Выбор стратегии

Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководи­тели высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор дол-



Глава 4. Методология стратегического планирования


4.3. Типы и элементы стратегии




жен быть определенным и однозначным. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наиболь­шей степени удовлетворяющая потребностям фирмы.

4.2. Особенности стратегического планирования

Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется един­ственным способом формального прогнозирования будущих про­блем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, дает основу для при­нятия решений, способствующих снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач структурных подразделений предприятия. Для стратегического планирования характерны следующие особенности:

• стратегическое планирование должно дополняться текущим;

• стратегические планы разрабатываются на совещаниях выс­
шего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;

• годовая детализация стратегического плана осуществляется
одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;

• большинство западных компаний считает, что механизм стра­
тегического планирования должен быть усовершенствован.

Основное преимущество стратегического планирования состо­ит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев раз­вития событий.

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирова­ние имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его при­менения:

1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего. Его результат — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке, чтобы ответить на главный вопрос, выживет или нет фирма в конкурентной борьбе в будущем.


2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма
составления и реализации плана. Цели стратегического планиро­
вания обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого
профессионализма и творчества плановиков; тесной связи фирмы
с внешней средой; активной инновационной политики; включения
всех работников предприятия в реализацию целей и задач страте­
гического плана.

3. Процесс стратегического планирования требует для своего
осуществления значительных затрат ресурсов и времени по срав­
нению с традиционным перспективным технико-экономическим
планированием.

4. Негативные последствия стратегического планирования, как
правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного.

5. Само по себе стратегическое планирование результата при­
нести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реали­
зации стратегического плана.

4.3. Типы и элементы стратегии

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Существуют два противополож­ных взгляда на понимание сути стратегии.

Первая трактовка вытекает из концепции централизованного планирования. Она предусматривает разработку системы целей, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности, которые должны быть достигнуты за длительный промежуток времени. После этого составляется план мероприя­тий, реализация которого должна обеспечить выполнение постав­ленных целей. В таком понимании стратегия означает план дости­жения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии заключается в нахождении цели и составлении долгосрочного пла­на. Это понимание стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде и внутренней структуре предприятия детерми­нированы, управляемы и поддаются полному контролю со сторо­ны аппарата управления фирмой.


Глава 4. Методология стратегического планирования

Вторая трактовка рассматривает стратегию как траекторию движения фирмы в перспективном периоде, определяющую на­правление развития, сферы деятельности, систему взаимоотноше­ний фирмы с другими субъектами хозяйствования и приводящую фирму к ее целям. В таком понимании стратегии исключается де­терминизм в окружающей среде, а сама стратегия предусматрива­ет свободу выбора участников хозяйственной деятельности с уче­том изменяющейся ситуации.

Следует различать корпоративную и функциональную страте­гии. Корпоративная деловая стратегия относится к фирме в целом, а функциональная служит для обозначения конкретной функции фирмы в рамках общей стратегии. Понятие функциональной стра­тегии отражает степень проникновения идеи стратегического пла­нирования с высшего уровня управления фирмой до низовых

структурных подразделений.

При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы, рассмотрение ко­торых позволит выяснить причины, почему фирма применяет одну стратегию, а не другую, и ситуации, в которых конкретная стратегия может оказаться успешной. К этим стратегиям относятся:

• стратегия концентрированного роста;

• стратегия интегрированного роста;

• стратегия диверсифицированного роста;

• стратегия сокращения.

К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста от­носятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли. Конкретными типами стратегий в этой группе являются стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка.

Стратегия интегрированного роста реализуется путем еже­годного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Выделяют два основ­ных типа стратегий интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции и стратегия предшествующей верти-


кальной интеграции. Первая направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками. Вто­рая выражается в приобретении, создании или установлении кон­троля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фир­мой и конечными потребителями ее продукции.

Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли. Основными стратегиями этой груп­пы являются следующие:

• стратегия концентрической диверсификации — производст­
во новых продуктов на базе существующего бизнеса;

• стратегия горизонтальной диверсификации — рост на суще­
ствующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей
технологии, отличной от используемой;

• стратегия конгломератной диверсификации — фирма рас­
ширяется за счет производства изделий, технологически не свя­
занных с традиционно выпускаемыми продуктами, которые реа­
лизуются на новых рынках.

Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходи­ма реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Выделяют четыре типа стратегий сокращения: стратегия ликвида­ции; стратегия быстрого успеха; стратегия сокращения расходов,

стратегия сокращения.

Следует отметить, что предприятие может одновременно при­менять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно.

