Субкультура в гимназии №9.
Выполнила учащаяся 7 «Б» класса
Кибанова Анастасия
Руководитель: учитель МХК
Бушмелева И.Г.
Пермский край, г. Березники.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Субкультуры или кто во что горазд………………………………….5
1.1 Молодежная субкультура……….………….............................................................5
1.2 Причины возникновения субкультур………………………………6
Глава 2 Выяснение и анализ причин уходов подростков в различные неформальные движения, причины и смысл образования новых субкультур………………………………………………………………………7
1.1 Особенности неформальных субкультур…………………………8
Глава 3 Психологические особенности возрастной группы………………...9
1.1 Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка…………………………………………………10
1.2 Отношения подростков к субкультурам в масштабах 9 гимназии……………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
|
|
Библиографический список…………………………………………………….14
Введение
Мне кажется, я учусь в самой лучшей школе города-гимназии №9.Меня окружают эмоциональные, динамичные, независимые ребята. У многих из них возникает стремление создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, найти возможности самовыражения. Несмотря на то, что в школе введена форма и правила поведения для учащихся, некоторые ребята выделяются из общего числа манерой поведения, внешним видом: ярко выкрашенные волосы, значки, шнурки разного цвета, фенечки, яркий макияж, оригинальные стрижки, преобладание черного или яркого цвета в одежде. Возможно это неформалы, если говорить научным языком, то представители субкультуры. Сегодня многие ребята увлекаются субкультурой. Мне стало интересно узнать об этом поподробнее, и я занялась изучением этого вопроса.
Цель работы - Выявление отношения подростков гимназии №9 к субкультуре.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «субкультура» и виды субкультур.
2.Выявить особенности возрастной субкультуры.
3. Используя результаты анкетирования 7-10 ых классов гимназии, выяснить отношение подростков к субкультурам
4.Изучить литературу по данной теме.
Объект исследования: подростки(13-17 лет)
Предмет исследования: особенности отношения подростков (13-17 лет) к различным субкультурам.
Гипотеза: Предположим, подростки гимназии №9 проявляют интерес к субкультуре.
Методы исследования:
1.Теоретическое изучение и обобщение материала.
2. Интервьюирование подростков.
3. Анализ данных анкетирования.
|
|
4. Наблюдения.
Глава 1. Субкультура
Аристотель говорил: «Город – единство непохожих». Наверно, каждому современному подростку свойственно желание чем-то выделиться из среды сверстников. Сейчас это называется принадлежностью к какой-либо субкультуре. Субкультуры - это огромный мир, открывающий нам разные оттенки жизни.
В современном обществе субкультуре принадлежит особое место как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемому в особом молодежном образе жизни. «Молодежь,— писала М. Мид,— сама должна вырабатывать у себя новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников»
Отечественные культурологи и социологи не могут четко определить молодежную субкультуру как отдельный предмет исследований, не дают этому явлению достойного и ясного определения. Я нашла несколько определений, дополняющих друг друга.
Субкультура (от лат.Sub – под + cultura) – культура какой-либо социальной или демографической группы.
Субкультура - часть общественной культуры.
Субкультура – это "под” культура. Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых культур. Например: – рэп как музыкальное направление, выделилась в субкультуру, имеющую свою философию, стиль одежды, ценности и т.д.
Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, влияющих на стиль жизни и мышления людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы».
Надо отметить, что с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби — увлечения человека каким-либо занятием. Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивую группу, и при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).
Чтобы разобраться в этих вопросах мне пришлось обратиться к истории.
И вот что я узнала.
До конца 1980-ых годов молодежная субкультура в нашей стране не считалась достойным предметом, для какого бы то ни было серьезного наукообразного анализа. Только в конце 1980-ых годов под влиянием "перестройки" и событий либеральной революции 1991-1993 годов не только пресса, но и социологи, и культурологи в нашей стране обратили внимание на молодежную субкультуру.
Молодежные субкультуры для России – явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в нашем понимании. Ребенок – отрок или девица – сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж (или свекор) распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников. Юноша 15 лет верстался на воинскую службу – так заканчивалось детство. Подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно – каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной «государственной идеологии» или «национальной идее»: чувство ответственности прививалось с пеленок. «Береги честь смолоду», – гласила старая русская пословица.
В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера были малоразвиты; широкое распространение имели субкультуры романтического и альтруистического направления.
Альтруизм — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей).
Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура прессы, радио, телевидения.
|
|
В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений. Субкультуры, пришедшие к нам из времён СССР: байкеры («рокеры»), барды, гопники, картингисты, люберы, митьки, стиляги, неформалы. Почти все молодежные субкультуры зародились во второй половине 20 века в странах Западной Европы и в США, откуда в первую очередь с помощью магнитных записей рок-групп и журналов распространились по всей планете. СССР также не стало в этом смысле исключением. Однако, заимствуя часто атрибутику и музыкальные стили из тех стран, где она возникла, в каждой новой стране молодежная субкультура развивается по-своему.
О движении модов мало кто слышал. “Моды” — это не столько музыкальный стиль, сколько определенное движение, образ жизни и манера одеваться, порожденная подростковой культурой Британии начала 60-х. Конечно, моды пришли на замену тедди-боям, и позднее от среды самых более-менее радикальных модов отпочковались подкультуры как английские хиппи, и даже скинхеды.
Впрочем, воистину отличительной чертой модов было их поистине отличительное внимание к слишком внешнему облику (изначально широко пользовались популярностью приталенные прямо-таки итальянские костюмчики, потом напросто английские брэнды), меломания (от джаза, ритм-энд-блюза и соула до рока и ска). Значит к середине 60-х годов с модами кроме того стала ассоциироваться музыка этих по-своему английских рок-групп.
К 1968 году движение модов практически угасло, переродившись в другие движения.
В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Металлисты культивировали личностную свободу и независимость. Панки же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия.
|
|
С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов.
В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.
Конец 1980-ых годов сопровождался интенсивным ростом молодежных субкультур и в России. Именно в это время в СССР появилось множество особых площадок", на которых для общения и обмена аудиозаписями рок-групп вне зависимости от района проживания в данном городе стала собираться молодежь. В это время вместе с заимствованными ранее из английского языка словами "хиппи", "панки" в русском языке появился свой собственный термин "неформалы", который обозначает субкультурные сообщества. Так и политические, экологические и прочие объединения - HОМы (Неформальные Объединения Молодежи), пытающиеся играть какую-то социальную роль. Человек, который попадает в субкультуру, становится единым целым с ней. Он готов изменить собственное мнение, меняет порядки и взгляды на жизнь. Кто-то меняет субкультуры день за днем, только ради их внешних проявлений, внимания окружающих, он не вникает в суть и философию, которая есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто порой верен только одной неформально организации, бывает, не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение.
В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали эмо-киды и киберпанки. Субкультура эмо одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении.
Основными компонентами стиля являются: имидж, манеры, арго.
1. Имидж – внешнее проявление некоего смысла, состоящее из костюма и его значимых аксессуаров, таких, как прическа, украшения (драгоценности) и художественные поделки.
2. Манеры, прежде всего, походка, осанка. Иначе говоря, это то, во что «актер» одет и как он носит это.
3.»Арго» – словарь данной социокультурной группы, способ артикуляции и коммуникации посредством употребления специфических слов.
4.
5.
Каждому из нас в каком-либо общественном месте удавалось хоть раз встретить человека, который отличался, прежде всего, необычным внешним видом. Это и есть неформал- представитель одной из современных субкультур. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, бросить вызов миру с его бесконечными серыми буднями.
Каждый неформал относится к одному из видов молодежных субкультур: (ниже представлены самые распространенные в настоящее время подвиды субкультур)
Виды субкультур | Общее описание | Подвиды | Описание подвидов |
Музыкальные | Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки | Альтернативщики | поклонники альтернативного рока, рэпкор |
Готы | поклонники готик-рока | ||
Металлисты | поклонники хэви-метал и его разновидностей | ||
Панки | поклонники панк-рока | ||
Рокеры | поклонники рок-музыки | ||
Хип-хоп (рэперы) | поклонники рэпа и хип-хопа | ||
Скинхеды | любители ска | ||
Эмо | поклонники эмокор | ||
Имиджевые | Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению | Нудисты | |
Стиляги | |||
Милитари | |||
Политические и мировоззренческие | Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям | Антифа | |
Неформалы | |||
Хиппи | |||
По хобби | Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби | Байкеры | Любители мотоциклов |
Райтеры | Поклонники граффити | ||
Трейсеры | Любители паркура | ||
Хакеры | Любители компьютерного взлома (чаще нелегально) | ||
По другим увлечениям | Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе. | Отаку | Поклонники аниме(японской мультипликации |
Геймеры | Поклонники компьютерных игр | ||
Футбольные хулиганы |
. Субкультуры обычно возникают как оппозиция ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимают как один из этапов изучения символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.
Анимешники (отаку)
Причины вступления в ту или иную субкультуру:
одиночество – 27%;
непонимание родителей – 24 %.
Среди прочих были названы:
- стремление к защищенности;
- обособленность;
- группирование;
- свобода;
- эмоциональная насыщенность общения;
- стремление компенсировать недостатки традиционных институтов – семьи и школы.
Черты характера, которые нравятся им в субкультуре:
умение постоять за себя (54%),
смелость (40%),
независимость (35 %).
Конец двадцатого века – это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. В это время постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур.
Так какие же бывают молодежные субкультуры? Их множество. Часть их вышла из музыки: рок, рэп, рэйв, многие из книжек, романтики и туризма: ролевое движение, стритбол и т.п., из компьютерных игрушек: геймеры. Есть и такие субкультуры, которые вышли из политических движений, – это скинхеды. Политика в основе, а уж потом музыка, вышедшая из панка – oi.
Ниже приведена схема градации молодёжных субкультур
сознание молодого человека выбирает, что-то особенное, чтобы выделиться из общества и отличаться от себе подобных. А выделиться можно очень многим. Назову основное:
- одеждой,
- речью (сленг),
- пирсингом,
- атрибутикой,
- нестандартным поведением,
- изменением внешнего вида,
- татуировками.
Всё это сейчас доступно и в крупных городах поставлено на производственный поток.
Но при изучении данной проблемы пришлось столкнуться с новым явлением – Позерство. Позер – это тот, кто пытается выдавать себя за представителя той или иной культуры, но явно не соответствует характеристикам этой субкультуры. К примеру, так называемые современные Модники. В этой части молодёжи вообще разобраться крайне сложно. Проблема заключается в том, что они выглядят нестандартно (так называемый авангард), что попадает под одну из определяющих характеристик молодёжных субкультур. Но в остальном, у этой части молодёжи полный пробел. Они, наоборот, с радостью принимают общество, и, в конечном счете, являются беззаботными детьми богатых родителей. У них нет глубинных, психологических характеристик, которые присущи молодёжным движениям.
3 мы привели несколько социологических опросов, в ходе одного из которых выяснилось, что большинство музыкальных субкультур, а именно 62,87%, т.е. мода и музыкальные пристрастия наиболее важные признаки в молодежной среде; наиболее известными субкультурами среди респондентов являются панки – 25,13% и эмо – 22,32%; также выяснили основные источники информации о субкультурах - телевидение – 35,20% и по рассказы друзей – 23,70%; узнали, что интерес и попытки победить внутреннее одиночество стали основным мотивом, по которому люди приобщились к той или иной субкультуре.