Асинхронный короткозамкнутый двигатель типа А13-37-6 имеет следующие технические данные:
- номинальная мощность Рн = 500 кВт;
- номинальное напряжение Ulл = 6000 В;
- синхронная частота вращения п0 = 1000 об/мин;
- номинальное скольжение sн = 0,02 о.е.;
- коэффициент полезного действия в режиме номинальной мощности (100%-я нагрузка) η н = 93,5%;
- коэффициент мощности в режиме номинальной мощности cosφн =0,87о.е.;
- кратность пускового тока Iп/I1н = ki = 6 о.е.;
- кратность пускового момента Мп/Мн = kп = 1 о.е.;
- кратность максимального момента Мmах/Мн = kтах = 2,0 о.е.;
Эти данные позволяют определить параметры схемы замещения при следующих основных допущениях:
- магнитные и механические потери в двигателе составляют
0,02 Рн;
- активные сопротивления статорной и роторной обмоток полагаются независящими от режима работы двигателя, т.е. эффекты вытеснения не учитываются.
Проведем расчет параметров Т-образной схемы замещения для короткозамкнутого асинхронного двигателя [12].
Определяется ток холостого хода асинхронного двигателя:
= = 17,25 A,
где I1н – номинальный ток статора двигателя, А;
sн = – номинальное скольжение, о.е.;
ω0 – синхронная частота вращения, рад/с;
U1н – номинальное фазное напряжение, В;
I11 – ток статора двигателя при частичной загрузке:
= = 44,876 A,
cosφр* – коэффициент мощности при частичной загрузке, о.е.;
ηр* – КПД при частичной загрузке, о.е.;
р*= Р/Рн – коэффициент загрузки двигателя, о.е.;
Р - мощность двигателя при частичной загрузке, кВт.
Коэффициенты мощности и КПД при частичной загрузке в технической литературе приводятся редко, а для целого ряда серий электрических машин такие данные в справочной литературе отсутствуют. Эти параметры можно определить, руководствуясь следующими соображениями:
- современные асинхронные двигатели проектируются таким образом, что наибольший КПД достигается при загрузке на 10-15% меньшей номинальной. Двигатели рассчитываются так потому, что большинство из них в силу стандартной дискретной шкалы мощностей работают с некоторой недогрузкой. Поэтому КПД при номинальной нагрузке и нагрузке р* = 0,75 практически равны между собой, т.е. ηн = η0,75.
- коэффициент мощности при той же нагрузке р* = 0,75 сильно отличается от коэффициента мощности при номинальной нагрузке, причем это отличие в значительной степени зависит от мощности двигателя и для известных серий асинхронных двигателей с достаточной для практики точностью подчиняется зависимости, приведенной на рис. 3.2.
Из формулы Клосса определим выражение для расчета критического скольжения
= = 0,082,
где = = 1,024.
Значение коэффициента β находится в диапазоне 0,6 - 2,5(примем β=2).
Рисунок 3.2. Зависимость cosφ0,75/ cosφн от мощности асинхронного двигателя
Определим коэффициент
= = 17,226.
Тогда активное сопротивление ротора, приведенное к обмотке статора асинхронного двигателя:
= = 1.185 Ом.
Активное сопротивление статорной обмотки можно найти по следующему выражению:
= 1,024*1,185*2= 2,427 Ом.
Определим параметр γ, который позволяет найти индуктивное сопротивление короткого замыкания Хкн:
= = 12,03.
Очевидно, что при отрицательном подкоренном выражении первоначально принятое значение β необходимо изменить.
Тогда индуктивное сопротивление короткого замыкания
= 12,03*1,024*1,185 = 14,597 Ом.
Для того чтобы выделить из индуктивного сопротивления короткого замыкания Хкн сопротивления рассеяния фаз статора Х1σн и ротора Х’2σн, воспользуемся соотношениями, которые справедливы для серийных асинхронных двигателей.
Индуктивное сопротивление рассеяния фазы роторной обмотки, приведенное к статорной, может быть рассчитано по уравнению
= 0,58*14,597/1,024 = 8,27 Ом.
Индуктивное сопротивление рассеяния фазы статорной обмотки может быть определено по следующему выражению:
= 0,42*14,597=6,13 Ом.
Согласно векторной диаграмме, ЭДС ветви намагничивания Ет, наведенная потоком воздушного зазора в обмотке статора в номинальном режиме, равна:
=
= =3166,16 В,
тогда индуктивное сопротивление контура намагничивания
= =183,55 Ом.
В результате расчетов были получены следующие параметры (табл.3.1).
Таблица 3.1. Параметры двигателя для Т-образной схемы замещения
R1, Ом | R’2, Ом | X1, Ом | X’2, Ом | Xµ, Ом | sк |
2,427 | 1,185 | 6,13 | 8,27 | 183,55 | 0,082 |
Построим характеристики асинхронного двигателя [4].
Определим синхронную угловую скорость двигателя:
= = 104,67 рад/с.
Расчет естественной механической характеристики асинхронного двигателя произведем в соответствии с выражением:
.
Эффект вытеснения можно учесть, если при расчётах характеристик во всех выражениях умножить R2′ на некоторую функцию kr(s), сходящуюся при s→0 к единице, а при s→1 – к значению, обеспечивающему справочную величину пускового момента [12].
В качестве функции можно использовать полином вида kr(s)=1+α⋅sβ. Величина α определяется решением уравнения Клосса при s = 1 из условия M(s=1) = kпМп:
=
Величина β определяет форму механической характеристики и выбирается из условия получения требуемого индекса характеристики.
Механическая характеристика M(w) с учетом вытеснения тока приведена на рис. 3.3.
Рисунок 3.3. Естественная механическая характеристика асинхронного двигателя с учетом вытеснения тока
Определим дополнительные параметры двигателя.
• Момент критический двигательного режима
= = 10097 Н∙м;
• Критическое скольжение
= 0,0811;
• Номинальная скорость двигателя
= 102,57 рад/с;
• Номинальный момент двигателя
= 4874,72 Н∙м;
• Максимальный момент двигателя
= k max∙ M н = 2∙4874,72 = 9749,44 Н∙м.
Определим зависимость тока ротора I2’, приведенного к обмотке статора, от скольжения s:
.
График электромеханической характеристики I2’(w) с учетом вытеснения тока приведен на рис. 3.4.
Рисунок 3.4. График электромеханической характеристики I2’(w) с учетом
вытеснения тока
Номинальный ток ротора двигателя при номинальном скольжении
= 54,69 А.
Таким образом, анализ расчетов показывает, что контрольные точки, найденные в соответствии с каталожными данными двигателя, практически совпадают с рассчитанным графиком механической характеристики асинхронного двигателя, поэтому методику определения параметров схемы замещения асинхронного двигателя по его каталожным данным можно считать приемлемой.