4.4. Технология планирования стратегии

Процесс стратегического планирования включает следующие

этапы:

• оценку текущей стратегии;

• анализ портфеля продукции;

• выбор стратегии;



Глава 4. Методология стратегического планирования


4.4. Технология планирования стратегии




оценку выбранной стратегии;

• разработку стратегического плана;

• разработку системы бизнес-планов.
Рассмотрим эти этапы.

1. Оценка текущей стратегии.

Она должна дать представление о том, в каком состоянии нахо­дится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эф­фективны. В процессе анализа необходимо ответить на следую­щие вопросы:

• Какова структура потребностей, порождающих спрос в дан­
ной отрасли?

• Какие характеристики продукции способствуют успеху на
рынке?

• Какие входные и выходные барьеры существуют в отрасли?

• Какие ключевые факторы успеха есть в отрасли?

На основе приведенных критериев необходимо провести срав­нительный анализ отраслей и рынков, в которых работает пред­приятие, в целях оценки риска, их потенциальной прибыльности и выявить, насколько существующая в фирме деловая стратегия со­ответствует возможностям и специфике хозяйствования в этих от­раслях.

2. Анализ портфеля продукции.

Он дает наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса связаны между собой. Анализ продукции дополняет и де­тализирует сведения, полученные при оценке текущей стратегии. Выделяют несколько этапов алгоритма анализа: выбор уровней анализа; выделение объектов анализа; определение показателей, применяемых при анализе портфеля продукции; сбор, системати­зация и анализ данных; комплексная оценка существующего порт­феля продукции предприятия.

3. Выбор стратегии.

Он осуществляется на основе трех составляющих: ключевых факторов успеха, характеризующих стратегию; результатов анализа портфеля продукции; альтернативных вариантов стратегий. Среди ключевых факторов, характеризующих успех применяемой страте-


гии, можно выделить: преимущества фирмы и отрасли, в которой фирма осуществляет свою деятельность; цели фирмы; интересы и отношение к стратегии собственника и высшего руководства; фи­нансовые ресурсы; квалификацию менеджерского персонала; обя­зательства фирмы; степень зависимости фирмы от внешней среды; фактор времени и т.д.

4. Оценка выбранной стратегии.

Она осуществляется в виде анализа того, как учтены решаю­щие факторы при ее формировании. Анализ позволяет определить, приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих це­лей. Если стратегия соответствует целям, проводится дополни­тельный анализ, чтобы установить:

• соответствие стратегии состоянию и требованиям окружаю­
щей среды (динамике рынка, жизненному циклу изделия, конкурент­
ным барьерам и конкурентным преимуществам и другим факторам);

• соответствие потенциалу и возможностям фирмы (другим
стратегиям, которые уже реализуются фирмой, структуре фирмы,
потенциалу);

• приемлемость риска, заложенного в стратегии (реалистич­
ность предпосылок, негативные последствия, насколько оправдан
риск).

5. Разработка стратегического плана.

Принятая стратегия служит основой для составления стратеги­ческого плана фирмы. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. Наступательный план предполагает деловое развитие предприятия. Он создается крупными фирмами, обла­дающими высоким потенциалом, и предполагает освоение новой продукции, выход на новые рынки, значительные инвестиции в расширение хозяйственной деятельности и т.д. Оборонительный план нацелен на удержание достигнутых на рынке позиций и со­держит меры, предупреждающие негативные последствия рынка и банкротство предприятия.

В отличие от тактического и оперативного планов, стратегиче­ский план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и



Глава 4. Методология стратегического планирования


Контрольные вопросы для самопроверки




показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее в последнее время наметилась общепринятая гипотетиче­ская структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как фирма и ее структурные подразделения распоряжаются свои­ми ресурсами.

Стратегический план может включать следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции

6. Разработка системы бизнес-планов.

Бизнес-план является составной частью стратегического пла­на. На практике часто бизнес-план заменяет собой стратегический план. Различия между стратегическим и бизнес-планированием состоят в следующем. Во-первых, в отличие от стратегического плана бизнес-план содержит не весь комплекс общих целей фир­мы, а только некоторые из них, реализация которых требует опре­деленного объема инвестиций. Во-вторых, в отличие от стратеги­ческих планов бизнес-планы имеют четко очерченные временные границы, обусловленные сроками реализации планируемого меро­приятия.

С помощью бизнес-плана должно быть обосновано каждое ме­роприятие стратегического плана, требующее инвестиционных ресурсов для своей реализации.

Рекомендуемая литература

1.Л 1, раздел 3, с. 64-123.

2. Л 16, раздел 4, с. 118-131.

3. Л 27, раздел 9, с. 283-337; глава 10, с. 338-372.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите основные функции стратегического планирования и рас­
кройте их содержание.

2. Какие требования предъявляет стратегическое планирование к ра­
ботникам аппарата управления?


3. Укажите наиболее существенные различия между стратегическим
и оперативным управлением.

4. Укажите формы, в которых может проявляться отсутствие страте­
гического подхода в управлении предприятием.

5. Назовите этапы процесса стратегического планирования.

6. Сформулируйте различия между стратегическим управлением и
стратегическим планированием.

7. Раскройте сущность основных компонентов стратегического пла­
нирования.

8. Сформулируйте цели оценки внешней среды предприятия.

9. Какие результаты помогает получить анализ внешней среды?

10. Назовите наиболее распространенные способы наблюдения за
внешней средой фирмы.

11. Укажите факторы макроокружения фирмы и раскройте их содер­
жание.

12. Укажите факторы непосредственного окружения фирмы и рас­
кройте их содержание.

13. Какие области хозяйственной деятельности предприятия иссле­
дуются при анализе и оценке внутренней среды фирмы?

14. Укажите преимущества и недостатки финансового анализа при
оценке внутренней среды фирмы.

15. Назовите сильные и слабые стороны предприятия, выявленные
в процессе стратегического анализа.

16. Назовите возможности и угрозы предприятия, выявленные в про­
цессе стратегического анализа.

17. Дайте характеристику четырех полей матрицы.

18. Раскройте сущность метода составления профиля внешней среды.

19. Укажите, какое значение имеет миссия для жизнедеятельности
фирмы.

20. Исходя из каких требований определяется содержание миссии
фирмы?

21. С учетом каких пяти факторов должна вырабатываться миссия
фирмы?

22. Какие параметры должна включать миссия фирмы?

23. Чем определяется роль целей предприятия в стратегическом пла­
нировании?

24. Назовите направления формирования целей предприятия.

25. Каким может быть рост предприятия, отражаемый в целях его
развития?




 
 


А.И. Ильин

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по экономическим

специальностям и направлениям

специальностей
высших учебных заведений
4-е издание, стереотипное

Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов экономических спеииальнпгтал

Ьм»'.

*.,

ИИИСК ООО «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2003


Глава 5

ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ

И ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса

Стратегический план устанавливает основные цели деятельно­сти предприятия и пути их достижения. Реализация идей стратеги­ческого плана требует разработки комплекса различных меропри­ятий по изменению исходного состояния предприятия (проектов). На стадии стратегического планирования составляются еще два относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций. В них идеи нововведений, полученные на стадии составления стратегического плана, получают дальнейшую детальную прора­ботку. Все три плана различаются уровнем детализации информа­ции о планируемых нововведениях.

Планирование инноваций рассматривается как промежуточный этап между планированием стратегии и детальным планированием инвестиций. Здесь тщательно анализируются альтернативы по реа­лизации идей стратегического плана, поскольку проводить такую работу на этапе инвестиционного планирования слишком дорого. План инноваций должен содержать информацию, необходимую для планирования инвестиций. Он необходим также для разграничения и установления взаимосвязей между общим управлением предприя­тием, управлением изменениями (проектами) и техническим управ­лением технологическими процессами.

Процесс принятия инвестиционных решений является неотъ­емлемой частью стратегического планирования, которое должно обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и ис­пользование ресурсов, направляемых на достижение целей. Инно­вационное и инвестиционное планирование можно рассматривать как процесс планирования реализации выбранной стратегии.


г



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


5/ Сущность инвестиций и инвестиционного процеса




Следует отметить, что связи стратегического планирования с инновационным и инвестиционным процессами мало изучены. Иногда эти процессы отождествляются. Наиболее перспективным подходом является тот, при котором планирование нововведений и инвестиций рассматривается как процедура стратегического планирования. Поскольку инвестиции подразумевают долгосрочное вложение ресурсов, то инвестиционные решения должны быть ори­ентированы на долгосрочную перспективу. Инвестиционные реше­ния, по своей сути, всегда являются стратегическими решениями.

Известный специалист в области инвестиционного планирова­ния Д. Норткотт в своей книге «Принятие инвестиционных реше­ний» отмечает, что «хотя все проекты, которые мы обследовали, полностью согласовывались со стратегическим планом фирмы и вытекали из него, можно было сказать, что стратегический план был сформирован с учетом тех проектов, которые можно было пре­дугадать в момент составления стратегического плана». Это утвер­ждение является лучшим свидетельством того, что планирование стратегии, инвестиций и инноваций является функциональным про­цессом, органически связанным с единым процессом стратегичес­кого планирования. Такой методологический подход к стратегичес­кому планированию позволяет в процессе выбора и реализации стратегии легче преодолевать проблемы, связанные с такими внеш­ними и внутренними факторами, характерными для переходного периода, как нестабильная экономика, дефицит ресурсов, инфля­ция, усиление конкуренции, социальные проблемы, возрастающие требования к качеству товаров и услуг и т.д.

Реализация стратегии предприятия, как правило, связана с ин­вестициями, особенно если речь идет о стратегиях роста. Под инве­стициями понимаются ресурсы, вкладываемые в объекты пред­принимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта.

Необходимость инвестиций при реализации стратегии предпри­ятия может быть обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы: обновление материаль­но-технической базы предприятия; увеличение объемов и масшта­бов производственно-хозяйственной деятельности; освоение новых видов деятельности; повышение качества продукции.


Планирование инвестиций относится к наиболее сложной и ответственной области принятия решений, что обусловлено сле­дующими факторами: различными видами инвестиций и стоимо­стью инвестиционных проектов; множественностью альтерна­тивных вариантов инвестиционных проектов; ограниченностью ресурсов; огромным риском, связанным с принятием инвестици­онных решений; необходимостью скорейшего получения отдачи от инвестиций и т.п.

Проблема состоит в том, что степень риска и ответственности за принятие инвестиционного решения может быть различной. На­пример, если речь идет о замене имеющихся производственных мощностей, то решение может быть найдено достаточно просто и принято безболезненно, поскольку альтернативные варианты ре­шений обусловлены техническими параметрами оборудования и требованиями продукции. Сложность здесь состоит только в том, чтобы обеспечить их соответствие.

Иначе выглядит задача, если необходимо инвестировать про­цесс освоения новых видов деятельности. В данном случае при принятии решения необходимо учесть целый ряд трудно поддаю­щихся оценке факторов: возможность освоения рынка; изменение положения фирмы на рынке; цену товара, объем продаж, финансо­вое положение и др.

Ущерб от риска растет с увеличением стоимости инвестицион­ных проектов, что обусловливает различную глубину проработки инвестиционных решений при планировании инвестиций, а также необходимость установления права принятия инвестиционных ре­шений и ответственности плановых работников в зависимости от вида и объема инвестиций.

Работа предприятия по формированию и реализации инвести­ционных ресурсов называется инвестиционной деятельностью.

Величина инвестиций определяется стоимостной оценкой ре­сурсов и ценностей, направляемых в предпринимательскую дея­тельность. Инвестиции могут быть реализованы в основные про­изводственные фонды (долгосрочные активы), ноу-хау (нематери­альные активы), материалы и оснастку (текущие активы). Активы, используемые для производства товаров и услуг, составляют капи­тал главное имущество предприятия. Его номинальная величи-


               
   
     
 
 
 
     
 


на совпадает с величиной инвестиций, трансформируемых в акти­вы (рис. 5.1).

Инвестиционная деятельность служит для воспроизводства ка­питала. Капитал используется в хозяйственной деятельности пред-


приятия для получения прибыли. На основе прибыли вновь фор­мируются инвестиционные ресурсы.

Эти виды деятельности связаны денежными потоками, кото­рые имеют две фазы движения. Характер денежных потоков за­висит от специфики капитала и формы его использования. Так, затраты основного капитала воспроизводятся посредством амор­тизационных отчислений, которые возвращают часть инвести­ций в денежной форме. Они составляют основную часть инвести­ционных ресурсов, направляемых в последующем для воспро­изводства основного капитала. Таким образом, на первой фазе к инвестору поступают амортизационные отчисления и чистая прибыль, которые в сумме составляют чистый доход и служат ос­новой для оценки экономической эффективности инвестиций.

На второй фазе к инвестору поступают средства от реализации производственных фондов в случае сокращения или ликвидации производства. Сюда входит выручка от реализации оставшегося оборудования, материальных запасов, незавершенного производ­ства, малоценного имущества, инструмента и т.д.

Инвестиционные ресурсы представляют собой специфический товар, за пользование которым инвестор взимает плату. Мини­мальная плата за инвестиции эквивалентна доходу от хранения ин­вестиций на депозитном счете в банке.

В планировании инвестиции могут принимать самую различ­ную форму. Это различие обусловлено: разными объектами инвес­тирования; наличием различных источников формирования инвес­тиционных ресурсов; различным уровнем риска их осуществления; особенностями организации процесса инвестирования; различием субъектов инвестиционной деятельности и прочими факторами.

Перечисленными обстоятельствами вызвана необходимость научно обоснованной классификации инвестиций. Принято разли­чать следующие классы инвестиций:

1. В соответствии с объектом инвестиций выделяют:

реальные (капиталообразующие) инвестиции — долговре­менные вложения средств в производство, связанные с приобрете­нием реальных активов;

' портфельные (номинальные) инвестиции— вложения

**|JCi I L- I ft Xi 1ЮТ.ТТТТ Та £\1 Г"ж f Г* Гч Г Т"» nn ттт { т-r л ^* \ I ■ ш* * нчн w-ч л «-к «л л wrvrtir rt-rwi-v v **»»* г» —■ f\



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


5 1 Сущность инвестиции и инвестиционного процеса




           
   
 
     
 
 


ча за счет собственных средств кредита. В случае портфельных ин­вестиций основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, как прави­ло, осуществляемое посредством операций покупки и продажи ценных бумаг. Таким образом, портфельные инвестиции — это ча­ще всего краткосрочные финансовые операции;

интеллектуальные инвестиции — вложение средств в подго­
товку, переподготовку и повышение квалификации кадров (челове­
ческий капитал), рекламу, в исследования и разработки (иннова­
ции), социальные мероприятия. Их особенность в том, что объект
инвестирования и объект получения эффекта не совпадают ни во вре­
мени, ни в пространстве, что затрудняет их планирование и оценку.

2. По связи с процессом воспроизводства (направленности действия) инвестиции подразделяются на три группы:

нетто-инвестиции — начальные инвестиции, осуществляе­
мые при создании или покупке предприятия, а также вкладывае­
мые в расширение производственного потенциала (экстенсивные
инвестиции);

реинвестиции — средства, направляемые на восстановление
изношенных и выбывших фондов. Реинвестирование — процесс
связывания вновь освободившихся инвестиционных ресурсов пос­
редством их направления на приобретение или изготовление но­
вых средств производства с целью восстановления изношенных
основных фондов предприятия. К реинвестициям относятся:

а) инвестиции на замену, в результате которых имеющиеся
объекты заменяются новыми;

б) инвестиции на рационализацию оборудования. При этом
имеется в виду, что рационализация не изменяет производствен­
ную мощность и качество продукции, направлена на снижение из­
держек производства;

в) инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением
номенклатуры продукции, созданием новых видов продукции и
освоением новых рынков сбыта;

г) инвестиции на обеспечение выживания предприятия в пер­
спективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу,
охрану окружающей среды;


брутто-инвестиции, которые состоят из нетто-инвестиций
и реинвестиций.

В практике планирования инвестиции в воспроизводство ос­новных фондов осуществляются в форме капитальных вложений.

3. По источникам финансирования инвестиции могут быть:

собственные, включая следующие источники финансирова­
ния: амортизационные отчисления; прибыль, остающуюся в рас­
поряжении предприятия; средства от реализации активов; средст­
ва акционеров;

заемные, включая банковские и бюджетные кредиты, обли­
гационные займы;

лизинговые инвестиции в форме финансового, оперативного
и возвратного лизинга;

инвестиционные ассигнования из республиканского и мест­
ного бюджета и внебюджетных фондов;

зарубежные инвестиции, включая источники: капитал и
кредиты иностранных юридических и физических лиц;

международные инвестиции, состоящие из кредитов Все­
мирного банка, Европейского банка реконструкции и развития,
средств международных фондов и т.п.

4. В зависимости от уровня риска инвестиции делятся на сле­
дующие категории:

• инвестиции, по которым уровень риска не определяется, на­
пример обязательные инвестиции, направляемые на замену выбы­
вающих производственных мощностей;

• инвестиции с уровнем риска ниже среднего, например нап­
равляемые на снижение издержек производства;

• инвестиции со средним уровнем риска, направляемые на
расширение производства;

инвестиции с уровнем риска выше среднего, направляемые в производство новой продукции;

 

инвестиции с наивысшим уровнем риска, вкладываемые в научные исследования и разработки.

рц у ным процессом инвестиции могут быть:

точки зрения организации и управления инвестицион-



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


, 2 Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности




локальные, осуществляемые в соответствии с решениями об
отдельных инвестиционных объектах;

глобальные, осуществляемые на основе инвестиционных
программ.

6. В зависимости от субъектов инвестиционной деятельнос­
ти
инвестиции делятся на:

• инвестиции граждан, предприятий негосударственных форм
собственности (частные);

• государственные инвестиции;

• иностранные инвестиции;

• совместные инвестиции.

7. В зависимости от вида (предмета) инвестиций:

материальные (движимое и недвижимое имущество, иму­
щественные права, включая право владения землей и природными
ресурсами);

финансовые (денежные средства, права на участие в делах
других фирм, долговые права);

нематериальные инвестиции (опыт и знания специалистов,
патенты, авторские права и т.п.).

5.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности

Эффективность развития экономики любой страны во многом зависит от уровня и характера инвестиционной деятельности. Сос­тояние инвестиционной деятельности в СНГ нельзя признать благо­получным. По оценкам экспертов, суммарные инвестиции в быв­ших республиках СССР за 1990-2000 годы сократились более чем в 5 раз. Особенно значительное снижение инвестиций произошло в отраслях, определяющих индустриальный облик стран, например в машиностроении.

Изношенность основных фондов по всем группам достигла кри­тической отметки — 60%. Так, в промышленности средний показа­тель износа по состоянию на 01.01.1999 года составил 59%, в том


числе по машинам и оборудованию — 75%. Аналогичное положе­ние сложилось и в других производственных отраслях.

В то же время мировой опыт свидетельствует, что для эффек­тивного функционирования экономики ежегодные инвестиции должны составлять около 30% от ВВП. Фактический объем инве­стиций составляет не более половины от этой величины.

Ситуация с обновлением производства усугубилась тем, что на предприятиях отсутствуют реальные условия, источники и стиму­лы инвестиционной деятельности. В то же время причина убыточ­ности предприятий, низкого качества и конкурентоспособности продукции заложена в отсталости производства, его высокой зат­ратности. Все это ведет к потере рынков сбыта продукции — не только внешних, но и внутреннего.

Низкая инвестиционная активность связана с двумя фактора­ми: отсутствием средств, направляемых на инвестирование произ­водства, и невосприимчивостью предприятий к нововведениям (инновациям).

Рассмотрим эти проблемы более подробно. Первая пробле­ма — формирование инвестиционных ресурсов. Основные при­чины сокращения внутренних (собственных) инвестиционных ре­сурсов: резкий рост цен на все виды потребляемых ресурсов и неопределенность их динамики; сокращение бюджетных ассигно­ваний; ограниченность кредитных ресурсов и высокие процент­ные ставки; инфляция и политика обменного валютного курса, приведшие к уменьшению величины оборотных средств предпри­ятий; взаимные неплатежи и высокий удельный вес в финансовых расчетах бартерных операций; принудительный порядок распре­деления денежных средств; низкая инвестиционная привлекатель­ность предприятий для населения и зарубежных инвесторов; от­сутствие четкой перспективы в приватизации, реструктуризации, санации и банкротстве государственных предприятий и т.д.

Объем внутренних средств, которые можно было бы привлечь Для инвестирования, незначителен и включает следующие состав­ляющие: сбережения населения; накопления предприятий, органи-Щии; кредиты банков и государственный бюджет. Наиболее реаль-м источником в сложившихся экономических условиях должны


 

Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность

были стать накопления предприятий. Для этого в плане счетов бух­галтерского учета предусмотрена система отражения источников и объемов финансирования обновления основных фондов на резерв­ных счетах и субсчетах, позволяющая предприятиям аккумулиро­вать и использовать амортизационные отчисления и часть прибыли. Однако возможности предприятий оказались ограниченными. Имен­но в силу названных обстоятельств произошло сокращение доли амортизационных отчислений в инвестициях более чем в 2 раза. При этом наблюдалось не только изменение структуры источников финансирования воспроизводства основных фондов, но и сокраще­ние их объемов. Основные причины следующие.

Амортизационные отчисления не обеспечивают простое вос­производство основного капитала предприятия вследствие обес­ценения амортизационных фондов. Этому способствуют недос­татки механизма индексации амортизационных отчислений, выражаемые в отставании темпов индексации остатков начислен­ных амортизационных фондов от темпов изменения восстанови­тельной стоимости основных фондов.

Выручка от реализации продукции предприятий не обеспечи­вает простого воспроизводства оборотного капитала вследствие разрыва во времени между ценообразованием, реализацией товара и получением денег за товар. В результате возникает дефицит при­были для создания инвестиционных ресурсов и пополнения обо­ротных средств.

Сокращается возможность получения кредита на инвестирова­ние и оплату стоимости кредита.

Кризис в сфере накопления и расходования амортизационных отчислений ведет к невосполнимым потерям в строительной от­расли.

Поэтому важнейшим условием активизации инвестиционной деятельности является совершенствование амортизационной по­литики, под которой понимается совершенствование нормативов и методов начисления амортизации, системы переоценки (оценки) основных фондов, обеспечение сохранности и целевого использо­вания амортизационных отчислений.


5 2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности 153

Основные направления совершенствования амортизационной политики:

• целевое расходование на создание амортизационного фонда
части выручки, поступающей на счета платежеспособных пред­
приятий;

• сокращение количества норм амортизационных отчислений;

• внедрение нелинейных методов начисления амортизацион­
ных отчислений с сохранением нормативных сроков эксплуата­
ции основных фондов;

• применение двойных стандартов амортизационных отчисле­
ний для налогообложения и для отнесения на себестоимость
(предполагается, что количественно эти группы отчислений будут
различаться — первая должна содержать 5-6 нормативов, вто­
рая — 35-40);

• дифференциация нормативов амортизационных отчисле­
ний, используемых для расчета себестоимости в зависимости от
состояния фондов и финансового состояния предприятия, возмож­
ность применения механизмов ускоренной амортизации, измене­
ния режима начисления таких отчислений (от ускоренного к обыч­
ному и наоборот).

В условиях ограниченности внутренних инвестиций большую роль в обновлении производства могут сыграть зарубежные инвес­тиции, поступающие по следующим каналам:

• финансирование по государственным линиям и под государ­
ственные программы;

• инвестирование негосударственных проектов под гарантии
государственных финансовых органов;

• индивидуальное инвестирование (вкладывание средств ино­
странным инвестором под свои собственные проекты).

Для привлечения иностранного капитала должны быть созда­ны соответствующие условия:

1 • Нормативная база. Для привлечения инвесторов в законода­тельных и нормативных документах должны быть четко зафикси-ованы права, гарантии и льготы, особенно в отношении частной обственности. При этом должно быть обеспечено строгое соблю-


       
   
 
 

154 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность

дение законов всеми субъектами хозяйствования и государствен­ными органами.

2. Информационная система, обеспечивающая иностранных
инвесторов данными об экономическом состоянии государства,
развитии законодательной базы, имеющихся инвестиционных
проектах, потенциальных заемщиках и т.п.

3. Четкая система сбора, рассмотрения и утверждения проек­
тов, финансируемых иностранными инвесторами.

4. Определенность экономической политики государства, осо­
бенно в таких областях, как разгосударствление и приватизация, це­
нообразование, финансово-кредитная политика, налогообложение
и т.п.

5. Экономическая стабильность. Инвестиционный климат за­
висит прежде всего от макроэкономического равновесия, предпо­
лагающего низкий уровень инфляции и стабильный валютный
курс. Это равновесие может быть достигнуто благодаря строгой
денежно-кредитной политике, отказу от кредитной экспансии и за­
ниженных процентных ставок, введению жесткой финансовой и
бюджетной дисциплины, открытой внешнеторговой политике;
свободному ценообразованию; режиму свободной текущей кон­
вертируемости белорусского рубля по единому курсу, определяе­
мому рыночным спросом и предложением.

6. Устранение препятствий вывозу за рубеж дохода от инвести­
ций, возврату инвестированных сумм без дополнительных затрат.

7. Развитая система страхования имущества и рисков инос­
транных инвесторов.

8. Возможность свободной конвертации иностранной и нацио­
нальной валюты в обоих направлениях.

9. Развитие деловой инфраструктуры, включая бизнес-отели, те­
лекоммуникации, банковское обслуживание, транспорт и т.п.

10. Защита от организованной преступности, политическая
стабильность.

11. Квалифицированная рабочая силы с высокой производи­
тельностью труда.

12. Предсказуемость налоговых изменений, недопустимость
принятия решений «задним числом».


52 Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности 155

13. Развитая система маркетинговых услуг.

14. Устранение различных бюрократических препятствий на
пути создания и регистрации совместных и иностранных предпри­
ятий. Любому иностранному инвестору должна быть предоставле­
на свобода выбора: что и как производить, где инвестировать, для
кого производить и по какой цене продавать.

В конечном счете создание благоприятного инвестиционного климата предполагает обеспечение в стране деловой среды, гаран­тирующей любому инвестору максимальный доход при мини­мальном риске, высокий уровень экономической свободы и безо­пасность частной собственности.

При формировании инвестиционного климата предпочтение необходимо отдавать тем иностранным инвесторам, которые вкла­дывают средства во внедрение современных технологий, требую­щих обслуживания высококвалифицированными кадрами, когда организуется выпуск технически сложной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции и экспорта. В результате быстро и глубоко структурно перестраивается производство, увеличивается приток конвертируемой валюты, существенно меняется внешне­торговое сальдо страны.

