Нарушение социальных норм, соответствующих определенному возрасту – антидисциплинарное поведение

1. Анна, 14 лет, после знакомства с новой компанией взрослых молодых людей (19 лет -21 год), стала замкнутой, пропускает занятия в школе, несколько раз приходила домой в состоянии легкого алкогольного опьянения, с прежними подругами и друзьями практически не общается. Родители обеспокоены сложившейся ситуацией, однако повлиять на дочь не могут. На все уговоры и обращения она реагирует либо молчанием, либо жесткой критикой образа жизни родителей. К каким специалистам могут обратиться за помощью мать и отец? Каковы действия специалистов в данной ситуации?

2. В 8 классе произошло чрезвычайное происшествие. Основная масса детей были из обеспеченных семей, но двое - из неблагополучных. У Антона П. мама гуляла, папа сидел в тюрьме, а его и двоих младших братьев воспитывала бабушка. Внешне Антон - бледный, худой, плохо одетый мальчик. Оля М. живет с родителями-алкоголиками. В классе они аутсайдеры. Во время школьного завтрака произошел следующий инцидент – весь класс отказался взять бутерброды с подносов, которые разносили дежурившие Антон и Ольга, мотивируя тем, что они не хотят есть. Каковы в данном случае действия специалиста по социальной работе?

3. В социально-педагогическую службу школы обратилась мама 14- летней ученицы. Она одна воспитывает дочь. До шестого класса девочка училась очень хорошо, была отличницей, дополнительно занималась спортом, увлекалась фотографией, с большим интересом участвовала во всех школьных мероприятиях, пользовалась авторитетом среди одноклассников. В 8 классе у девочки появилась новая подруга, и её словно подменили. Она начала прогуливать уроки, пропускать спортивные занятия, появились двойки, замечания в дневнике. Мама пыталась поговорить с дочкой по-хорошему, обращалась за помощью к классному руководителю, но все безрезультатно. Каковы в данном случае действия социального педагога?

4. В летний оздоровительный лагерь поступили несовершеннолетний мальчик, 11 лет, и его родная сестра, 13 лет. В течение первых двух недель пребывания в лагере Андрей неоднократно совершал побеги из лагеря. Свое поведение подросток объяснял тем, что он не так планировал провести свои летние каникулы, что родители его отправили в этот «лагерь» принудительно. Как выяснили педагоги летнего оздоровительного лагеря, в целях подготовки своих побегов, мальчик использовал доверительные отношения с некоторыми ребятами из своего отряда, пользовался изначально хорошим отношением к нему воспитателей, которые жалели мальчика и его сестру, не имеющих возможностей провести каникулы с семьей. Каковы действия специалиста социальной работы в данном случае?

5. Жанне 14 лет, она учится в седьмом классе гимназии. Раньше она была отличницей, веселой и активной, принимала участие во всех школьных мероприятиях. В настоящее время все изменилось. Девочка стала раздражительной, вспыльчивой, перестала должным образом относиться к учёбе и, как результат, успеваемость стала низкой, появились оценки «удовлетворительно» по итогам учебного полугодия. Кроме этого, Жанна поссорилась со своей лучшей подругой и мальчиком, объектом ее первой любви. Ссоры с друзьями посчитала окончательным разрывом отношений, очень переживала и предприняла попытку суицида (приняла большую дозу снотворных таблеток). После выписки из больницы девушка заявила, что в гимназию больше не вернётся. Каковы действия специалистов?

6. Тринадцатилетняя Ольга груба и агрессивна, сквернословит, врёт, ворует, срывает уроки в школе. Мать воспитывает девочку одна, с отцом находится в разводе. Причина расставания с отцом Ольги – его пьянство. Ольга очень остро переживает расставание родителей, неоднократно заводила речь о суициде. При этом отец хорошо помогает девочке материально, любит ее. Очень расстроился, когда узнал, что дочь стала токсикоманкой. В чём заключается деятельность школьных специалистов?

7. Сережа родился без отца. Когда мальчику исполнилось четыре года, в семье появился отчим, который был человеком резким, его перебранки с матерью иногда переходили в рукопашную. Вскоре родилась сестренка, и отчим стал папой. В школе Сережа учился неплохо, но одноклассники жаловались, что он матерится, когда нет учительницы, что его боятся, потому что он дерется и бьет до крови. На собрании родители возмущались поведением мальчика, говорили, что из-за него одного их дети не успевают усваивать программу, что боятся отпускать своих детей в школу. Учительница же говорила о двойственном отношении к этому ребенку. С одной стороны, она возмущалась его поведением и бесконечными драками, но, с другой стороны, она вдруг поняла, что эти драки - его способ установить справедливость в классе. Так, когда она попросила своих третьеклашек не заглядывать в подсобку, где были экспонаты предстоящей выставки, никто ее не послушал, и тогда Сережа стал отталкивать одноклассников от дверей подсобки, завязалась драка. В другой ситуации кто-то из мальчиков толкнул Сережу и тут же получил "сдачи" и т. д. Разгневанные родители требовали перевести Сережу в другой класс или другую школу. Каковы действия школьных специалистов в данной ситуации?

Лица, отбывающие или отбывшие наказания в исправительных учреждениях [4]

1. Начальник отряда дал указание осужденному Борисо­ву Е. И., который по своему статусу в среде осужденных относился к категории «опущенных», перейти в общую раздевалку бригады, указав ему ячейку в шкафу для лич­ных вещей. «Завтра проверю», - предупредил начальник отряда и ушел домой. Бригада работала во вторую смену. После ухода начальника отряда, осужденные, придя в раз­девалку и обнаружив там вещи Борисова, отказались рабо­тать, вынесли шкаф с ячейкой Борисова, выбросили его ве­щи и облили клеем.

На следующий день начальник отряда собрал брига­ду и разъяснил, что за допущенные нарушения к зачин­щикам будут применены самые жесткие санкции, осталь­ные участники тоже будут наказаны. Он предложил бри­гаде выйти на работу и навести порядок. Осужденные посовещались и попросили начальника отряда не нака­зывать их, обещав все уладить. Был отремонтирован по­ломанный шкаф, найдены вещи для Борисова взамен ис­порченных.

Начальник колонии, узнав о происшествии, вызвал на­чальника отряда и бригадира и наказал бригадира «за ха­латность и неисполнительность» водворением в ШИЗО сроком на 15 суток. В знак протеста осужденные бригады отказались от приема пищи. Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе, начальника колонии и начальника отряда в данном случае?

2. Осужденный Смирнов, увидев, что трое осужденных начали играть в карты на его кровати (кровать находи­лась в дальнем углу жилой секции), подошел к ним и стал требовать, чтобы они прекратили, сбросил карты на пол, часть их разорвал. Возникшая ссора едва не переросла в драку.

Месяц спустя Смирнов пытался избить завхоза за то, что тот отказался выдать ему подшивку газет после отбоя.

Будучи водворенным в ШИЗО, Смирнов завязал спор с находившимися там осужденными, оскорбил одного, за что был избит.

После выхода из ШИЗО Смирнов учинил скандал в кинозале при просмотре кинофильма, где пытался полу­чить место на уже занятом первом ряду, ссылаясь на свой преклонный возраст и плохое зрение.

Близких друзей Смирнов не имеет. За два года, прове­денных в колонии, шесть раз наказывался администрацией ИУ за нарушение правил внутреннего распорядка. Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе в данном случае?

3. Осужденный Антонов является учащимся ПУ. За пе­риод отбывания наказания он не допускал нарушения ре­жима, на производстве выполнял и перевыполнял сменные задания.

После получения письма от жены, в котором она сооб­щила, что собирается подавать в суд на развод, Антонов в течение месяца допустил два нарушения режима содер­жания: употребление спиртных напитков и грубость в ад­pec администрации. За данные нарушения был водворен в ШИЗО на 15 суток. Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе в данном случае?

4. В отряде ИК строгого режима отбывают наказание 85 че­ловек, в том числе 43 осужденных молодежного возраста.

В жилом помещении у осужденных беспорядок: койки заправлены небрежно, на них брошена грязная одежда, в тумбочках - остатки пищи, грязь. На утреннюю физиче­скую зарядку выходят 30 человек, которые, уединяясь, не­умело делают физические упражнения. Замечено, что осу­жденные отряда приходят на обед в тапочках, садятся за стол, не помыв руки.

Территория, закрепленная за отрядом, убирается пло­хо, остатки пищи, мусор и окурки разбросаны где попало. Каковы основные задачи коллектива сотрудников, ре­шение которых конкретным образом улучшило бы физи­ческое и санитарно-гигиеническое воспитание осужден­ных отряда?

5. Осужденная Р., 20 лет, осуждена за хищение, без опреде­ленного места жительства и рода занятий. В настоящее вре­мя вновь отбывает наказание за кражу личного имущества.

С родственниками связи не поддерживает. Отец с семьей не проживает. Мать очень больна - инвалид 2 группы. Два брата также ранее судимы.

Из СИЗО привезла исключительно отрицательную ха­рактеристику, где отмечались такие черты характера, как грубость, неуравновешенность.

В колонии не выходит на работу, допускает хулиган­ские действия. Окружающей жизнью не интересуется, без­участна к мероприятиям, проводимым администрацией, не думает о самостоятельной жизни. С другими женщинами держит себя высокомерно.

До первого осуждения успела получить среднее образо­вание. Была влюблена, собиралась выйти замуж, но в по­следний момент жених бросил ее и уехал в другой город. Ув­лекалась танцами, занималась в хореографическом кружке. Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе в данном случае? Какие методы и формы воздействия необходимо применить?

6. В колонию прибыла осужденная Петрова, переведен­ная из воспитательно-трудовой колонии (далее – ВК). Осуждена по части 1 статьи 206, срок - три го­да. До этого почти год отбывала наказание в ВК. По харак­теру замкнутая, неуравновешенная.

В характеристике, пришедшей из ВК, указывалось, что Петрова участвовала в работе самодеятельной организа­ции, имела ряд поощрений и ни одного взыскания.

После прибытия в колонию сразу же примкнула к груп­пе отрицательно настроенных осужденных, допустила не­сколько нарушений режима (грубость с контролерами, упот­ребление спиртных напитков), за что была наказана. Несмот­ря на воспитательные мероприятия, проводимые активом и начальником отряда, ее поведение не изменилось. На произ­водстве регулярно не выполняла нормы выработки, за отказ от работы, оскорбление главного инженера и угрозу физиче­ской расправы была водворена в ШИЗО на 15 суток.

На беседе Петрову спросили, почему она примкнула к отрицательной группе, ведь в ВК она вела себя по-друго­му. В ответ Петрова промолчала.

На общем собрании отряда, где обсуждалось поведе­ние Петровой, начальник отряда рассказал о том, что Пет­рова отбывала наказание в ВК, где не имела нарушений ре­жима, однако во взрослой колонии ее поведение резко из­менилось в худшую сторону.

После собрания Петрова прибежала в кабинет началь­ника отряда и обрушилась на него с оскорблениями и руга­тельствами, за что была водворена в ШИЗО.

По выходе из ШИЗО Петрова неоднократно нарушала режим, призывала к расправе с активистами. Ее пришлось изолировать в ПКТ, где она также была в числе злостных нарушителей.

Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе в данном случае? Какие методы и формы воздействия необходимо применить?

7. Бывший осужденный Сергей Н, отбывший наказание в ИУ, по­сле освобождения вернулся домой к жене и детям, устро­ился на работу по специальности. В коллективе был встре­чен доброжелательно.

Спустя три месяца после освобождения встретил ста­рых дружков, начались совместные пьянки, скандалы с же­ной. Утром после очередной пьянки увидел, что его вещи собраны, а на столе записка: «Уходи! Я больше не позволю тебе калечить детей!». Сергей Н. обратился за помощью к специалисту по социальной работе. Каковы должны быть действия последнего в данном случае?

8. В последнее время в колонию стали приходить пред­ставители религиозных концессий. Посещая ИУ, они во­влекают в свои ряды осужденных.

К начальнику отряда обратился отец осужденного с просьбой о содействии, так как после беседы со священ­нослужителем, приходившим в колонию, его сын стал по­сещать собрания христиан-баптистов, стал верить в бога. Между родителями и сыном стали происходить конфлик­ты, так как сын заявил, что родителей он больше не при­знает, а признает только бога. Отец просит оградить сына от религиозного воздействия.

Как должны повести себя в данной ситуации началь­ник отряда, специалист по социальной работе?

9. Мать осужденного Иванова обратилась к начальнику отряда за помощью. Ее сын написал и нелегально отправил письмо, в котором просил передать через осужденного Степанова, пользующегося правом бесконвойного пере­движения, деньги в сумме 10 тысяч рублей. Эти деньги он должен другому осужденному. Если он не получит денег, то будет вынужден покончить жизнь самоубийством, другого выхода он не видит. Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе в данном случае?

10. Подросток Петров, 16 лет, из благополучной семьи, был осужден за разбойное нападение. Будучи в колонии зарекомендовал себя как ставший на путь исправления. Учеба в школе давалась легко, однако из-за своей лени учился гораздо хуже, чем мог. Занимался в секции спор­тивного совершенствования, был капитаном команды по футболу. Пользовался авторитетом у ребят. На производ­стве выполнял норму выработки, с сотрудниками вел се­бя вежливо.

До конца срока оставалось 4 месяца. Неожиданно Пет­ров стал постоянно допускать нарушения режима содержа­ния, что проявилось в агрессивном поведении с окружаю­щими, грубом отношении к сотрудникам. Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе в данном ее случае?

11. Осужденный Николай С. Должен был освободиться через 3 месяца. Неожиданно его поведение изменилось, он стал более сдержанным, задумчивым, плохо вступал в контакт, практически ничего не ел, но нарушений режима не наблюдалось. Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе в данном ее случае?

12. Олег рос в полной и с виду благополучной семье: мама и папа много работали, выпивали умеренно. Мама выглядела моложе своих лет и временами, не особенно скрывая от окружающих, изменяла мужу. Мать начала систематически избивать сна, когда тому исполнилось 7 лет – Олег пошел школу и начались проблемы. Когда ущерб был по мнению матери большим – например, несколько раз Олегу зашивали голову, мать вскрывала себе вены. Самое страшное воспоминание Олега из детства – он заперт в комнате, за дверью тихо, а потом начинается непонятный шум. Потом отец выпускает Олега и рассказывает, что мама из-за него попала в больницу, потому что Олег себя плохо ведет. Доверительные отношения у Олега сложились со старшей сестрой. Она была старше на 5 лет и старалась поддержать брата. Когда Олегу было 11 лет, сестра забеременела – мать настояла на рождении ребенка и оставила дочь жить у себя вместе с малышом. Отношения Олега и сестры «расстроились». В 12 лет Олег впервые совершил кражу, а в 13 лет организовал друзей на кражи радиол из автомобилей. В 14 лет Олег был впервые условно осужден. А в 15 лет совершил попытку изнасилования. Мать сама сдала сына в милицию, после чего вскрыла вены еще раз. На суде присутствовала сестра, которая старалась поддержать брата. Когда Олег был в колонии, сотрудник психологической службы не один раз общался с мамой подростка. Было выяснено, что мама выросла в схожей семье – в детстве ее били, с самого детства мать считала, что дочка вырастет непутевой. Однако мать и не думала, что следует что-то перестроить в отношениях с сыном. Олег намеревался после выхода на свободу полностью отделиться от семьи и выстроить свою жизнь по-другому. [5] Каковы действия специалиста по социальной работе в данном случае?

13. Ксения отбывает наказание за убийство матери – обе занимались теневым бизнесом, мать содержала подпольную ювелирную мастерскую, с детства приобщала дочь к работе. Ксения пережила периоды бродяжничества – уходила от матери и бабушки с 7 лет, подрабатывала то уборщицей, то мастером в подпольном ювелирном цехе. С 11 лет в компании ребят постарше, употребляющих наркотики. Мать стала активно использовать Ксению в мастерской – дочка была не очень довольна тем, как мать делила зарабатываемые деньги. Однажды, выпив, Ксения, которой было уже 16 лет, решилась на серьезный разговор о переделе прибыли – мать посмеялась, сказав, что Ксения мала еще. В ответ дочь ударила мать, которая скончалась от нанесенных ударов.

С первого дня в колонии Ксения заявила, что по исполнению 18 лет отправится на «взросляк» - особых следов раскаяния и переживания сотрудники колонии в девушке не обнаруживали. Ксения вовсю приспосабливалась к жизни в условиях несвободы: она научилась манипулировать теми, кто оказывал помощь осужденным; соглашалась на участие в занятиях, чтобы потом попросить материальной помощи… Ксения находилась в переписке с подругой, которая вела вполне «социальный» образ жизни, успела стать второй раз мамой и посылала Ксении фотографии своих детей. Вместе с подругой Ксении писала и мать подружки. Кроме того, у Ксении оказалось две бабушки. Мама мамы оказалась, по мнению Ксении, такой же как мама и сама Ксения - «лишь бы сегодня поесть, поспать», а вторая бабушка – «добрая, может помочь, правда, старенькая, ей бы уже самой помочь». Каковы действия специалиста по социальной работе в данном случае?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: