Пять стадий полового созревания

Подростковый возраст.

Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростка.

Важная задача взросления подростка – психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием. Подросток впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физиологические изменения (рост тела, увеличение массы тела, появление вторичных половых признаков и др.). Тесная взаимосвязь биологических и психологических изменений во многом определяет специфику данного возрастного периода. Объяснение многих психологических проблем и сложностей, с которыми сталкивается подросток, невозможно без знания физиологических и биологических изменений, происходящих в его организме.

Пубертатный кризис, наступающий в подростковом возрасте, подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций. О нем свидетельствуют первая менструация (менархе) или соответственно эякуляция. Правда, пограничный характер этих признаков относителен, поскольку изменения, свойственные половому созреванию, начинаются еще до их появления.

Биологические изменения, связанные с половым созреванием, закладывают основу всех последующих процессов развития. Наиболее очевидные сдвиги касаются роста и пропорций тела. Происходящие изменения регулируются гормонально. Эндокринная перестройка, с одной стороны, готовит переход к половой зрелости, а с другой – обеспечивает значительные функциональные и морфологические изменения самых различных систем органов.

Внешние признаки полового созревания – важные ориентиры, позволяющие оценить его протекание, хотя влияние различных факторов может привести к заметному разнобою во внешних показателях.

Пять стадий полового созревания.

Одной из характеристик подросткового возраста является бурное биологическое созревание, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием.

В процессе полового созревания можно выделить пять стадий, характерных как для мальчиков, так и для девочек (Марцинковская Т.Д. и др., 2001; Физиология роста и развития детей и подростков, 2000).

Первая стадия – детство (инфантилизм). На этой стадии репродуктивная стадия развивается медленно и фактически незаметно. Регуляция развития осуществляется гормонами щитовидной железы и соматотропными гормонами гипофиза. Половые органы в это время претерпевают медленные изменения, вторичные признаки пола не развиваются.

Первая стадия завершается у девочек в 8-10 лет, а у мальчиков в 10-13 лет.

Вторая стадия – собственно начало пубертата – связана с увеличением активности гипофиза. Возрастает выделение секреции гипофизарных гормонов (соматотропина и фоллитропина), которые определяют ускорение роста тканей и появление начальных признаков полового созревания.

Стадия заканчивается у девочек в 9-12 лет, у мальчиков в 12-14 лет.

Третья стадия – этап активизации половых желез, которые выделяют стероидные гормоны (андрогены и эстрогены), усиливается функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной железы, надпочечников).

Это выражается в так называемых «скачках роста» (ускоренном прибавлении в росте и весе), что является существенным показателем начала подросткового периода.

В подростковый период дети вырастают на 5-8 см в год.

Девочки растут более активно в 11-12 лет (рост увеличивается до 10 см за год). Мальчики прибавляют в росте в 13-14 лет, а после 15 лет обгоняют девочек в росте.

Увеличение роста происходит в основном за счет трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, что обусловливает изменение осанки подростков – плоская, узкая или даже впалая грудь, затрудняющая дыхание.

Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4-8 кг, особенно интенсивно в 14-15 лет, мальчики – 7-8 кг в год.

Темпы роста массы тела отстают от темпов поста скелета, что определяет внешний вид подростка: костлявая, вытянутая фигура.

Несоответствие размера скелета и массы тела приводит к недостаточной координации движений, общей неловкости, угловатости, обилию лишних движений. Однако вместе с тем подростковый возраст является оптимальным для овладения сложными двигательными навыками. Эта парадоксальная ситуация сочетания неловкости и сензитивности в овладении сложными движениями объясняется тем, что постепенное развитие точного функционирования происходит последовательно: сначала рост мышц, затем наращивание мышечной силы и после этого – координация. Несформировавшаяся система в управлении движениями обладает наибольшей пластичностью, готовностью к обучению, поэтому тренировки играют существенную роль в формировании согласованных движений.

В подростковом возрасте растут легкие, совершенствуется дыхание (хотя его ритм остается учащенным), увеличивается емкость легких. Окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

Усиленный рост органов и тканей предъявляет особые требования к деятельности сердца. Оно в этом возрасте интенсивно растет, но рост кровяных сосудов отстает от роста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, наблюдается нарушение ритма сердцебиения. Это обусловливает быструю утомляемость подростков. Недостаточное кровоснабжение мозга может приводить к кислородному голоданию, которое ведет к снижению функциональных возможностей мозговой деятельности, а это проявляется в снижении внимания, памяти, восприятия.

На данной стадии происходит появление вторичных половых признаков. У мальчиков ломается голос, пробиваются усы, борода, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах, начинаются поллюции.

У девочек развиваются молочные железы. Жировая клетчатка формируется по женскому типу: отложения в области бедер, ягодиц, молочных желез, рук. Формы тела округляются.

Четвертая стадия – период максимальной активности половых гомонов: андрогенов (мужских) и эстрогенов (женских).

Мужские половые гормоны вырабатываются особыми клетками семенников. Основным мужским половым гормоном являются тестостерон и его производное андростерон. Они обусловливают развитие полового аппарата и рост половых органов, формирование вторичных половых признаков: голоса, гортани, скелета и мускулатуры по мужскому типу, рост волос на лице и теле. Совместно с фолликулостимулирующим гормоном гипофиза тестостерон активизирует сперматогенез (созревание сперматозоидов).

При гиперфункции семенников отмечается преждевременное созревание, быстрый рост тела и развитие вторичных половых признаков.

Поражение семенников или их удаление (кастрация) в раннем возрасте приводит к прекращению роста и развития половых органов, вторичных половых признаков, при этом удлиняется период роста костей, отсутствует половое влечение, не растут волосы на лице, теле, не происходят изменения в голосе (он остается высоким в течение жизни). Короткое туловище и длинные руки и ноги придают евнухам характерный вид.

Женские половые гормоны (эстрогены) вырабатываются в яичниках. Они оказывают влияние на развитие половых органов, формирование яйцеклеток, их готовность к оплодотворению, готовность матки к беременности, а молочных желез – к кормлению ребенка.

У девочек резкая прибавка в росте предшествует развитию вторичных половых признаков, а у мальчиков, напротив, существенная прибавка в росте происходит только после того, как у них начинают усиленно развиваться гениталии.

Основным женским половым гормоном является эстрадиол. К женским половым гормонам относится и прогестерон – гормон беременности (гормон желтого тела).

Гиперфункция яичников вызывает раннее половое созревание и раннюю менструацию. Описаны случаи полового созревания девочек в 4-5 лет.

На этой стадии активно развиваются вторичные половые признаки, которые могут достичь завершения. У девочек порой начинаются менструации.

Пятая стадия – завершение формирования репродуктивной системы, что означает становление регуляции между отдельными звеньями системы: гормонами гипофиза и периферическими железами. Вторичные половые признаки выражены полностью.

В 16-17 лет в основном заканчивается формирование скелета по женскому типу. В 19-20 лет у девушек происходит окончательное становление менструальной функции, наступает анатомическая и физиологическая зрелость.

У мальчиков в 15-16 лет идет процесс усиленного развития вторичных половых признаков, начинаются непроизвольные извержения семени. Однако анатомическое и физиологическое созревание заканчивается к 24 годам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: