Запоминание и условия его эффективности

Память начинается с процесса запоминания. Запоминание обычно осуществляется одновременно с процессом восприятия.

Запоминание – это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности, т.е. в процессе ощущения и восприятия.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное запоминание не требует от человека волевых усилий, информация запоминается легко, но также легко исчезает из памяти. Из запомненного непроизвольно обычно остается в памяти значимые, эмоционально окрашенные, яркие, интересные события, что-то необычное или то, что действует на человека на протяжении длительного времени.

Произвольное запоминание – это целенаправленная мнемическая деятельность со своими мотивами, целями, задачами и средствами запоминания, а также со своими результатами.

Начинается оно с постановки мнемической задачи. От ее постановки во многом зависит продолжительность запоминания (Учебная деятельность в основном строится на произвольном запоминании).

Одним из видов произвольного запоминания является заучиваниецеленаправленное, организованное повторение информации с целью запоминания.

При заучивании часто используются различные приемы и средства запоминания.

Запоминание делится на механическое и смысловое.

Механическое запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей информации без опоры на смысловые связи между ними.

Смысловое запоминание – это запоминание, основанное на установлении многочисленных связей между отдельными частями информации и выделении главных, существенных мыслей.

Смысловое запоминание более эффективно, чем механическое, но это не означает, что человек может совсем обойтись без механического запоминания, т.к. иногда приходится запоминать информацию, не имеющую внутренней логической связи.

Например. Номера телефонов, даты, адреса, алфавит, иностранные слова и т.д. исключаются из правил. Но для того, чтобы облегчить запоминание, человек может и в механическую информацию внести определенный смысл.

Условия успешного запоминания.

1. целевая установка человека на запоминание;

2. эмоциональная настройка на запоминание;

3. установка на длительное запоминание;

4. осмысленность запоминания (предполагает смысловую обработку материала – это выделение главных мыслей, деление текста на смысловые части, ответы или формулировка вопросов к тексту, структурирование материала)

5. заучивание и повторение небольшими дозами;

6. чередование чтения и воспроизведения;

7. повторение, распределенное во времени (лучше всего повторять информацию в первые часы после ее восприятия и затем повторять через определенные промежутки времени)

8. учитывать, что память «любит» разнообразие. Чередование разнохарактерных предметов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: