1. Предмет и задачи курса
2. Основные понятия
3. Отличительные особенности кризисного состояния.
4. Основные типы кризисов
Современный мир динамичен. Рост социальных и природных катаклизмов приводят к тому, что современный человек не справляется с решением многих проблем, не находят адекватных стратегий выхода из кризисных ситуаций. Это приводит к росту психической травматизации населения.
Кризис как поворотный пункт человеческой судьбы, в котором рушатся основы предыдущей жизни, а новой еще не существует. Требует особого подхода и специфических форм помощи человеку, переживающему кризис.
Появилась необходимость выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки и практики.
Цель курса: ознакомление с методологическими основаниями кризисной психологии, с теориями поведения человека в ситуациях неопределенности и непредсказуемости, обучение навыкам построения программ психологической помощи человеку в кризисный и посткризисный период жизненного пути.
|
|
Предмет: в курсе кризисной психологии изучаются особенности поведения человека в кризисных ситуациях, стратегии преодоления неопределенностей жизненного пути, механизмы и программы психологической помощи и поддержки.
-
Человек рассматривается прежде всего с точки зрения его бытия. Основными вопросами для рассмотрения становятся вопросы: «как?» он жил ранее и «как» будет жить дальше.
Основные задачи, стоящие перед кризисной психологией.
Теоретические аспекты:
1. Анализ теоретических подходов и оснований в кризисной психологии.
2. Изучение основных механизмов и закономерностей протекания кризисов (социологические и психологические исследования).
Прикладные аспекты:
1. Разработка основных положений оказания помощи и поддержки людям, находящимся кризисном или посткризисном состоянии.
2. Разработка программ быстрого реагирования в условиях кризисной ситуации (проведение активной кризисной терапии в короткие сроки – кризисная интервенция)
Студенты часто включаются в эту работу стихийно, без достаточной подготовки и осуществляют ее на общежитейских принципах, то есть утешают обратившегося за помощью человека. В качестве аргументов приводится следующее: все пройдет, относись проще, другим еще хуже, тебе еще повезло и т. д. В результате это ведет к взаимной неудовлетворенности: студенты, как правило, не удовлетворены результатами своей работы, а пострадавшие жалуются на ухудшение состояния.