4.2.1.1.1 Для всех судов в возрасте более 5, но менее 10 лет производится внутреннее освидетельствование отдельных (по указанию инспектора) типовых танков, используемых для водяного балласта. Если при этом не будет выявлено заметных дефектов конструкций, освидетельствование может огра-
Правила классификационных освидетельствований судов
ничиться подтверждением того, что защитные покрытия остаются эффективными.
Если в балластных танках (за исключением цистерн двойного дна) будут обнаружены значительные разрушения покрытия, коррозия, или другие дефекты, или покрытие не наносилось с постройки, освидетельствуются другие балластные танки этого типа. Если защитное покрытие находится в плохом состоянии и не восстанавливается, или покрытие не наносилось с постройки, класс судна может быть сохранен только при условии ежегодного внутреннего освидетельствования балластных танков и замеров их толщин в случае необходимости.
4.2.1.1.2 Для всех судов возрастом более 10 лет производится внутреннее освидетельствование всех балластных танков. Если при этом не будет выявлено заметных дефектов конструкций, освидетельствование может ограничиться подтверждением того, что защитные покрытия остаются эффективными.
|
|
Если защитное покрытие балластных танков (за исключением цистерн двойного дна) находится в плохом состоянии и не восстанавливается, или покрытие не наносилось с постройки, класс судна может быть сохранен только при условии ежегодного внутреннего освидетельствования балластных танков и замеров их толщин в случае необходимости.
4.2.1.2 Освидетельствование грузовых трюмов.
Для навалочных судов возрастом более 10 лет
и судов, иных чем нефтеналивные, навалочные и лесовозы, возрастом более 15 лет, в дополнение к 4.2.1.1.2 должны быть осмотрены изнутри отдельные грузовые трюмы, по крайней мере, один носовой и один кормовой в соответствии с указанием инспектора.
4.2.1.3 Освидетельствование упругих крепле
ний рубок.
За исключением случаев, когда предусмотрены ежегодные освидетельствования, упруго закрепленные рубки при промежуточном освидетельствовании должны быть проверены на предмет их общего состояния и/или при повреждениях следующих деталей:
амортизационных элементов (с учетом возможного предварительного напряжения резьбовых соединений);
изоляции;
страховочных устройств, предотвращающих сдвиг и подъем;
монтажа труб и кабеля к корпусу.
Детали крепления, к которым не имеется непосредственного доступа, должны быть разобраны и осмотрены, если подозревается наличие повреждений.
4.2.1.4 Освидетельствование нефтеналивных и
комбинированных судов, химовозов, газовозов (см.
также часть III «Дополнительные освидетельство
вания судов в зависимости от их назначения и
материала корпуса»).
|
|
Объем промежуточного освидетельствования должен дополнительно к объему второго или третьего ежегодных освидетельствований включать следующее:
комбинированным судам, насколько возможно:
для верхних палуб — проверку систем грузовой, мойки сырой нефтью, топливной, балластной, трубопроводов пара и вентиляции, а также вентиляционных мачт и камер.
Если после проверки возникнут какие-либо сомнения в отношении состояния трубопроводов, может быть потребовано их испытание давлением, замер толщин стенок или то и другое;
.2 применительно ко всем химовозам, в дополнение к 4.2.1.4.1, насколько возможно:
проверку устройств осушения вентиляционных трубопроводов;
подтверждение, где возможно, того, что трубопровод и вкладные грузовые танки имеют заземление;
подтверждение того, что система подогрева-охлаждения груза находится в удовлетворительном состоянии;
.3 для нефтеналивных и комбинированных судов и химовозов старше 10 лет в дополнение к 4.2.1.4.1 — 4.2.1.4.2 производится внутренняя выборочная проверка грузовых танков;
.4 для всех химовозов и газовозов в дополнение к 4.2.1.4.1, насколько возможно:
проверку средств осушения системы вентиляционных трубопроводов;
подтверждение того, что трубопроводы и грузовые танки имеют заземление;
подтверждение того, что устройства подогрева стальных конструкций, если они предусмотрены, находятся в удовлетворительном состоянии;
.5 объем и условия проведения освидетельствований нефтеналивных и комбинированных судов, навалочных судов, химовозов, газовозов указаны также в разд. 1 — 4 части III «Дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса».
4.2.1.5 Освидетельствование в доке.
Освидетельствование подводной части корпуса, килей, кингстонных ящиков с решетками, гребного и рулевого устройств является составной частью промежуточного освидетельствования. Объем освидетельствования должен быть достаточным, чтобы убедиться, что состояние упомянутых объектов остается годным.
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
4.3 Механическая установка и электрообо
рудование.
4.3.1 При промежуточном освидетельствова
нии в дополнение к объему ежегодного освиде
тельствования, указанного в табл. 2.1.1 и главе
3.5, проводятся замеры:
раскепов коленчатых валов главных двигателей;
раскепов коленчатых валов вспомогательных двигателей;
осевого зазора в упорных подшипниках вало-проводов;
осевого зазора в упорных подшипниках роторов главных и вспомогательных турбин;
сопротивления изоляции генераторов и ответственных электродвигателей, включая кабели и выключатели.
4.3.2 На нефтеналивных судах, газовозах и
химовозах проводится проверка электрооборудо
вания, кабелей и заземлений во взрывоопасных
зонах, например, в грузовых насосных поме
щениях и районах, примыкающих к грузовым
танкам, а также замер сопротивления изоляции
электрических цепей.
Там, где надлежащим образом ведутся вахтенные журналы, решается вопрос о признании данных последних замеров.
При промежуточных освидетельствованиях проверяются в действии:
клапан аварийного осушения машинного отделения;
системы осушения, вентиляции, контроля и управления при перевозке опасных грузов;
предохранительные устройства пусковых баллонов сжатого воздуха и баллонов сжатого воздуха пневмосистем;
системы управления главными вспомогательными и аварийными приводами рулевых машин.
4.4 Валопроводы, движители и рулевые ус
тройства.
|
|
4.4.1 В дополнение к объему освидетельствований, указанных в главе 3.6, валопровод, движитель и рулевое устройство освидетельствуются в следующем объеме:
валопровод осматривается в доступных местах, замеряется осевой зазор в упорном подшипнике валопровода (см.сноску 48 к табл. 2.1.1), проверяется центровка валопровода в случае выемки гребных валов и в зависимости от величины зазоров в дейдвудных подшипниках;
производится осмотр видимых частей гребного винта с дефектоскопией лопастей (при необходимости), осмотр уплотнения конуса и кожуха фланца гребного вала, дейдвудной трубы
и защитного (противовесового) кожуха вала, дейдвудного уплотнения, проверяется надежность стопорения резьбовых соединений деталей гребного винта и дейдвудного устройства;
производится контроль зазоров в дейдвудных подшипниках и испытываются давлением дейд-вудные уплотнения, проверяется крепление и плотность ступицы и уплотнение лопастей ВРШ. Проверяется наличие воды в масле ВРШ и дейдвудных подшипников;
испытание давлением дейдвудных уплотнений и уплотнений ступицы ВРШ, как правило, производится при проворачивании гребного вала и перекладке лопастей ВРШ. Разборка ВРШ не производится, если в этом нет необходимости.
4.4.2 Рулевое устройство освидетельствуется в собранном состоянии, чтобы убедиться, что обшивка пера руля (поворотной насадки) и съемные секции не имеют трещин и повреждений, баллер и штыри в доступных для осмотра местах не имеют видимых повреждений, зазоры в подшипниках баллера и штырей не превышают допустимых величин для судна в эксплуатации. Проверяется состояние крепления баллера к перу руля (поворотной насадке), съемного рудерпоста к корпусу и «лыжине» ахтерштевня, а также средств стопорения гаек штырей, баллера и съемного рудерпоста. Замеряется просадка пера руля, поворотной насадки, толщина внутренней обшивки насадки. В зависимости от величины просадки насадки замеряются зазоры «лопасть — насадка». Рулевое устройство проверяется на легкость перекладки руля с борта на борт.
|
|
4.5 Судовые котлы.
4.5.1 При промежуточном освидетельствова
нии в зависимости от возраста и типа котлов
производится внутреннее освидетельствование с
выполнением необходимых замеров, например,
просадки жаровых труб на огнетрубных и комби
нированных котлах, наружный осмотр и гидрав
лические испытания (для котлов с органическими
теплоносителями). Объемы освидетельствований
при наружных осмотрах, внутренних освиде
тельствованиях и гидравлических испытаниях
указаны в 5.2.6.
4.5.2 Оценка технического состояния поднад
зорных объектов (величины износов, зазоров в
подшипниках, величины испытательных давле
ний, нагрузок, сопротивлений изоляции) по срав
нению с допустимым в эксплуатации
производится в соответствии с положениями
разд. 4 части I «Общие положения».
Правила классификационных освидетельствований судов
5 ОЧЕРЕДНЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
5.1 Корпус.
5.1.1 Общие указания.
5.1.1.1 При очередном освидетельствовании
судна (см. разд. 3 части I «Общие положения»)
проверяется сохранение соответствия требов
аниям Правил конструкций корпуса и опреде
ляется его техническое состояние в отношении
обеспечения непроницаемости, величины износа и
наличия повреждений с оценкой, при необходи
мости, их влияния на обеспечение общей и
местной прочности.
5.1.1.2 По желанию судовладельца предъ
явление к очередному освидетельствованию кор
пусов судов, за исключением навалочных и
нефтеналивных, может быть произведено с при
менением системы непрерывного освидетельство
вания (см.также разд. 3 части I «Общие поло
жения»).
5.1.1.3 Предъявление корпуса судна к очеред
ному освидетельствованию должно, как правило,
включать освидетельствование судна в доке
(см.также разд. 3 части I «Общие положения» и
разд. 6 настоящей части).
5.1.1.4 Объем очередного освидетельствова
ния корпуса каждый раз устанавливается Регис
тром на основании табл. 2.1.1 для соответствую
щего очередного освидетельствования в зависи
мости от возраста судна и с учетом его техничес
кого состояния.
5.1.1.5 При очередном освидетельствовании
все корпусные конструкции подлежат детальному
осмотру с обеспечением, при необходимости,
доступа, вскрытия или демонтажа; при этом
объем отдельных осмотров в каждом случае
устанавливается инспектором на основании ука
заний, изложенных в соответствующих пунктах
настоящего раздела с учетом конкретных условий
освидетельствования и исходя из предпосылки
планомерного увеличения объема осмотров по
мере увеличения возраста судна.
5.1.1.6 Цистерны в составе корпуса, кинг-
стонные и отливные ящики, шахты, грузовые
танки и коффердамы нефтеналивных судов под
лежат испытаниям на непроницаемость в объеме,
указанном в табл. 2.1.1.
Нормы и методы испытаний на непроницаемость приведены в Руководстве по техническому надзору за судами в эксплуатации.
5.1.1.7 Начиная со второго очередного осви
детельствования, выполняются замеры остаточ
ных толщин корпусных конструкций в объеме,
указанном в табл. 2.1.1, с учетом результатов их
детального осмотра, результатов предыдущих
освидетельствований, дефектаций, ремонтов и
замен. Однако, несмотря на указания настоящего пункта, в любом случае, если будет обнаружена значительная коррозия, требуется выполнение замеров остаточных толщин, расследование причин повышенного износа и их устранение для любого элемента корпусных конструкций.
5.1.1.8 В случае, если при очередном освиде
тельствовании будет установлено, что защитное
покрытие балластных танков (за исключением
цистерн двойного дна) находится в неудовлетво
рительном состоянии и не восстанавливается,
класс судна сохраняется только при условии
ежегодного внутреннего освидетельствования
балластных танков, о чем должны быть сделаны
соответствующие отметки в Классификационном
свидетельстве.
5.1.1.9 Замеры остаточных толщин корпусных
конструкций, насколько это возможно, про
водятся в процессе подготовки к очередному
освидетельствованию при проведении четвертого
ежегодного освидетельствования.
5.1.1.10 Замеры остаточных толщин корпус
ных конструкций выполняются предприятиями,
имеющими Свидетельство о признании, выдан
ное в соответствии с указаниями разд. 10 части 1
«Организационные положения по надзору» Руко
водства по техническому надзору за постройкой
судов и изготовлением материалов и изделий.
5.1.1.11 Определение технического состояния
корпусных конструкций в процессе очередного
освидетельствования производится в соответст
вии с указаниями 5.1.7.
5.1.1.12 Объемы очередных освидетельствова
ний корпусов судов в зависимости от возраста
определяются по табл. 2.1.1 с учетом дополни
тельных указаний, изложенных в 5.1.3 — 5.1.6.
5.1.1.13 Дополнительный объем освидетельст
вований различных судов в зависимости от их
назначения приведен в части III «Дополнитель
ные освидетельствования судов в зависимости от
их назначений и материала корпуса».
5.1.1.14 По желанию судовладельца и при
представлении соответствующих обоснований
очередное освидетельствование судна может
быть совмещено с выполнением работ по обнов
лению корпуса (см.разд. 3 части I «Общие поло
жения»).
5.1.1.15 В случае, если очередное освиде
тельствование совпадает с периодом заводского
ремонта, должны быть выполнены также указа
ния разд. 12 части I «Общие положения».
5.1.2 Подготовка к очередному освидетельствованию.
5.1.2.1 До начала очередного освидетельствования судовладельцем должна быть представлена информация о всех имевших место в период
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
предшествующего 5-летнего периода эксплуатации дефектах, износах и повреждениях, представлены журналы технического состояния, судовые технические формуляры, судовые акты, судовой вахтенный журнал и т.п.
5.1.2.2 Корпус судна должен быть подготов
лен к проведению очередного освидетельствова
ния, и, одновременно, должны быть обеспечены
условия его безопасного проведения (см.также
часть I «Общие положения»).
5.1.2.3 По желанию судовладельца допус
кается проведение очередного освидетельствова
ния элементов корпуса судна в рейсе, однако в
этом случае судовой администрацией должны
быть обеспечены надлежащие условия пребыва
ния инспектора на судне и проведения им необ
ходимых освидетельствований.
5.1.2.4 При подготовке корпуса судна к
очередному освидетельствованию производятся
необходимые вскрытия или демонтаж конструк
ций или оборудования для обеспечения детально
го осмотра корпусных конструкций, в частности:
.1 при доковом освидетельствовании судно должно быть поставлено на клетки или на кильблоки такой высоты, чтобы можно было тщательно освидетельствовать все днище. Должна быть обеспечена возможность чередования двух схем постановки судна на кильблоки при смежных докованиях для осмотра участков наружной обшивки под кильблоками;
.2 корпусные конструкции, включая наружную обшивку, должны быть очищены от грязи, ржавчины и старой краски, особенно в местах сварных и клепаных соединений, в районах донных и бортовых отверстий (бортовых портов, иллюминаторов, шпигатов, кингстонов, арматуры систем, вибраторов эхолотов и т.п.), в районах килей и штевней;
.3 для доступа к высокорасположенным конструкциям должны быть установлены леса, конструкция которых должна быть допущена к использованию компетентным органом;
.4 осматриваемые помещения должны быть освобождены от грузов и судовых запасов, очищены и провентилированы;
.5 грузовые танки, цистерны для топлива и масла должны быть вскрыты, очищены и дегазированы с представлением заключения компетентного органа о дегазации;
.6 для осмотра льял и сточных колодцев должны быть сняты щиты деревянного настила трюмов, крышки сточных колодцев. Льяла и сточные колодцы должны быть очищены;
.7 настил в машинно-котельных отделениях для осмотра конструкций должен быть снят;
.8 в необходимых местах должно быть произ-
ведено вскрытие деревянного настила трюмов и палуб, зашивки бортов и переборок в трюмах, зашивки бортов, переборок и подволоков в жилых и служебных помещениях, рефрижераторных трюмах и камерах, цементировки и других покрытий конструкций;
.9 в необходимых случаях может потребоваться демонтаж конструкций и оборудования, затрудняющих доступ к осматриваемым элементам (вкладных цистерн, трубопроводов и т.п.), а также удаление твердого балласта;
.10 должно быть обеспечено достаточное освещение осматриваемых помещений и отсеков.