Меньшим приоритетом должны пользоваться проекты, предпо­лагающие поступление капитала в форме машин, оборудования, технологии, сырья для производства дешевых, не требующих слож­ных затрат труда товаров с потенциальным потреблением на внут­реннем рынке. Это позволяет повысить занятость и активизировать потребительский спрос населения.

Таким образом, иностранные инвестиции — это проверенный способ выхода из кризиса и активизации производства в период трансформации экономики.

Вторая проблема, определяющая инвестиционную активность, —

это обеспечение восприимчивости к нововведениям. Необходимы

не просто инвестиции в производство, а такие вложения, которые

юзволяют выпускать высококачественную конкурентоспособную

одукцию на основе высоких технологий. Думается, что в усло-

иях дешевой рабочей силы и огромного рынка потребительских

товаров стран бывшего СССР иностранные инвесторы вряд ли бу-



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


j 3 Методика оценки инвестиционных проектов




           
   
 
     
 
 


дут заинтересованы в импорте высоких технологий. Поэтому ос­новная задача в их освоении должна лечь на отечественные пред­приятия.

Мировая практика, особенно государств, ставших на путь ин­дустриального перевооружения после второй мировой войны, на­пример Японии, выработала универсальный набор мер, направ­ленных на повышение восприимчивости производства к нововведениям:

1. Разгосударствление предприятий. Многие ученые и хозяйст­
венники считают, что государственные предприятия совершенно не
приспособлены к работе в новых условиях и не имеют внутренних
стимулов к эффективной научно-технической деятельности. Поэто­
му производительность труда, качество продукции, эффективность
производства на них по-прежнему остаются низкими. Многие иссле­
дователи отмечают, что послевоенные успехи японских компаний
объясняются именно тем, что они не были государственными, рабо­
тали в условиях жесткой внутренней и внешней конкуренции, прав­
да, при макроэкономической поддержке государства.

2. Реструктуризация предприятий. Применительно к пред­
приятию реструктуризация означает такие преобразования в про­
изводственной и организационной структуре, технике и техноло­
гии, хозяйственном механизме и т.д., которые позволили бы ему
адаптироваться к рыночной экономике, стать привлекательным
для инвесторов, восприимчивым к нововведениям. Реструктури­
зация — это существенная кардинальная перестройка стратегии
предприятия во всех сферах деятельности, включая децентрали­
зацию процесса принятия хозяйственных решений; реализацию
маркетинговой концепции управления; переориентацию дея­
тельности всех структурных подразделений предприятия с про­
межуточных показателей на конечные; разукрупнение предприя­
тия (создание новых хозяйствующих субъектов из отдельных
подразделений); изменение кадровой политики и системы моти­
вации труда; санацию и т.п.

Наиболее важным мероприятием, позволяющим активизиро­вать инвестиционные процессы, является разукрупнение предпри­ятий, которое, наряду с приватизацией, дает возможность при-


влечь средства населения в качестве инвестиций, снизить риск при проведении реформ, повысить заинтересованность трудовых кол­лективов во внедрении ноу-хау.

3. Государственная поддержка инвестиционной политики. Вы­
сокие технологии требуют огромных затрат на научные исследова­
ния и разработки. Поэтому правительства многих стран активно
стимулируют и поддерживают инновационные процессы. Однако
такая поддержка оказывается не в форме субсидий неконкуренто­
способным предприятиям, а либо в виде финансирования НИОКР,
либо в предоставлении дополнительных льгот в форме частичного
или полного освобождения от налогов, ускоренной амортизации и
государственных заказов. Кроме того, принимаются меры неэконо­
мического характера в виде ограничений на импорт товаров и техно­
логий в поддерживаемых государством отраслях.

4. Создание эффективной государственной системы стан­
дартизации и сертификации продукции,
которая позволяет:

• создать современную информационную базу для принятия
перспективных и текущих экономических решений в области на­
учно-технической политики, структурной перестройки, маркетин­
говой политики, поощрения конкуренции и т.п.;

• обеспечить высокое качество и научно-технический уровень
выпускаемой продукции посредством покупки лицензий и копи­
рования лучших зарубежных образцов продукции, развития собст­
венной исследовательской и проектной базы, поощрения экспор­
та, создания системы стандартов и т.д.

5. Переподготовка и повышение квалификации кадров в облас­
ти освоения новых технологий.
Именно с этого аспекта начина­
лось создание признанной во всем мире японской системы управ­
ления качеством продукции, которая отличается своей простотой,
наглядностью, высоким уровнем мотивации труда рабочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: