Этические ценности и принципы высшего образования

Значимым событием для университетского мира явилось проведение Европейским Центром ЮНЕСКО по высшему образованию Международной конференции по этическим и моральным измерениям в высшем образовании и науке в Европе (Бухарест, 2-5 сентября 2004 г.). Результатом явилась «Бухарестская Декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в Европейском регионе». На основании данного документа можно зафиксировать следующие наиболее важные для высшей школы положения.

1. Академическая культура любого высшего учебного заведения должна активно и неустанно поддерживать – через заявления о намерениях, институциональные хартии и кодексы академического поведения – те ценности, нормы, действия, которые создают в институциональном сообществе высокие идеалы. В основе этих идеалов – уважение достоинства человека, его физической и психической неприкосновенности, обучение в течение всей жизни, развитие знаний и совершенствование их качества, доступность образования, участие в общественных действиях, активная гражданская позиция, недискриминация.

2. Основными ценностями академического сообщества являются честность, доверие, справедливость, уважение, надежность и ответственность. Эти ценности важны не только сами по себе, но и для эффективного преподавания и качественной исследовательской работы.

2.1. Воспитание честности нужно начинать с себя, и уже затем добиваться ее от всех членов академического сообщества, не допуская никаких форм обмана, лжи, мошенничества, воровства и других неблаговидных поступков, которые могут отрицательно сказаться на качестве академических степеней.

2.2. Взаимное доверие между всеми членами академического сообщества создает ту рабочую атмосферу, которая благоприятствует свободному обмену идеями, совершенствованию творческого потенциала и развитию личности.

2.3. Справедливость в преподавании, оценивании студентов, исследовательской работе, продвижении сотрудников и присуждении степеней должна основываться на правовых, прозрачных, предсказуемых, непротиворечивых и объективных критериях.

2.4. Свободный обмен идеями и свобода выражения базируются на взаимном уважении, которым пользуются все члены академического сообщества, независимо от положения в учебной или исследовательской иерархии.

2.5. Ответственность должны нести все члены академического сообщества, что позволяет обеспечивать подотчетность, а также свободно выражать позицию и оказывать воздействие в случае проступков.

3. Академический персонал, студенты и сотрудники должны играть существенную роль в контроле над тем, чтобы коммерческая деятельность и стремление к росту доходов не наносили ущерба качеству обучения, результатам обучения или интеллектуальным стандартам их учебных заведений.

4. Процессы принятия решений в вузе должны быть организованы таким образом, чтобы лица, принимающие решения, брали на себя моральные обязательства и ответственность перед всеми заинтересованными кругами, как внутри вуза, так и за его пределами, которых эти решения касаются.

5. Необходимо уважать и соблюдать основополагающие принципы исследовательской работы, которыми являются интеллектуальная свобода и социальная ответственность.

6. Университетский кодекс поведения должен включать как этические стандарты, так и процедуры их применения, что позволит избежать поверхностности, бессодержательности, нечестности, коррупции и безнаказанности.

Естественно, что принципы педагогической этики не могут носить абсолютного характера, являясь лишь универсальными ориентирами, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна. Тем не менее, этические принципы поведения конкретного сообщества специалистов, будучи добровольно принятыми его членами, могут рассматриваться в качестве критериев этически приемлемого профессионального поведения. Они служат основанием для оценки конкретных спорных ситуаций или действий специалистов.

Педагоги делятся на тех, кто следует этическим принципам, и тех, кто ими пренебрегает. И если профессиональная среда лояльна к последним, если она не «кипит» возмущением, когда сталкивается с наплевательским отношением к принципам, значит, она серьезно больна: потеря ориентиров грозит «дорогой в никуда».

Контрольные вопросы и задания

1. Определите понятие «моральная ценность». В чем специфика моральных ценностей по сравнению с другими ценностями (экономическими, политическими, эстетическими и др.)?

2. Каковы особенности реализации моральных ценностей в жизнедеятельности белорусского социума? Следует ли принимать во внимание данные особенности при обосновании ценностей профессиональной педагогической этики?

3. Охарактеризуйте моральные ценности, которые могут рассматриваться в качестве базовых для педагогической этики.

4. Чем понятие «принцип» отличается от понятия «ценность», когда речь идет о профессиональной этике? Как соотносятся профессионально-нравственные принципы педагога с общими принципами педагогики как деятельности?

5. Охарактеризуйте три основных принципа трудовой этики специалиста, независимо от конкретного вида профессиональной деятельности.

6. Базовые этические принципы поведения педагогов… В чем проявляется их универсальный характер?

7. Охарактеризуйте принцип любви (благодеяния) как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

8. Охарактеризуйте принцип ненасилия, физической и психологической неприкосновенности личности как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

9. Охарактеризуйте принцип автономии (независимости) как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

10. Охарактеризуйте принцип толерантности как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

11. Охарактеризуйте принцип ответственности как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

12. Охарактеризуйте принцип справедливости как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

13. Охарактеризуйте принцип уважения прав и достоинства человека как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

14. Охарактеризуйте принцип компетентности (профессионализма) как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

15. Охарактеризуйте принцип порядочности как основу отношений педагога и иных субъектов педагогического взаимодействия.

16. Охарактеризуйте этические принципы поведения педагогов во время учебных занятий. Для этого ознакомьтесь с соответствующей главой из учебного пособия Д.А. Белухина «Педагогическая этика. Желаемое и действительное». Согласны ли вы с позицией автора?

17. Охарактеризуйте профессионально-этические принципы оценочной деятельности преподавателя. Встречались ли вы в своей практике со случаями нарушения этических принципов при проведении экзаменационных испытаний?

18. Ознакомьтесь с текстом «Бухарестской Декларации по этическим ценностям и принципам высшего образования в Европейском регионе» (2004 г.). Какие ценности и принципы учебной и исследовательской деятельности в высших учебных заведениях провозглашаются в данном документе? Насколько актуален данный документ для отечественной системы высшего образования?

19. Назовите три основных принципа, которых Вы стараетесь придерживаться в любой жизненной ситуации, чтобы ни случилось?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: