Транспортные затраты

Транспортные затраты — часть транспортно-заготовительнных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, осуществляемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные затраты являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Они включают оплату тарифов транспортных и иных сборе транспортных организаций, затраты на содержание собственно]транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов, разницу между фактическими затратами по оплате рифов транспортировки и суммой, возмещаемой поставщика снабженческо-сбытовым организациям (исходя из средних расстояний перевозок).

Затраты на доставку продукции заказчикам (или заказчиков кместам, где оказываются услуги) могут ограничивать эффект масштаба при увеличении размера предприятия. Транспортные затраты действуют на взаимосвязь затрат и эффекта масштаба в пределах одного завода или географически близкого комплекса заводов. Чем больше товаров выпускается, тем больше, следовательно, доля быть продано. Для того чтобы больше продать, возможно, необходимо получить более отдаленных клиентов. Это, в свою очередь, ведет увеличению транспортных затрат на единицу проданной продукции. Уровень прироста затрат зависит от следующих переменных.

1. Отношение размера производственного предприятия к емкости обслуживаемого рынка. Если производственное предприятие удовлетворяет только небольшую долю рыночного спроса, то оно моя значительно увеличить объем продаж без расширения географ сбыта. В данном случае транспортные затраты незначительно ограничивают размер завода.

2. Метод ценообразования. Транспортные затраты, учитываем
производителем, возрастают с ростом объема производства в тех ел
чаях, когда уровень цен на всех рынках будет одинаковым или когда
цена на более отдаленных рынках будет устанавливаться конкурент
ми, обладающими преимуществами месторасположения их производства по отношению к рынкам сбыта. Такие условия имеются
многих компаний.

3. Географическая структура транспортных затрат. Обычно
фрахтовые тарифы растут медленнее, чем удаленность. Чем меньше
скорость роста затрат, связанных с поставкой продукции на дополю
тельные 100 км, тем меньше транспортные затраты связаны с размером производства.

4. География размещения заказчиков. Если покупатели равномерно
распределены по территории региона, то при увеличении числа клиентов транспортные затраты будут возрастать в меньшей степени, чем
при прочих равных условиях, так как затраты на доставку зависят о
радиуса поставки, в то время как объем продаж — от квадрата радиуса. Если же плотность распределения заказчиков резко убывает по мере удаления от внутристранового рынка, то транспортные затраты при увеличении объема поставок могут возрастать в значительно большей степени.

5. Отношение производственных затрат к физическому объему еди­ницы продукции. При перевозке объемных товаров, имеющих низкую цену, таких как песок или пивные бутылки, транспортные затраты динамично растут с увеличением расстояния поставки. Для компакт­ных и дорогих товаров, типа интегральных схем и инструментов, транспортные затраты растут медленно.

Совокупный эффект влияния этих факторов показан на рис. 2.5.

Минимально эффективный объем выпуска из расчета производственных затрат соответствует объему производства. На рис. 2.5 а средние затраты доставки растут медленно в сравнении с ростом вы пуска продукции. Совокупные средние затраты представляют собой сумму по вертикали средних затрат производства и доставки. Сред­ние затраты доставки растут гораздо быстрее, что ведет к сокраще­нию минимально эффективного объема производства (рис. 2.5 б).

Улучшения технологии серьезно влияют на затраты по доставке и, следовательно, на структуру рынка сбыта компании.

Рис. 2.5. Воздействие транспортных издержек на оптимальный объём производства: оптимальный объём производства при умеренных транспортных издержках, долл./ед. продукции (а); оптимальный объём производства при значительных транспортных издержках, долл./ед. продукции (б); 1 – совокупные средние затраты; 2 – производственные затраты на единицу продукции; 3 – средние затраты доставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: