность применения механизмов ускоренной амортизации, измене
ния режима начисления таких отчислений (от ускоренного к обыч
ному и наоборот).
В условиях ограниченности внутренних инвестиций большую роль в обновлении производства могут сыграть зарубежные инвестиции, поступающие по следующим каналам:
• финансирование по государственным линиям и под государ
ственные программы;
• инвестирование негосударственных проектов под гарантии
государственных финансовых органов;
• индивидуальное инвестирование (вкладывание средств ино
странным инвестором под свои собственные проекты).
Для привлечения иностранного капитала должны быть созданы соответствующие условия:
1 • Нормативная база. Для привлечения инвесторов в законодательных и нормативных документах должны быть четко зафикси-ованы права, гарантии и льготы, особенно в отношении частной обственности. При этом должно быть обеспечено строгое соблю-
154 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
дение законов всеми субъектами хозяйствования и государственными органами.
2. Информационная система, обеспечивающая иностранных
инвесторов данными об экономическом состоянии государства,
развитии законодательной базы, имеющихся инвестиционных
проектах, потенциальных заемщиках и т.п.
3. Четкая система сбора, рассмотрения и утверждения проек
тов, финансируемых иностранными инвесторами.
4. Определенность экономической политики государства, осо
бенно в таких областях, как разгосударствление и приватизация, це
нообразование, финансово-кредитная политика, налогообложение
и т.п.
5. Экономическая стабильность. Инвестиционный климат за
висит прежде всего от макроэкономического равновесия, предпо
лагающего низкий уровень инфляции и стабильный валютный
курс. Это равновесие может быть достигнуто благодаря строгой
денежно-кредитной политике, отказу от кредитной экспансии и за
ниженных процентных ставок, введению жесткой финансовой и
бюджетной дисциплины, открытой внешнеторговой политике;
свободному ценообразованию; режиму свободной текущей кон
вертируемости белорусского рубля по единому курсу, определяе
мому рыночным спросом и предложением.
6. Устранение препятствий вывозу за рубеж дохода от инвести
ций, возврату инвестированных сумм без дополнительных затрат.
7. Развитая система страхования имущества и рисков инос
транных инвесторов.
8. Возможность свободной конвертации иностранной и нацио
нальной валюты в обоих направлениях.
9. Развитие деловой инфраструктуры, включая бизнес-отели, те
лекоммуникации, банковское обслуживание, транспорт и т.п.
10. Защита от организованной преступности, политическая
стабильность.
11. Квалифицированная рабочая силы с высокой производи
тельностью труда.
12. Предсказуемость налоговых изменений, недопустимость
принятия решений «задним числом».
52 Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности 155
13. Развитая система маркетинговых услуг.
14. Устранение различных бюрократических препятствий на
пути создания и регистрации совместных и иностранных предпри
ятий. Любому иностранному инвестору должна быть предоставле
на свобода выбора: что и как производить, где инвестировать, для
кого производить и по какой цене продавать.
В конечном счете создание благоприятного инвестиционного климата предполагает обеспечение в стране деловой среды, гарантирующей любому инвестору максимальный доход при минимальном риске, высокий уровень экономической свободы и безопасность частной собственности.
При формировании инвестиционного климата предпочтение необходимо отдавать тем иностранным инвесторам, которые вкладывают средства во внедрение современных технологий, требующих обслуживания высококвалифицированными кадрами, когда организуется выпуск технически сложной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции и экспорта. В результате быстро и глубоко структурно перестраивается производство, увеличивается приток конвертируемой валюты, существенно меняется внешнеторговое сальдо страны.
Меньшим приоритетом должны пользоваться проекты, предполагающие поступление капитала в форме машин, оборудования, технологии, сырья для производства дешевых, не требующих сложных затрат труда товаров с потенциальным потреблением на внутреннем рынке. Это позволяет повысить занятость и активизировать потребительский спрос населения.
Таким образом, иностранные инвестиции — это проверенный способ выхода из кризиса и активизации производства в период трансформации экономики.
Вторая проблема, определяющая инвестиционную активность, —
это обеспечение восприимчивости к нововведениям. Необходимы
не просто инвестиции в производство, а такие вложения, которые
юзволяют выпускать высококачественную конкурентоспособную
одукцию на основе высоких технологий. Думается, что в усло-
иях дешевой рабочей силы и огромного рынка потребительских
товаров стран бывшего СССР иностранные инвесторы вряд ли бу-
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
j 3 Методика оценки инвестиционных проектов
дут заинтересованы в импорте высоких технологий. Поэтому основная задача в их освоении должна лечь на отечественные предприятия.
Мировая практика, особенно государств, ставших на путь индустриального перевооружения после второй мировой войны, например Японии, выработала универсальный набор мер, направленных на повышение восприимчивости производства к нововведениям:
1. Разгосударствление предприятий. Многие ученые и хозяйст
венники считают, что государственные предприятия совершенно не
приспособлены к работе в новых условиях и не имеют внутренних
стимулов к эффективной научно-технической деятельности. Поэто
му производительность труда, качество продукции, эффективность
производства на них по-прежнему остаются низкими. Многие иссле
дователи отмечают, что послевоенные успехи японских компаний
объясняются именно тем, что они не были государственными, рабо
тали в условиях жесткой внутренней и внешней конкуренции, прав
да, при макроэкономической поддержке государства.
2. Реструктуризация предприятий. Применительно к пред
приятию реструктуризация означает такие преобразования в про
изводственной и организационной структуре, технике и техноло
гии, хозяйственном механизме и т.д., которые позволили бы ему
адаптироваться к рыночной экономике, стать привлекательным
для инвесторов, восприимчивым к нововведениям. Реструктури
зация — это существенная кардинальная перестройка стратегии
предприятия во всех сферах деятельности, включая децентрали
зацию процесса принятия хозяйственных решений; реализацию
маркетинговой концепции управления; переориентацию дея
тельности всех структурных подразделений предприятия с про
межуточных показателей на конечные; разукрупнение предприя
тия (создание новых хозяйствующих субъектов из отдельных
подразделений); изменение кадровой политики и системы моти
вации труда; санацию и т.п.
Наиболее важным мероприятием, позволяющим активизировать инвестиционные процессы, является разукрупнение предприятий, которое, наряду с приватизацией, дает возможность при-
влечь средства населения в качестве инвестиций, снизить риск при проведении реформ, повысить заинтересованность трудовых коллективов во внедрении ноу-хау.
3. Государственная поддержка инвестиционной политики. Вы
сокие технологии требуют огромных затрат на научные исследова
ния и разработки. Поэтому правительства многих стран активно
стимулируют и поддерживают инновационные процессы. Однако
такая поддержка оказывается не в форме субсидий неконкуренто
способным предприятиям, а либо в виде финансирования НИОКР,
либо в предоставлении дополнительных льгот в форме частичного
или полного освобождения от налогов, ускоренной амортизации и
государственных заказов. Кроме того, принимаются меры неэконо
мического характера в виде ограничений на импорт товаров и техно
логий в поддерживаемых государством отраслях.
4. Создание эффективной государственной системы стан
дартизации и сертификации продукции, которая позволяет:
• создать современную информационную базу для принятия
перспективных и текущих экономических решений в области на
учно-технической политики, структурной перестройки, маркетин
говой политики, поощрения конкуренции и т.п.;
• обеспечить высокое качество и научно-технический уровень
выпускаемой продукции посредством покупки лицензий и копи
рования лучших зарубежных образцов продукции, развития собст
венной исследовательской и проектной базы, поощрения экспор
та, создания системы стандартов и т.д.
5. Переподготовка и повышение квалификации кадров в облас
ти освоения новых технологий. Именно с этого аспекта начина
лось создание признанной во всем мире японской системы управ
ления качеством продукции, которая отличается своей простотой,
наглядностью, высоким уровнем мотивации труда рабочих.