Понятие о методологии в психологии

Лекция №2

ТЕМА: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

План.

1. Понятие о методологии в психологии.

2. Методы современной психологии.

Литература.

1. Атлас по общей психологии. / Под ред. М.В. Гамезо.- М., 2003.

2. Гуревич П.С. Психология. Учебник. Изд-во «Юрайт». – М., 2012.

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб., 2008.

4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. -304 с.

5. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – Воронеж – 2008 г.

Понятие о методологии в психологии.

Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, даюшие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступает методология.

Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Обычно различают три уровня методологии любой науки.

Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает данная наука.

Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Психологическая наука имеет свою методологию. В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Его основные положения сводятся к следующему:

· окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи);

· материя первична, а сознание вторично;

· материя находится в непрерывном движении, развитии и подчиняется законам: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания;

· движение и взаимодействие материи определяет собой качественные характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики;

· психика есть свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;

· сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;

· сознание - высший этап развития психики;

· психика, сознание социально обусловлены;

· окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции и развития.

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:

принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий;

принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство (сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности; деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности);

· принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития;

· принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений.

Применение конкретных методов и методик психологической науки регулируется следующими правилами:

• сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами;

• существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;

• результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;

• все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: