О классификации и системе обозначения транспортных средств

При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых автомобилей, автобусов или легковых автомобилей следует руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильных транспортных средств.

Согласно Классификации и системе обозначения автомобильного подвижного состава автотранспортные средства (АТС - подвижной со­став автомобильного транспорта) разделяются на:

I. Пассажирские:

а) легковые;

б) автобусы;

II. Грузовые:

а) общего назначения (бортовые автомобили, тягачи, автомоби­ли-самосвалы);

б) специализированные, имеющие различные кузова, предназна­ченные для перевозки грузов определенных видов (автомобили: фургоны, цистерны, рефрижераторы, лесовозы, битумовозы, самопогрузчики (для перевозки контейнеров и пакетированных грузов), а также автогуд­ронаторы, авторастворовозы, автобетоносмесители);

III. Специальные.

К специальному подвижному составу относятся автотранспорт­ные средства, предназначенные для выполнения различных, преимуще­ственно нетранспортных работ (подметально-уборочных, поливомоечных, снегоочистительных, пескохлоридоразбрасывательных, снегопогрузочных, снегоочистительных, илососных, прочистки канализацион­ных сетей, текущего ремонта дорожных и тротуарных покрытий типа МТРДГ, асфальторазогревательных, заделки трещин дорожных покры­тий, мусоровозов и т.д.).

В соответствии с используемой с 1966 года в нашей стране отраслевой нормалью ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильных транспортных средств (АТС), подвижному со-, ставу автомобильных транспортных средств присваиваются обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обо­значения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Так:

1-я цифра обозначает класс АТС:

Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или кубических дециметрах) Для автобусов по габаритной длине (в метрах)
11 - особо малый до 1,1 22 - особо малый до 5,5
21 - малый от 1,1 до 1,8 32 - малый 6,0-7,5
31 - средний от 1,8 до 3,5 42 - средний 8,5-10,0
41 - большой свыше 3,5 52-большой 11,0-12,0
51 - высший (рабочий объем не регламенти­руется) 62 - особо большой (сочлененные) 16,5-24,0
Для грузовых автомобилейпо полной массе
Полная масса, тонн Эксплуатационное назначение автомобиля
Бортовые Тягачи Самосвалы Цистерны Фургоны специальные
До 1,2            
1,2 до 2,0            
2,0 до 8,0            
8,0 до 14,0            
14,0 до 20,0            
20,0 до 40,0            
Свыше 40,0            
               

2-я цифра обозначает тип АТС:

1 – легковой автобус 5 – самосвал
2 – автобус 6 – цистерна
3 – грузовой бортовой автомобиль или пикап 7 – фургон
4– седельный тягач 8 – резервная цифра
9 – специальное автотранспортное средство

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;

5-я цифра - модификация автомобиля;

6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначе­нии приставку 01, 02, 03 и др. Это указывает на то, что базовая модель 1 имеет модификации.

По данной классификации перед цифровым индексом, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб. дм, обозначается ВАЗ-2106, его модификация - ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация - Ли АЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его | модификация - ЗИЛ-ММЗ-45022.

Согласно разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации в настоящее время установление категории транспортного средства производится органом по сертификации при выдаче «одобрения типа транспортного средства» в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 и зарегистрированными в Минюсте России 15.05.1998 №.1522, а также другими нормативными документами систе­мы сертификации механических транспортных средств и прицепов.

При определении категории транспортного средства органом серти­фикации учитываются технические характеристики и особенности конст­рукции, и используется классификация, установленная Комитетом по внут­реннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТом Р 51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст.

Обращаем внимание, что в целях повышения безопасности дорож­ного движения и принятия единообразия правил дорожного движения 08.11.1968 в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении. По­скольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938 -VIII и Российская Федерация является до­говаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

Сравнительная таблица, категорий транспортных средств (ТС) по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспорт­ных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному При­казом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразви­тия России № 134 от 23.06.2005, зарегистрированному в Минюсте России 29.07.2005 № 6842.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: