Образовательная среда - совокупность условий, представляющих возможность для субъектов осуществлять образовательную деятельность

[9].

Обучаемость - группа качеств личности, обеспечивающая овладе­ние знаниями и развитие; способность к научению [13].


Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества ус­воения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Разли­чают общую обучаемость, как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость, как способность усвоения отдельных видов ма­териала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. Обучаемость, как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень разви­тия обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты понятия обучаемости: потенциальные возможности обучае­мого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы про­движения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития [19].

Обучаемость - общие умственные способности к усвоению знаний, интерес к учению, старание и работоспособность [44].

Обучаемость - способность к усвоению нового материала, характе­ризуемая быстротой и качеством формирования новых знаний, умений, навыков [2].

Обучение - 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека пу­тем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправ­ленное влияние на развитие информационно-операционной сферы челове­ка; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение) [19].

Обучение - взаимообусловленный, целенаправленный, организо­ванный, планомерный и систематически осуществляемый процесс переда­чи педагогом определенных знаний, умений, навыков и их овладения обу­чаемыми. Обучение представляет собой основной путь получения челове­ком фундаментального образования. В ходе обучения педагог должен не просто изложить содержание знаний по предмету, а суметь вызвать инте­рес к познанию, научить обучаемых осуществлять самостоятельный твор­ческий поиск в избранной области [48].

Обучение - есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития лично­сти обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированны-


ми научными знаниями и способами деятельности, всем богатством ду­ховной и материальной культуры человечества [13].

Обучение - направляемый педагогом процесс приобретения учени­ками технических и тактических навыков и умений, развития физических качеств и овладения соревновательными способностями, теоретическими знаниями и др. Обучение, построенное на сознательном восприятии педа­гогических воздействий и активном отношении к этому процессу, всегда связано с самообучением [35].

Обучение - профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков [37].

Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания [48].

Обучение - это учение учащихся, в зависимости от своих способно­стей под руководством и с помощью учителя, который организует и управляет активной индивидуальной и творческой работой, развивающей каждого школьника. Он оказывает своевременную квалифицированную помощь, предупреждает возможные пробелы и ошибки, настраивает и во­одушевляет обучающихся на успешное овладение учебным материалом

[21].

Обучение - это целенаправленный, систематический и организован­ный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включа­ет в себя учение и преподавание [58].

Обучение - специально организованный процесс, включающий в се­бя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руково­дство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования; учение - усвоение со­держания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обу­чаемыми [49].

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога и занимающихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Обучение -двусторонний процесс, осуществляемый педагогом (преподавание) и уча­щимися (учение). Преподавание слагается из нескольких сторон: знание учителем (тренером) своего предмета, умение организовать учебно-воспитательный процесс, знание методов обучения и путей формирования личностных качеств занимающихся. Учение - активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы учени­ка, морально-волевые черты характера [46].

Обучение движениям - педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движе-


 

 

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества ус­воения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Разли­чают общую обучаемость, как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость, как способность усвоения отдельных видов ма­териала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. Обучаемость, как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень разви­тия обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты понятия обучаемости: потенциальные возможности обучае­мого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы про­движения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития [19].

Обучаемость - общие умственные способности к усвоению знаний, интерес к учению, старание и работоспособность [44].

Обучаемость - способность к усвоению нового материала, характе­ризуемая быстротой и качеством формирования новых знаний, умений, навыков [2].

Обучение - 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека пу­тем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправ­ленное влияние на развитие информационно-операционной сферы челове­ка; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение) [19].

Обучение - взаимообусловленный, целенаправленный, организо­ванный, планомерный и систематически осуществляемый процесс переда­чи педагогом определенных знаний, умений, навыков и их овладения обу­чаемыми. Обучение представляет собой основной путь получения челове­ком фундаментального образования. В ходе обучения педагог должен не просто изложить содержание знаний по предмету, а суметь вызвать инте­рес к познанию, научить обучаемых осуществлять самостоятельный твор­ческий поиск в избранной области [48].

Обучение - есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития лично­сти обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированны-


ми научными знаниями и способами деятельности, всем богатством ду­ховной и материальной культуры человечества [13].

Обучение - направляемый педагогом процесс приобретения учени­ками технических и тактических навыков и умений, развития физических качеств и овладения соревновательными способностями, теоретическими знаниями и др. Обучение, построенное на сознательном восприятии педа­гогических воздействий и активном отношении к этому процессу, всегда связано с самообучением [35].

Обучение - профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков [37].

Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания [48].

Обучение - это учение учащихся, в зависимости от своих способно­стей под руководством и с помощью учителя, который организует и управляет активной индивидуальной и творческой работой, развивающей каждого школьника. Он оказывает своевременную квалифицированную помощь, предупреждает возможные пробелы и ошибки, настраивает и во­одушевляет обучающихся на успешное овладение учебным материалом

[21].

Обучение - это целенаправленный, систематический и организован­ный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включа­ет в себя учение и преподавание [58].

Обучение - специально организованный процесс, включающий в се­бя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руково­дство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования; учение - усвоение со­держания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обу­чаемыми [49].

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога и занимающихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Обучение -двусторонний процесс, осуществляемый педагогом (преподавание) и уча­щимися (учение). Преподавание слагается из нескольких сторон: знание учителем (тренером) своего предмета, умение организовать учебно-воспитательный процесс, знание методов обучения и путей формирования личностных качеств занимающихся. Учение - активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы учени­ка, морально-волевые черты характера [46].

Обучение движениям - педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движе-


 

 

ниями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а так-1 же связанных с этим процессом знаний [53].

Обучение движениям - системное освоение человеком рациональ-1 ных способов управления своими движениями, приобретение таким путем! необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных! с ними знаний [48].

Обучение развивающее - это способ организации обучения, кото-1 рый способствует включению внутренних механизмов развития личности! обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и твор-| ческих способностей [22].

Обучение разноуровневое - такая организация учебно-! воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возмож-1 ность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной| программы на разном уровне [51].

Обученность - результат обучения (организованного или стихийно-1 го), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас! знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение] учиться) [19].

Обученность - уровень овладения знаниями, умениями, навыками,] способами деятельности [13].

Общая физическая подготовка - это процесс совершенствования] физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), 1 направленный на всестороннее физическое развитие человека [25].

Общая физическая подготовленность - это состояние человека,! которое приобретается в результате физической подготовки и характеры-| зуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием фи-,1 зических качеств, разносторонним двигательным опытом [27].

Общение - взаимодействие, содержанием которого является обмен | информацией с помощью различных средств коммуникации [48].

Общение - личный контакт, непосредственное взаимодействие, об-] мен информацией через устную, или письменную речь и невербальные] способы передачи информации [13].

Общение - это форма сотворчества, в процессе которой человек по-1 знает и преобразует окружающий его мир [49].

Общение - процесс установления и развития контактов людьми, по­рождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в | себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, • восприятие и понимание другого человека. Средствами общения как ком­муникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков: жесты, мимика, пантомимика [46].

Общение вербальное - словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь [49].


Общение визуальное - информационный контакт с помощью глаз

[49]., „

Общение интерактивное построение общей стратегии взаимо­действия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями [49].

Общение кинетическое - общение с помощью невербальных средств: жестов, мимики, пантомимики [49].

Общение коммуникативное - обмен информацией между субъек­тами общения [49].

Общение невербальное - общение, в котором используются нерече­вые знаковые системы [49].

Общение перцептивное - восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга [49].

Объект исследования - тот объект, на котором проводится научное исследование. Объектом психологического исследования, например, явля­ется человек или группа людей [38].

Объект исследования - (в педагогике) - педагогическое простран­ство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изу­чаться. Объектом исследования педагогической науки является сфера обу­чения и воспитания людей, а предметом - закономерности процессов, про­исходящих в этой сфере [19].

Объем нагрузки - определяется количеством выполненных упраж­нений, затратами времени на занятие, километражем преодоленного рас­стояния (дистанции) и другими показателями [27].

Объем нагрузки - суммарное количество тренировочной работы за одно занятие (день, неделю и т.д.). Обычно измеряется в километрах или часах, числом определенных упражнений и в других показателях [53].

Объем нагрузки - суммарное количество физической работы, вы­полненной за определенное время [25].

Объем нагрузки - это суммарное количество тренировочной рабо­ты, выражаемое чаще всего временем выполнения упражнений [6].

Объяснение - представляет собой последовательное, строгое в ло­гическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, на­пример, понятий, законов, правил и т.д. В физическом воспитании объяс­нение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы. Применение терминов делает объяснение более крат­ким [58].

Одаренность - комплекс свойств (интеллектуальных, эмоциональ­ных, волевых, психомоторных, коммуникативных), позволяющих субъекту легко и быстро совершенствоваться в избранном виде деятельности, дос­тигать высокого уровня мастерства в ней. Критерием одаренности во всех случаях является неординарность мастерства исполнения деятельности,


 

 

способность человека подняться с репродуктивного уровня на творческий [46].

Одаренность — наличие у человека задатков к развитию способнс стей [38].

Одаренность - это такое сочетание способностей человека, которое обеспечивает возможность особо успешной деятельности в той или иной деятельности [48].

Одаренность спортивная - характеризуется комплексом свойств^
(психомоторных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, рефлексив-]
ных и др.), позволяющих индивиду быстро обучаться и достигать высоког
уровня мастерства в спортивной деятельности [46]. I

Олимпиада - 1) промежуток времени в 4 года между двумя Олим-|
пийскими играми, единица летосчисления в Древней Греции; 2) крупней-!
шие международные комплексные спортивные соревнования современно^
сти; 3) соревнование, смотр, конкурс [3]. |

Олимпизм — общественное явление, связанное с участием в олим­пийском движении и поддержкой его [3].

Олимпийские игры - крупнейшие комплексные спортивные сорев­нования современности, проводящиеся один раз в четыре года (летом и зимой), прообразом которых явились Олимпийские игры Древней Греции [27].

Олимпийский символ - пять переплетенных колец, олицетворяю­щих единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх [27].

Олимпийское движение - это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванная активно содейст­вовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта [27]. |

Операция - способ осуществления действия, определяемый уело- ] виями данной ситуации [49].

Описание - это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий.> При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фак­тический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему < надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначаль­ного представления или при изучении относительно простых действий, ко­гда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт [58].

Опыт двигательный - объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования [27].


Опыт двигательный - совокупность практически усвоенных уме­ний, навыков и связанных с ними знаний в сфере двигательной спортивной деятельности [53].

Опыт педагогический - творческое, активное освоения и реализа­ция учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом кон­кретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности [19].

Опытная педагогическая работа - специально организованная ис­следовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту [14].

Ориентировочная основа действия (ООД) - система представле­ний человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я. Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иное действие [19].

Ориентировочная основа действия — понятие, введенное в теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. ООД обозначает процесс и результат первоначального ознакомления обучаемо­го человека с формируемым у него действием, а также с качествами и ус­ловиями его успешного, правильного выполнения [37].

Осанка — непринужденная поза стоящего человека, зависит от взаи­морасположения отдельных частей тела, от общего центра тяжести тела, особенностей тела, особенностей скелета, формы грудной клетки, состоя­ния мышечной системы и суставно-связочного аппарата [59].

Осанка - это индивидуальная манера и типичные черты фиксации основной вертикальной позы, ряда производных от нее и частично видо­измененных поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни [32].

Основа техники - это состав и последовательность движений и эле­ментов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из четырех элементов: разбег - отталкивание - полет (преодоление планки) - приземление. Ведущее (главное) звено техники -это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого дан­ное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно. Детали техники - это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым [27].


 

 

Основа техники движений - это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие, безусловно, необходимы для решения двига­тельной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во вре­мени и т.д.) [32].

Основные опорные точки (ООТ) - это объекты, требующие кон-] центрации внимания при исполнении действия, а их совокупность, состав-1 ляющую программу действия, называют - «ориентировочной основой] действия (ООД)» [5].

Отдых жесткий (неполный) - предусматривает выполнение оче­
редной нагрузки на фоне более или менее значительного недовосстановле-!
ния работоспособности занимающихся [58].!
Отдых суперкомпенсаторный обеспечивает повышенную |
работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определенных
условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что по­
зволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на пре­
дыдущем, нагрузку[58].

Отметка - качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов [13].

Оценка - суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся [13].

Оценка - суждение о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся [13].

Оценка знаний - систематический процесс, который состоит в оп­ределении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемых. Первое необходимое условие оценки - пла­нирование образовательных целей; без этого нельзя судить о достигнутых результатах. Другое условие - установление фактического уровня знаний и сопоставление его с заданным. Исходя из сказанного, процесс оценки зна­ний включает в себя следующие компоненты: 1) определение целей обуче­ния; 2) выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; 3) отметку или иной способ выражения результатов проверки [18].


п

Память двигательная - запоминание, сохранение и воспроизведе­ние спортсменом движений, двигательных действий и их сочетаний [53].

Парадигма - принято понимать «совокупность теоретических и ме­тодологических предпосылок, определяющих конкретное научное иссле­дование, которое воплощается в научной практике на данном этапе». Па­радигма представляет собой модель, используемую для решения не только исследовательских, но и практических задач в определенных областях дея­тельности [57].

Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъяв­ляются высокие требования, т.к. именно он воспитывает культуру лично­сти, создает культуру последующих поколений [43].

Педагогика - наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности [49].

Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изу­чающих воспитание, образование и обучение [49].

Педагогика - 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически' связанные с законами развития общественных отношений и становления детской лич­ности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и усло­вия организации педагогического процесса; 2) наука о воспитательных от­ношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и на­правленных на развитие человека [19].

Педагогическая деятельность — это самостоятельный вид челове­ческой деятельности, в котором реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры. Особый вид социальной, общественно значимой деятельности взрослых (родите­лей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и само­развитие личности и проводимой в общеобразовательных учреждениях [43].

Педагогическая культура - это профессиональная культура чело­века, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокораз­витого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации пе­дагогического процесса [43].

Педагогическая оценка - есть выражение достигнутого уровня зна­ний, умений и навыков к тому, которым ученик должен овладеть. Это ре­зультат анализа учителем хода самостоятельной работы учащихся с целью оказания им помощи, стимуляции их дальнейших усилий [21].


 

 

Педагогическая парадигма — устоявшаяся, ставшая привычной] точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных] и исследовательских задач. Представляет собой модель, используемую для ] решения не только исследовательских, но и практических задач [29].

Педагогическая система - определенная совокупность взаимосвя-] занных средств, методов и процессов, необходимых для создания органи­зованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влия-| ния на формирование личности с заданными качествами [4].

Педагогическая технология - это проект определенной педагоги-! ческой системы, реализуемой на практике [4].

Педагогическая технология - одно из специальных направлений! педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить! достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-] воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень [43].

Педагогическая технология - это систематичное и последователь-1 ное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-1 воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного \ процесса представляет собой описание некоторой педагогической систе- ] мы. Следовательно, естественно, что педагогическая технология в модель-1 ной форме - это проект определенной педагогической системы, реализуе-) мый на практике [58].

Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в опреде­ленной последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата [22].

Педагогические технологии - это система, в которой последова­тельно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей [43].

Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечи­вающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель пе­дагогического контроля - это определение связи между факторами воздей­ствия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происхо­дят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спор­тивного мастерства и т.д. (факторы изменения) [58].

Педагогический процесс - специально организованное, развиваю­щееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаи­модействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и признанное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников [49].

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный про­цесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъек-


Ов способствующий наиболее полному развитию и самореализации лич-воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспита-

ния в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимо­действуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образова­тельные, профессионально-образовательные учреждения, детские объеди­нения и организации) [19].

Педагогический эксперимент - это специально организуемое ис­следование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки [12].

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совер­шенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [43].

Педагогическое мастерство - целостный феномен, характеризую­щий качество деятельности и индивидуальность педагога, который не мо­жет быть описан через простую сумму составляющих, но является инте­гральным показателем научности и нормативности действий и искусств поведения как внешнего плана мастерства, а также свойств индивидуаль­ности (уникальность, универсальность, целостность) как внутреннего пла­на мастерства [9].

Педагогическое мастерство и творчество - это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических за­дач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство. В этом смысле мастерство не всегда совпадает с творчеством. Многие находки могут рождаться у молодых педагогов, еще не вполне ов­ладевших мастерством, которое структурно определяет следующие со­ставляющие: педагогическая направленность личности, профессиональные знания, способности к педагогической деятельности, педагогическая тех­ника [46].

Педагогическое наблюдение - как метод исследования представля­ет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явле­ния, с помощью которого исследователь вооружается конкретным факти­ческим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения - изучение разнооб­разных вопросов учебно-тренировочного процесса, например: задачи обу­чения и воспитания; средства физического воспитания, их место в заняти­ях; методы обучения и воспитания; характер и величина тренировочной нагрузки; тактические действия и т.д. [12].

Педагогическое наблюдение - непосредственное, целенаправлен­ное восприятие педагогического процесса, осуществляемое в естественных условиях с соответствующей фиксацией результатов. Оно характеризуется


 

 

планомерностью, целенаправленностью, анализирующим подходом к объ-1
екту наблюдения [42]. I
Педагогическое наблюдение - это специально организованное, це-]
лснаправленное изучение визуальным способом учебно-воспитательног
процесса в обычных условиях его протекания [52].

Педагогическое общение - это взаимодействие преподавателя и учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более пол-^ ному развитию личности [43].

Педагогическое творчество тренера - это, прежде всего активны* процесс труда педагога-тренера, направленный на поиски более рацио нальных путей учебно-воспитательной работы, эффективного решения пе-я дагогических проблем. Это такое состояние педагогической деятельности! когда педагог работает не «слепо», а многое исследует и на основе уже достигнутого наукой и практикой проектирует, создает свой опыт [46]. | Педагог-мастер - педагог, достигший высокой степени компетент-4 ности, владеющий разнообразными средствами и получающий высокие ре-| зультаты работы, зрелый и умелый педагог [14].

Перенос отрицательный - это такое взаимодействие навыков, ко-1 гда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового дви-| гательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных зах движений и в его отсутствии в основном звене [58].

Перенос положительный - это такое взаимодействие навыков, ко­
гда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет про­
цесс становления нового навыка. Основным условием положительного пе­
реноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене
техники двигательных действий [58].?
Переутомление - это состояние организма, характеризующееся зна-1
чительным увеличением продолжительности восстановления работоспо-*
собности после занятий физическими упражнениями в сочетании с нега­
тивными симптомами психического характера [27].

Период возрастной — конкретная стадия биологического и социаль- • но-психологического развития личности. В физическом воспитании и| спорте чаще всего различают следующие периоды: новорожденное™,. младший ясельный (грудной), старший ясельный, младший школьный,; старший школьный (период полового созревания, пубертатный период), \ юношеский, зрелый, пожилой, старческий, долгожители [53].

Периодизация тренировки - чередование в течение года периодов тренировки (подготовительного, соревновательного, переходного), связан­ное с закономерностями развития спортивной формы [53].

Пилотажное исследование - предварительное исследование неко­торой проблемы, направленное на проверку правильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез и методик, плана и программы. В пи-


лотажном исследовании уточняются детали будущего эксперимента, по­этому такое исследование иногда называют пробным [38].

Пилотажное педагогическое исследование («зондаж», поисковый эксперимент, претест) - пробно-поисковое исследование, которое прово­дится до начала активного применения какого-либо методического аппара­та. В процессе пилотажного педагогического исследования устанавливает­ся необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, органи­зационные формы проведения исследования и т.д. Пилотажное педагоги­ческое исследование - важнейшая часть в планировании любого экспери­ментально-психологического и педагогического исследования: оно помо­гает определить главное направление, принципы организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. Более упот­ребительным является термин «поисковый эксперимент» [19].

План-график учебного процесса - определяет наиболее целесооб­разную последовательность прохождения теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года. В плане-графике указывается количество отведенных часов на каж­дый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года [58].

План-конспект урока (занятия) ~ разрабатывается на каждое кон­кретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются но­мер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подби­раются необходимые средства для их решения с указанием параметров на­грузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и от­дыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания [58].

План рабочий (тематический) - составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного мате­риала и представляет собой последовательное изложение содержания каж­дого урока учебной четверти (семестра). В содержание рабочего плана входят: 1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и ча­стные); 2) теоретические сведения по физическому воспитанию; 3) основ­ные средства (физические упражнения), способы их применения и величи­ны нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок); 4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащих­ся [58].

Планирование - сложная, комплексная деятельность педагога по разработке и обоснованию целей и задач образования, воспитания, разви­тия и эффективных путей их достижения [48].

Планирование оперативное - осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие) [58].


 

 

Планирование перспективное это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распре­делением программного материала по годам обучения) [58].

Планирование текущее - охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную неделю) [58].

Планирование урока — конструирование взаимодействия препода­вателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности уча­щихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспита­нию учащихся. Планирование урока осуществляется в виде конспекта. Конспект урока содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы вы­полнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового ма­териала. План-конспект: тема, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся [19].

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых устано­вок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся [58].

Плотность урока моторная - это отношение времени, использо­ванного непосредственно на двигательную деятельность занимающихся, к общей продолжительности занятия [23].

Плотность урока моторная - это отношение времени, затраченно­го на двигательную деятельность, ко времени урока. Моторная плотность урока меняется в зависимости от типа урока, возраста и подготовленности учащихся [33].

Плотность урока общая - отношение полезно затраченного време­ни ко всему времени урока, выраженное в процентах. При правильной ор­ганизации и проведении общая плотность урока должна приближаться к 100% [33].

«Повторный максимум» ПМ - предельное число возможных по­вторений при серийном воспроизведении упражнения «до отказа» (без па­уз) с заданным отягощением [32].

Подвижные игры - вид физической активности, средство физиче­ского воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лаза-нием и др. физическими упражнениями. Проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный ха­рактер [53].


Подготовка морально-волевая воспитание волевых качеств (целе­устремленности, решительности, смелости, настойчивости, стойкости и

т.д.) [6].

Подготовка спортивно-тактическая - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тре­нировке и контрольных соревнованиях для практического овладения так­тическими построениями [58].

Подготовка теоретическая - изучение общих теоретических основ «своего» вида спорта, правил соревнований и т.п. [6].

Подготовка теоретическая - процесс овладения спортсменом со­вокупности знаний о системе спортивной подготовки, включающей мето­дические, медико-биологические, психологические основы тренировки и соревнований, а также сведения о спортивном инвентаре, оборудовании, знание правил соревнований и т.п. [53].

Подготовка техническая - расширение запаса технических прие­мов, разучивание новых и совершенствование старых элементов техники [6].

Подготовка техническая - это степень освоения спортсменом сис­темы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов [58].

Подготовка физическая - развитие физических качеств, достижение необходимого нового уровня их развития; расширение запаса двигатель­ных навыков; укрепление здоровья, повышение функциональных возмож­ностей органов и систем организма спортсмена [6].

Подготовка функциональная - процесс целенаправленного разви­тия и совершенствования функциональных систем организма спортсмена: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др. [53].

Подготовленность - это комплексный результат физической подго­товки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подго­товки (степень развития тактического мышления); психической подготов­ки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) [58].

Подготовленность - состояние спортсмена, приобретенное в ре­зультате подготовки (физической, технической, тактической, психиче­ской), позволяющее достигнуть определенных результатов в соревнова­тельной деятельности [53].


 

 

Поддержка - кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз [24].

Подростковый возраст - период развития детей от 10-11 до 14-15 лет, соответствующий обучению в 5-8 классах школы. Основное его со­держание составляет переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Своеобразие социальной ситуации развития в подрост­ковом возрасте составляет противоречие между стремлением подростка к взрослости (а значит, самостоятельности, независимости) и сохранением прежнего социального положения - ученика, школьника, зависящего и ма­териально, и во многом морально от окружающих взрослых. Это противо­речие определяет содержание подросткового кризиса [46].

Подталкивание - кратковременная помощь при перемещении уче­ника снизу вверх [24].

Подход авторитарный - основанный на подавлении самостоятель­ности, любой инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дис­циплины применении запретов и наказаний в качестве основных способов воздействия [49].

Подход демократический - предполагающий единство прав и обя­занностей ребенка, выражающий оптимистический взгляд на его возмож­ности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремленность [49].

Подход либеральный - провозглашающий абсолютную свободу ре­бенка в выборе ценностных ориентиров, поступков, действий [49].

Показатели тактической подготовленности - характеризуют свойства спортсмена, обуславливающие целесообразность и правильность применения средств, способов и форм спортивной борьбы в конкретных условиях состязаний [50].

Показатели теоретической подготовленности - учитывают ком­плекс системы знаний и опыта спортсмена, сконцентрированных в специа­лизированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта [50].

Показатели технической подготовленности - характеризуют свойство спортсмена эффективно и рационально осуществлять двигатель­ные действия (в том числе сложные совокупности движений), которые служат средством (специфических умений и навыков) к достижению успе­ха в соревновании [50].

Показатели успеваемости качественные - это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыка­ми, способами физкультурно-оздоровительной деятельности [33].

Показатели успеваемости количественные - это сдвиги в физиче­ской подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координацион-


ных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, ско-ростно-силовых качеств и т.п.) [33].

Показатели физической подготовленности - это показатели, ис­пользуемые при определении соответствия уровня совершенствования двигательных (физических) качеств спортсмена условиям и требованиям их проявления в тренировке и в состязаниях [50].

Показатели функциональной подготовленности - характеризуют­ся комплексом свойств и качеств спортсмена, определяющих эффектив­ность его тренировочной и соревновательной деятельности, его соответст­вие целевому назначению - специфическим требованиям спортивного дос­тижения [50].

Положение о соревнованиях - документ, определяющий характер, цели, задачи, программу и расписание соревнований, руководство ими, по­рядок выявления победителей личного и командного первенства, награж­дения участников и организационные вопросы [3].

Поощрение - прием педагогического воздействия, реализующих один из основных методов воспитания - стимулирование. Поощрение применяется с целью закрепить положительные изменения у ученика, спортсмена; стимулирует стремление быть лучше, достичь лучших спор­тивных результатов. Поощрение влияет на самооценку спортсмена, уро­вень его притязаний, активность, целеустремленность. Поощрение может осуществляться различными средствами: похвалой и одобрением, благо­дарностью и награждением. На эффективность поощрения влияют сле­дующие факторы: своевременность, гласность, ценность. Поощрение нель­зя применять постоянно к одним и тем же спортсменам, т.к. остальными это может оцениваться как несправедливость по отношению к ним [46].

Порог анаэробного обмена (ПАНО) - анаэробный порог - уровень мощности физической работы или скорости передвижения, при котором происходит переключение энергообеспечения с аэробного на частично анаэробное с образованием и накоплением молочной кислоты в мышцах и крови. Аэробный порог - нижняя граница аэробно-анаэробной переходной зоны, в которой по мере нарастания мощности работы или скорости пере­движения начинается постепенное накопление лактата в крови сверх 2 ммоль/л [53].

Потребность - состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования [36].

Потребность - состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и на­правляющее познавательные процессы, воображение и поведение [49].

Потребность - состояние нужды, которое переживается человеком как дискомфорт, неудовлетворенность, напряженность. В потребности от­ражены зависимость человека от объективных условий и субъективное


 

 

личностное отношение к окружающей действительности. Потребность яв­ляется источником активности человека, предпосылкой его деятельности. В физкультурной и спортивной деятельности одной из базовых является потребность в движении, как одна их форм проявления потребности в дея­тельности [46].

Предмет исследования - сторона объекта исследования, которая в данном случае изучается. Например, объектом исследования может быть человек в целом, а предметом исследования - особенности его внимания, [38].

Предмет педагогического исследования - конкретная часть объек­та исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется [19].

Предстартовая апатия - негативное состояние перед стартом. Ха­рактеризуется пониженным эмоциональным возбуждением (усилением тормозных процессов), вялостью, подавленностью, отсутствием желания выступать в соревнованиях, настроением астенического характера, ухуд­шением протекания психических процессов [27].

Предстартовая лихорадка - состояние, которое не всегда способст­вует успеху выступления. Характеризуется чрезмерным эмоциональным возбуждением, волнением и тревожностью, неустойчивостью и наруше­ниями процессов внимания, памяти [27].

Предстартовое состояние - это психическое состояние спортсмена, возникающее непосредственно перед выступлением в соревнованиях [27].

Преподавание - обучающая, развивающая и воспитывающая дея­тельность педагога, включающая информирование, стимулирование, инст­руктирование, коррекцию и контроль [13].

Преподавание - это педагогическая деятельность учителя по орга­низации и управлению учебной деятельностью занимающихся [58].

Прием - способ действия, элемент того или иного метода [4].

Прием (в педагогике) - 1) относительно законченный элемент вос­питательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагоги­ческой культуре; способ педагогических действий в определенных услови­ях; 2) элемент метода, его составная часть, определенный шаг в реализации метода [19].

Прием - конкретное действие субъектов обучения по формирова­нию личности учащегося [1].

Приемы воспитания — это частные случаи действий по использова­нию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с кон­кретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы вос­питания носят подчиненный характер [58].

Принцип всестороннего развития личности - предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наибольшего


всестороннего физического развития (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств) [58].

Принцип оздоровительной направленности - предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиени­ческой и профилактической полезностью, т.е. эффективных для укрепле­ния здоровья и обеспечения нормального функционирования всех систем организма [58].

Проблема - сложный, требующий решения научный или практиче­ский вопрос, как правило, такой, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными. Проблема — это вопрос, ко­торый все еще стоит на повестке дня и требует своего решения [38].

Проблема - конкретное знание о незнании, представление об узло­вых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на кото­рые следует найти ответ [14].

Проблема (от греч. ргоЫета - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. «Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения» [49].

Проблемная ситуация - 1) соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникаю­щей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможно выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое по­зволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном раз­решения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на проблемной ситуации, относится к развивающему [19].

Проблемная ситуация - учебная ситуация, которая содержит в себе какой - либо трудно разрешимый для ученика вопрос [37].

Проблемное обучение - обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей [13].

Проблемное обучение - обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций [37].

Проблемное обучение - это творчество, оригинальный подход, свое самобытное решение, поиск, связанный с каким-то личным открытием, по­рой научная фантазия, обоснование, предвидение [44].


 

 

Проводка — действия учителя физкультуры, сопровождающие уче­ника по всему упражнению или отдельной его части, фазе [24].

Производительность анаэробная способность организма произ­водить необходимое количество энергии для обеспечения интенсивной мышечной работы за счет процессов, происходящих без участия кислорода (преимущественно гликолиза). Определяет уровень выносливости в уп- 1 ражнениях скоростного, взрывного характера и в циклических упражнени- I ях продолжительностью до 7-8 мин. [53].

Производительность аэробная - способность организма произво­дить необходимое количество энергии для обеспечения продолжительной и интенсивной мышечной работы за счет процессов окисления жиров и уг­леводов с использованием кислорода. Определяет уровень выносливости в продолжительных упражнениях и интенсивность восстановительных про-;

цессов [53].

Профессиограмма - подробное описание какой-либо профессии че­
рез систему требований, предъявляемых ею к человеку, включая качества
личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навы-'
ки, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справиться с|
данной профессией [37]. I
Профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная ква- •
лификационная характеристика учителя с позиций требований, предъяв-1
ляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, |
психофизиологическим возможностям и уровню подготовки [19]. ;
Профессиональная подготовка - подготовка человека к овладению I
той или иной профессией и выполнению на достаточно высоком уровне;
соответствующей профессиональной деятельности [38]. '
Профессионально-прикладная физическая подготовка - плано-1
мерно организованный процесс специально направленного использования;
физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, |
способствующих освоению профессии, и для развития профессионально
важных способностей [8].

Профессионально-прикладная физическая подготовка специ-|
ально направленное и избирательное использование средств физической!
культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессио-1
нальной деятельности [56]. I

Процесс (лат. ргосеззиз - прохождение, продвижение) - закономер­ное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление

[57].

Процесс воспитания - процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества воз­никает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной дея-


тельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опы­том, ценностям и отношениям [19].

Процесс обучения - совокупность последовательных действий пе­дагога и обучаемых, в ходе которых решаются задачи обучения и дости­жения его цели [48].

Психофизическая подготовка - целенаправленный процесс - спе­циальная система занятий, фундамент которой — взаимосвязь и взаимоза­висимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем [11].

Психофизическая тренировка - учебно-тренировочный процесс, в основе которого - методика использования сочетания определенной физи­ческой нагрузки и приемов регуляции [11].

Пубертатный период - период полового созревания, характери­зующийся сложным комплексом изменений в организме и психике подро­стка, в результате которых человек достигает наибольшей степени выра­женности своей принадлежности к мужскому или женскому полу (как в биологическом, так и в социальном плане). Пубертатный период начинает­ся в подростковом и завершается в юношеском возрасте, причем у девочек на 1-2 года раньше, чем у мальчиков; значительны и индивидуальные раз­личия в сроках и темпах полового созревания [46].


 

 

Работоспособность - возможность человека выполнять мотивиро­ванную деятельность на заданном уровне эффективности в течение опре­деленного времени [27].

Работоспособность - способность человека к выполнению конкрет­ной трудовой деятельности в рамках заданных временных лимитов и па­раметров эффективности. Работоспособность человека зависит от уровня его тренированности, его физического и психического состояния и др. факторов. Различают умственную (психическую) и физическую работо­способность. Работоспособность умственная - способность восприни­мать и перерабатывать информацию, требующая значительной активации нервно-психической сферы работающего. Работоспособность физиче­ская - способность выполнять мышечную работу заданной интенсивности за счет активации нервно-мышечной системы [46].

Работоспособность - потенциальная способность спортсмена на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выпол­нять максимально возможный объем тренировочных и соревновательных нагрузок [53].

Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с занимающи­мися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в со­ревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются ана­лиз и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей ра­боты по осуществлению достигнутого [58].

Развивающее обучение - обучение, направленное на развитие спо­собностей учащихся и обеспечивающее их самоактуализацию [1].

Развивающее обучение - обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непо­средственной целью и результатом всего процесса [13].

Развивающее обучение - обучение, которое «идет впереди разви­тия» (Л.С.Выготский), стимулирует его. Развивающее обучение не при­спосабливается к актуальным возрастным и индивидуальным особенно­стям учащихся, а опирается на зону их ближайшего развития. Она предпо­лагает такую организацию учебного процесса, при которой постоянно соз­дается противоречие между трудностью учебных задач и уровнем актуаль­ного развития учащихся. Именно разрешение этих противоречий в ходе учебной деятельности ребенка и способствует его продвижению в психи­ческом развитии [46].

Развитие - естественный ход изменений физического качества [25].


Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обу­словленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспита­ние, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомофизиоло-гические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправ­ляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов [49].

Развитие человека — это процесс количественных и качественных изменений: анатомического строения организма, физиологических и пси­хических функций, деятельности и поведения. Изменения анатомического и физиологического характера относят к физическому развитию, а его показателями являются рост, вес, телосложение, кровяное давление, жиз­ненная емкость легких и др. К психическому развитию относят изменения в психических процессах. Это характер и объем внимания и памяти, осо­бенности мышления, запас слов, уровень развития речи и др. [42].

Разминка - комплекс подготовительных упражнений, выполняю­щихся для повышения работоспособности перед тренировочными заня­тиями и соревнованиями [34].

Разминка общая - представляет собой относительно неспецифич­ный (по отношению к основному содержанию урока) раздел разминки, цель которого - с необходимой постепенностью активизировать функции мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма, обеспечи­вающих двигательную деятельность; вызвать оперативные функциональ­ные сдвиги, способствующие эффективной реализации двигательных воз­можностей, в том числе разогревание мышц; создать тем самым благопри­ятный фон для результативного и безопасного выполнения последующих действий, отличающихся повышенной интенсивностью, координационной сложностью,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: