Многосторонняя дипломатия

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2007 ГОДУ

ОБЗОР МИД РОССИИ

Москва, март 2008 года

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ -  
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ -  
Участие России в деятельности ООН -  
Участие России в «Группе восьми» -  
Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами -  
Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение -  
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование -  
Межцивилизационный диалог -  
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -  
Пространство СНГ -  
Европа -  
США и Канада -  
Азиатско-Тихоокеанский регион -  
Ближний Восток и Северная Африка -  
Африка -  
Латинская Америка и Карибский бассейн -  
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ -  
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -  
Правозащитная проблематика -  
Защита интересов соотечественников за рубежом -  
Консульская работа -  
Сотрудничество в области культуры и науки -  
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА -  
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО -  
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -  
ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -  
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ -  


ВВЕДЕНИЕ


2007 год был отмечен исключительно интенсивной дипломатической активностью. Крупные достижения в нашем внутреннем развитии, ставшие результатом созидательных усилий последних восьми лет, проецировались на внешние дела. Впервые в истории у России появилась возможность одновременно решать внутренние и внешнеполитические задачи. Свидетельством признания возросшей ответственности нашей страны в международных делах стали решения о проведении саммита ШОС в Екатеринбурге в 2009 году, саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году и зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. На это указывало и укрепление нашей роли в глобальной экономике и финансах, позиций как страны-донора международного развития.
На этом прочном фундаменте, включая наше видение нового, многополярного миропорядка, подтверждаемое практикой современных международных отношений, российское руководство в основном завершило формулирование внешнеполитической стратегии, отвечающей коренным национальным интересам страны и требованиям нынешнего этапа мирового развития. Она была изложена в том числе в выступлениях Президента В.В.Путина в Мюнхене в феврале и перед дипкорпусом в ноябре. Россия не питает враждебных намерений в отношении кого бы то ни было, нацелена на сотрудничество со всеми, кто к этому готов.
Такая открытость России внешнему миру находится в согласии с новым мироощущением россиян. Страна отказалась от идеологических и иных предрассудков в пользу понятных, идущих от жизни чаяний своих граждан. Свидетельством открытости внешней политики России, ее готовности вносить свой интеллектуальный вклад в осмысление общих задач, стоящих перед международным сообществом, стал одобренный Президентом в марте Обзор внешней политики Российской Федерации, который вызвал широкий позитивный резонанс в стране и за рубежом.
Российская дипломатия не давала оснований сомневаться в том, что мы будем вести дела со своими международными партнерами с суверенных позиций. Это означает полное равноправие, взаимный учет интересов и взаимную выгоду, взаимодействие на основе совместного анализа и совместно принятых решений. Ценой международного согласия не может быть наш отказ от внешнеполитической самостоятельности, которая отвечает политической традиции и историческому призванию России. Там, где партнеры отказываются от совместных действий, мы будем принимать решения сами, исходя прежде всего из своих национальных интересов, но обязательно опираясь на международное право.
Нарастание противоречивых тенденций обусловило дальнейшее вызревание момента истины в европейской и глобальной политике. Перспективным тенденциям к укреплению коллективных и правовых начал в международных отношениях, отвечающих императивам глобализации, противостояли инерция блоковой политики и идеологизированных подходов, попытки навязать миру новую конфронтацию, ремилитаризировать мировую политику. Эти противоречия могут быть разрешены на путях открытых и честных обсуждений, к которым призвал Президент В.В.Путин в Мюнхене. Без этого не выйти на интеллектуально состоятельные, реалистичные общеприемлемые подходы к решению актуальных глобальных проблем, таких как международный терроризм, распространение ОМУ, глобальная бедность и многие другие.
Ключевые тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность и возрастание роли многосторонней дипломатии, подвели к выводу о том, что решение вопросов стратегической стабильности не может более оставаться эксклюзивной сферой отношений между Россией и США. Объективно пришло время открыть эти рамки для всех ведущих государств, прежде всего европейских, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности. В этом – смысл предложений, с которыми Россия выступила по ДОВСЕ, ПРО и РСМД.
Реакция в мире на внешнеполитические инициативы России свидетельствовала о том, что наш призыв к откровенному разговору, подкрепленный решимостью идти на трудные решения в вопросах, затрагивающих интересы нашей безопасности и основы существующего международного правопорядка, в целом находит понимание у партнеров. Росло число наших единомышленников. Урегулирование практически всех актуальных международных проблем удалось сделать предметом легитимных многосторонних усилий при участии ООН, причем укреплялось понимание того, что ни одну из них не решить без заинтересованного участия России, других центров экономического роста и политического влияния. Успешно развивалась сеть международного взаимодействия России в двусторонних и многосторонних форматах, прежде всего на пространстве СНГ и в Евразии в целом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке.
Россия поддерживала становление гибких форматов взаимодействия, свободных от блоковой дисциплины и нацеленных на решение конкретных вопросов на основе совпадающих интересов. В этом контексте и в полном соответствии с принципом многовекторности развивалась «сетевая» дипломатия в рамках «Группы восьми», Группы БРИК, «тройки» Россия-Индия-Китай, Шанхайской организации сотрудничества, СНГ и малых интеграционных форматов на пространстве Содружества – ОДКБ и ЕврАзЭС, в консультативных механизмах с Евросоюзом и НАТО, в рамках тройственного взаимодействия России, ЕС и США.
События 2007 года указывали на то, что нельзя исключать сбоев в мировой политике в предстоящий период. Это касается прежде всего европейских дел, где наиболее ощутима инерция блоковых подходов, тормозящих качественное преобразование всей европейской архитектуры, несущей на себе отпечаток идеологии «победы в холодной войне», в современную открытую систему коллективной безопасности. В европейской политике и на пространстве СНГ наиболее громко заявляло о себе стремление определенных политических сил действовать в русле политико-психологической установки на «сдерживание» России. Эта линия имеет более глубокие исторические корни, чем идеологизированные конструкции времен «холодной войны». Составной частью такой геостратегической игры стали попытки переписать историю, предъявить России некий «исторический счет» и в конечном итоге не допустить создания подлинно единой Европы без разделительных линий.
Как бы ни складывались обстоятельства, мы не давали вовлечь себя в какую бы то ни было конфронтацию, для которой нет объективных оснований, проводили взвешенную, объединительную политику, продвигали позитивную повестку дня международных отношений, предлагали конструктивные альтернативы решения проблем, стремились не допустить раскола мира по цивилизационному признаку.
Ввиду парламентских и президентских выборов в России недопущение вмешательства извне в наши внутренние дела, включая избирательный процесс, стало безусловным приоритетом внешнеполитической работы. Весь наш исторический опыт показывает, что только твердое отстаивание своих законных интересов, в том числе прав соотечественников, является залогом последующего перехода к прагматичным, основанным на реалистической оценке ситуации отношениям с внешним миром. Не всегда так получалось в прошлом. Опыт 2007 года показал, что теперь у России есть политическая воля, накопленные ресурсы, иные возможности, включая упрочившееся международное положение страны, чтобы добиться такого перелома. Уверенность в этом может служить главным итогом внутренних преобразований и внешнеполитических усилий последних восьми лет.

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: