Охрана здоровья пожилых людей

По данным социологических исследований в регионах страны, в контингенте маломобильного населения свыше 80 % пожилых людей нуждаются в медицинской помощи, которая предоставляется им за счет средств обязательного медицинского страхования. В современных условиях более обеспеченные пожилые люди могут воспользоваться и платными медицинскими услугами.

Складывается интеграционная модель организации медицинской помощи лицам пожилого возраста, которая положительно зарекомендовала себя в условиях дефицита финансовых ресурсов. Геронтологические[91]подразделения «встраиваются» в существующие учреждения здравоохранения, социального обслуживания и другие структуры.

Во многих регионах Российской Федерации созданы учреждения, ориентированные на обеспечение ухода и медико‑социальную реабилитацию пожилых больных. В системе здравоохранения к ним относится около 100 больниц сестринского ухода.

Медицинская помощь пожилым людям оказывается и многопрофильными лечебно‑профилактическими учреждениями.

С целью сохранения доступности и уровня гарантированных государством видов и объемов медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Мероприятия по реализации данной Программы, затрагивающие интересы граждан пожилого возраста, осуществляются путем:

• перехода к системе государственного заказа на оказание медицинской помощи в соответствии с принятыми стандартами объемов медицинской и лекарственной помощи;

• использования финансовых ресурсов, полученных в результате государственного регулирования цен на медикаменты, для расширения программ социальных гарантий по лекарственному обеспечению населения;

• осуществления мер стимулирования отечественных предприятий медицинской промышленности, сохранения и поддержки государственных научно‑производственных объединений, поддержки инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.

Этим же целям служат и региональные программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью при сохранении главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохранения.

Льготы по лекарственному обеспечению предоставляются некоторым категориям пожилых людей, в большей степени – ветеранам войн, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В последние годы получила развитие сеть врачебно‑физкультурных диспансеров и физкультурно‑оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при стадионах и других спортивных сооружениях, физкультурно‑оздоровительных клубов по месту жительства.

§ 2. Социальная политика в отношении инвалидов [92]

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 % общей численности населения. В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 млн инвалидов, то уже на 1 января 1999 г. – более 9,6 млн инвалидов.

На протяжении последних 5 лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей‑инвалидов. В 1998 г. впервые признаны инвалидами свыше 1 млн человек, причем более 80 % из них составляли инвалиды I и II групп. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне и не превышают 2,3 % при повторном освидетельствовании.

По оценке Министерства труда и социального развития РФ (с 6. 04. 2004 г. – Министерство здравоохранения и социального развития), в связи с неблагоприятной социально‑экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определило необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество, в частности принятие Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 гг.».

Общей основой и руководством для принятия мер в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими или умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г.

Социальная политика по отношению к инвалидам осуществляется по двум направлениям:

• изменения общественного мнения о проблеме инвалидности, формирования среды жизнедеятельности, создания системы социального и рационального трудоустройства и т. п.;

• создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным условиям с учетом индивидуальных особенностей.

В Рекомендациях к реабилитационным программам 44 сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечалось что «инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».

Значительные усилия по изменению общественного отношения к инвалидности играет ООН, ее специализированные учреждения, другие организации международного сообщества. Существенным вкладом в решение проблем инвалидности стала разработка Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (48‑я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 14 декабря 1993 г.).

Основные положения Декларации ООН о правах инвалидов (1975), развивает и конкретизирует Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Законом (ст. 1):

инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок‑инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико‑социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Социальная зашита инвалидов (ст. 2) – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Медико‑социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Реабилитация инвалидов (ст. 9) – система медицинских, психологических, педагогических, социально‑экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитация инвалидов включает:

• медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии; протезирования и ортезирования;

• профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально‑производственной адаптации и трудоустройства;

• социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально‑средовой ориентации и социально‑бытовой адаптации.

Государственная служба реабилитации инвалидов – совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Закон предусматривает ряд специальных прав для инвалидов, обеспечивающих их жизнедеятельность (глава IV): о право на медицинскую помощь (бесплатно или на льготных условиях) и право на медицинскую реабилитацию (ст. 13);

• право на обеспечение беспрепятственного доступа к информации (ст. 14);

• право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15);

• право на обеспечение жилой площадью (с оборудованием специальными средствами и приспособлениями) (ст. 17);

• право инвалидов на образование (ст. 19);

• право на трудоустройство (ст. 20);

• право на материальное обеспечение (ст. 27);

• право на социально‑бытовое обслуживание (ст. 28);

• право на санитарно‑курортное лечение (ст. 29);

• право на транспортное обслуживание (ст. 30);

• право на создание общественных объединений (ст. 33).

Обеспечение инвалидов жилой площадью (ст. 17). Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети‑инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельной образ жизни.

Жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Инвалидам и семьям, имеющим детей‑инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Воспитание и обучение детей‑инвалидов (ст. 18). Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей‑инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям‑инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей‑инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей‑инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей‑инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей‑инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

Содержание детей‑инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Образование инвалидов (ст. 19). Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

Обеспечение занятости инвалидов (ст. 20). Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

• осуществления льготной финансово‑кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

• установления в организациях независимо от организационно‑правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

• резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; о стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

• создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

• создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

• организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %) (ст. 21).

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно‑правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 23).

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны (ст. 24):

• создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

• создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

• предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Материальное обеспечение (ст. 27) инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Социально‑бытовое обслуживание инвалидов (ст. 28) осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях.

Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно‑ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

Инвалидам и семьям, имеющим детей‑инвалидов, устанавливается 50 %‑ная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло‑, сурдо‑[93]и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях.

Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.

Санаторно‑курортное лечение инвалидов (ст. 29). Инвалиды и дети‑инвалиды имеют право на санаторно‑курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети‑инвалиды, нуждающиеся в санаторно‑курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно‑курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно‑курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расходы на санаторно‑курортное лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда, стоимость проезда инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания, оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Транспортное обслуживание инвалидов (ст. 30). Дети‑инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми‑инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам на сегодняшний день предоставляется 50 %‑ная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям‑инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка‑инвалида.

Детям‑инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.

Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети‑инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно‑двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Инвалидам, родителям детей‑инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.

Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.

Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсаций транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Организации независимо от организационно‑правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно‑курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно‑зрелищных и спортивно‑оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 31).

Рассматриваемый Федеральный закон сохраняет льготы, установленные инвалидам законодательством бывшего Союза ССР. Предусмотренные для инвалидов льготы сохраняются независимо от вида получаемых ими пенсий.

В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, льгота предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Право инвалидов на создание общественных объединений (ст. 33). Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно‑правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов (ст. 34).

Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня.

Вопрос об отмене льгот сегодня активно обсуждается. Важно выработать механизм реализации денежных выплат в качестве компенсации существующих ранее льгот на выгодных для различных категорий пожилых людей льгот.

Контрольные вопросы

1. Какой социальный слой населения определяется термином «пожилые люди»?

2. Укажите виды норм российского законодательства и конституционные гарантии прав пожилых людей.

3. Укажите права граждан пожилого возраста согласно Основам законодательства об охране здоровья.

4. Что включает в себя нормативное определение понятие «социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»?

5. Кто принимает решение о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов?

6. В каких случаях допускается помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей?

7. Перечислите права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

8. Укажите формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

9. Перечислите надомные социальные услуги, предусматриваемые федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг.

10. Кому социальные услуги из числа граждан пожилого возраста и инвалидов оказываются бесплатно, на условиях частичной оплаты и на условиях полной оплаты?

11. Каковы основные направления социальной политики по отношению к инвалидам?

12. Приведите нормативное определение понятия «социальная защита инвалидов».

13. Что включает в себя понятие «реабилитация инвалидов»?

Литература

1. Конституции РФ 1993 г.

2. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4798.

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 2002.

4. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4127.

5. Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатно медицинской помощи» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4811.

6. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 1999 г. № 1254 «О порядке финансирования расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно‑курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно‑ортопедических изделий для инвалидов» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5712.

7. Постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 «О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 гг. "» // СЗ РФ. 2000. № 4. Ст. 393.

8. Постановление Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70 «О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002–2004 годы» // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 578.

9. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5‑ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82‑ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

11. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122‑ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

12. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135‑Ф3 «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334.

13. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. 1995 г. № 48. Ст. 4563.

14. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195‑ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

15. Холоспюва Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: