Цель: познакомить со сложным предложением; изучить содержание и объем понятия «сложное предложение» в средней школе; изучить различные типы сложных предложений и методику работы с ними в школьном курсе русского языка; разработать систему приемов, заданий и упражнений при изучении темы «Сложное предложение».
- Содержание и объем темы «Сложное предложение» в средней школе.
- Типы сложных предложений, изучаемых в средней школе, их характеристика.
- Основные трудности при изучении темы «Сложное предложение» в школе. Способы преодоления трудностей учащихся.
- Методы и приемы изучения темы «Сложное предложение», основные типы упражнений.
- Изучение многочленного сложного предложения в средней школе: методы, приемы, система упражнений.
Вопросы
1. Как представлена тема «Сложное предложение» в школьном курсе синтаксиса? В каких классах и в каком объеме изучается эта тема?
2. Какие типы сложных предложений и в каком объеме изучают учащиеся?
3. Каковы методы и приемы изучения данной темы в школьном курсе русского языка?
|
|
4. Какие конкретно типы заданий и упражнений Вы можете предложить при изучении темы «Сложное предложение»?
5. Какие трудности испытывают учащиеся при изучении данной темы? Каковы способы преодоления этих трудностей?
Задания
- Разработайте таблицы, схемы, карточки и другие вспомогательные учебно-методические материалы, необходимые для изучения темы «Сложное предложение».
- Подберите тексты обучающих диктантов по данной теме.
- Предложите конкретные виды упражнений, которые можно было бы использовать при изучении данных тем, отработайте их на занятии.
- Приведите план синтаксического разбора сложного предложения и многочленного сложного предложения в 9 классе. Произведите разбор данных сложных предложений по этому плану.
- Составьте развернутый конспект урока по одной из тем раздела «Сложное предложение».
Литература
Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка. – М., 1991.
Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедева В.И. Методика преподавания русского языка. – М., 1974.
Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М., 1986.
Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И., Разумовская М.М и др. Обучение русскому языку в школе: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004.
Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1973.
|
|
Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М., Дрофа, 2002.
Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.
Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
Напольнова Т.В., Пустовалов П.С. Практикум по методике преподавания русского языка. – М., 1976.
Основы методики русского языка в 4–8 классах / Под ред. А.В. Текучева и др. – М., 1983.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. – М., 1980.
Филиппенко К.К. Школьный синтаксис в блоках. – Казань, 1992.
Фирсов Г.П. Об изучении синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 1961.