[9].
Обучаемость - группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению [13].
Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость, как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость, как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. Обучаемость, как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты понятия обучаемости: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы продвижения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития [19].
|
|
Обучаемость - общие умственные способности к усвоению знаний, интерес к учению, старание и работоспособность [44].
Обучаемость - способность к усвоению нового материала, характеризуемая быстротой и качеством формирования новых знаний, умений, навыков [2].
Обучение - 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение) [19].
Обучение - взаимообусловленный, целенаправленный, организованный, планомерный и систематически осуществляемый процесс передачи педагогом определенных знаний, умений, навыков и их овладения обучаемыми. Обучение представляет собой основной путь получения человеком фундаментального образования. В ходе обучения педагог должен не просто изложить содержание знаний по предмету, а суметь вызвать интерес к познанию, научить обучаемых осуществлять самостоятельный творческий поиск в избранной области [48].
|
|
Обучение - есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированны-
ми научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества [13].
Обучение - направляемый педагогом процесс приобретения учениками технических и тактических навыков и умений, развития физических качеств и овладения соревновательными способностями, теоретическими знаниями и др. Обучение, построенное на сознательном восприятии педагогических воздействий и активном отношении к этому процессу, всегда связано с самообучением [35].
Обучение - профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков [37].
Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания [48].
Обучение - это учение учащихся, в зависимости от своих способностей под руководством и с помощью учителя, который организует и управляет активной индивидуальной и творческой работой, развивающей каждого школьника. Он оказывает своевременную квалифицированную помощь, предупреждает возможные пробелы и ошибки, настраивает и воодушевляет обучающихся на успешное овладение учебным материалом
[21].
Обучение - это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание [58].
Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руководство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования; учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми [49].
Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога и занимающихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Обучение -двусторонний процесс, осуществляемый педагогом (преподавание) и учащимися (учение). Преподавание слагается из нескольких сторон: знание учителем (тренером) своего предмета, умение организовать учебно-воспитательный процесс, знание методов обучения и путей формирования личностных качеств занимающихся. Учение - активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, морально-волевые черты характера [46].
Обучение движениям - педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движе-
Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость, как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость, как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. Обучаемость, как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты понятия обучаемости: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы продвижения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития [19].
|
|
Обучаемость - общие умственные способности к усвоению знаний, интерес к учению, старание и работоспособность [44].
Обучаемость - способность к усвоению нового материала, характеризуемая быстротой и качеством формирования новых знаний, умений, навыков [2].
Обучение - 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение) [19].
Обучение - взаимообусловленный, целенаправленный, организованный, планомерный и систематически осуществляемый процесс передачи педагогом определенных знаний, умений, навыков и их овладения обучаемыми. Обучение представляет собой основной путь получения человеком фундаментального образования. В ходе обучения педагог должен не просто изложить содержание знаний по предмету, а суметь вызвать интерес к познанию, научить обучаемых осуществлять самостоятельный творческий поиск в избранной области [48].
Обучение - есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированны-
ми научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества [13].
Обучение - направляемый педагогом процесс приобретения учениками технических и тактических навыков и умений, развития физических качеств и овладения соревновательными способностями, теоретическими знаниями и др. Обучение, построенное на сознательном восприятии педагогических воздействий и активном отношении к этому процессу, всегда связано с самообучением [35].
|
|
Обучение - профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков [37].
Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания [48].
Обучение - это учение учащихся, в зависимости от своих способностей под руководством и с помощью учителя, который организует и управляет активной индивидуальной и творческой работой, развивающей каждого школьника. Он оказывает своевременную квалифицированную помощь, предупреждает возможные пробелы и ошибки, настраивает и воодушевляет обучающихся на успешное овладение учебным материалом
[21].
Обучение - это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание [58].
Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руководство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования; учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми [49].
Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога и занимающихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Обучение -двусторонний процесс, осуществляемый педагогом (преподавание) и учащимися (учение). Преподавание слагается из нескольких сторон: знание учителем (тренером) своего предмета, умение организовать учебно-воспитательный процесс, знание методов обучения и путей формирования личностных качеств занимающихся. Учение - активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, морально-волевые черты характера [46].
Обучение движениям - педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движе-
ниями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а так-1 же связанных с этим процессом знаний [53].
Обучение движениям - системное освоение человеком рациональ-1 ных способов управления своими движениями, приобретение таким путем! необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных! с ними знаний [48].
Обучение развивающее - это способ организации обучения, кото-1 рый способствует включению внутренних механизмов развития личности! обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и твор-| ческих способностей [22].
Обучение разноуровневое - такая организация учебно-! воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возмож-1 ность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной| программы на разном уровне [51].
Обученность - результат обучения (организованного или стихийно-1 го), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас! знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение] учиться) [19].
Обученность - уровень овладения знаниями, умениями, навыками,] способами деятельности [13].
Общая физическая подготовка - это процесс совершенствования] физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), 1 направленный на всестороннее физическое развитие человека [25].
Общая физическая подготовленность - это состояние человека,! которое приобретается в результате физической подготовки и характеры-| зуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием фи-,1 зических качеств, разносторонним двигательным опытом [27].
Общение - взаимодействие, содержанием которого является обмен | информацией с помощью различных средств коммуникации [48].
Общение - личный контакт, непосредственное взаимодействие, об-] мен информацией через устную, или письменную речь и невербальные] способы передачи информации [13].
Общение - это форма сотворчества, в процессе которой человек по-1 знает и преобразует окружающий его мир [49].
Общение - процесс установления и развития контактов людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в | себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, • восприятие и понимание другого человека. Средствами общения как коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков: жесты, мимика, пантомимика [46].
Общение вербальное - словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь [49].
Общение визуальное - информационный контакт с помощью глаз
[49]., „
Общение интерактивное — построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями [49].
Общение кинетическое - общение с помощью невербальных средств: жестов, мимики, пантомимики [49].
Общение коммуникативное - обмен информацией между субъектами общения [49].
Общение невербальное - общение, в котором используются неречевые знаковые системы [49].
Общение перцептивное - восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга [49].
Объект исследования - тот объект, на котором проводится научное исследование. Объектом психологического исследования, например, является человек или группа людей [38].
Объект исследования - (в педагогике) - педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом исследования педагогической науки является сфера обучения и воспитания людей, а предметом - закономерности процессов, происходящих в этой сфере [19].
Объем нагрузки - определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями [27].
Объем нагрузки - суммарное количество тренировочной работы за одно занятие (день, неделю и т.д.). Обычно измеряется в километрах или часах, числом определенных упражнений и в других показателях [53].
Объем нагрузки - суммарное количество физической работы, выполненной за определенное время [25].
Объем нагрузки - это суммарное количество тренировочной работы, выражаемое чаще всего временем выполнения упражнений [6].
Объяснение - представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например, понятий, законов, правил и т.д. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы. Применение терминов делает объяснение более кратким [58].
Одаренность - комплекс свойств (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, психомоторных, коммуникативных), позволяющих субъекту легко и быстро совершенствоваться в избранном виде деятельности, достигать высокого уровня мастерства в ней. Критерием одаренности во всех случаях является неординарность мастерства исполнения деятельности,
способность человека подняться с репродуктивного уровня на творческий [46].
Одаренность — наличие у человека задатков к развитию способнс стей [38].
Одаренность - это такое сочетание способностей человека, которое обеспечивает возможность особо успешной деятельности в той или иной деятельности [48].
Одаренность спортивная - характеризуется комплексом свойств^
(психомоторных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, рефлексив-]
ных и др.), позволяющих индивиду быстро обучаться и достигать высоког
уровня мастерства в спортивной деятельности [46]. I
Олимпиада - 1) промежуток времени в 4 года между двумя Олим-|
пийскими играми, единица летосчисления в Древней Греции; 2) крупней-!
шие международные комплексные спортивные соревнования современно^
сти; 3) соревнование, смотр, конкурс [3]. |
Олимпизм — общественное явление, связанное с участием в олимпийском движении и поддержкой его [3].
Олимпийские игры - крупнейшие комплексные спортивные соревнования современности, проводящиеся один раз в четыре года (летом и зимой), прообразом которых явились Олимпийские игры Древней Греции [27].
Олимпийский символ - пять переплетенных колец, олицетворяющих единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх [27].
Олимпийское движение - это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта [27]. |
Операция - способ осуществления действия, определяемый уело- ] виями данной ситуации [49].
Описание - это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий.> При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему < надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт [58].
Опыт двигательный - объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования [27].
Опыт двигательный - совокупность практически усвоенных умений, навыков и связанных с ними знаний в сфере двигательной спортивной деятельности [53].
Опыт педагогический - творческое, активное освоения и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности [19].
Опытная педагогическая работа - специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту [14].
Ориентировочная основа действия (ООД) - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я. Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иное действие [19].
Ориентировочная основа действия — понятие, введенное в теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. ООД обозначает процесс и результат первоначального ознакомления обучаемого человека с формируемым у него действием, а также с качествами и условиями его успешного, правильного выполнения [37].
Осанка — непринужденная поза стоящего человека, зависит от взаиморасположения отдельных частей тела, от общего центра тяжести тела, особенностей тела, особенностей скелета, формы грудной клетки, состояния мышечной системы и суставно-связочного аппарата [59].
Осанка - это индивидуальная манера и типичные черты фиксации основной вертикальной позы, ряда производных от нее и частично видоизмененных поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни [32].
Основа техники - это состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из четырех элементов: разбег - отталкивание - полет (преодоление планки) - приземление. Ведущее (главное) звено техники -это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно. Детали техники - это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым [27].
Основа техники движений - это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т.д.) [32].
Основные опорные точки (ООТ) - это объекты, требующие кон-] центрации внимания при исполнении действия, а их совокупность, состав-1 ляющую программу действия, называют - «ориентировочной основой] действия (ООД)» [5].
Отдых жесткий (неполный) - предусматривает выполнение оче
редной нагрузки на фоне более или менее значительного недовосстановле-!
ния работоспособности занимающихся [58].!
Отдых суперкомпенсаторный — обеспечивает повышенную |
работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определенных
условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что по
зволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на пре
дыдущем, нагрузку[58].
Отметка - качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов [13].
Оценка - суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся [13].
Оценка - суждение о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся [13].
Оценка знаний - систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемых. Первое необходимое условие оценки - планирование образовательных целей; без этого нельзя судить о достигнутых результатах. Другое условие - установление фактического уровня знаний и сопоставление его с заданным. Исходя из сказанного, процесс оценки знаний включает в себя следующие компоненты: 1) определение целей обучения; 2) выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; 3) отметку или иной способ выражения результатов проверки [18].
п
Память двигательная - запоминание, сохранение и воспроизведение спортсменом движений, двигательных действий и их сочетаний [53].
Парадигма - принято понимать «совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе». Парадигма представляет собой модель, используемую для решения не только исследовательских, но и практических задач в определенных областях деятельности [57].
Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, т.к. именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений [43].
Педагогика - наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности [49].
Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение [49].
Педагогика - 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически' связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека [19].
Педагогическая деятельность — это самостоятельный вид человеческой деятельности, в котором реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры. Особый вид социальной, общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности и проводимой в общеобразовательных учреждениях [43].
Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса [43].
Педагогическая оценка - есть выражение достигнутого уровня знаний, умений и навыков к тому, которым ученик должен овладеть. Это результат анализа учителем хода самостоятельной работы учащихся с целью оказания им помощи, стимуляции их дальнейших усилий [21].
Педагогическая парадигма — устоявшаяся, ставшая привычной] точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных] и исследовательских задач. Представляет собой модель, используемую для ] решения не только исследовательских, но и практических задач [29].
Педагогическая система - определенная совокупность взаимосвя-] занных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влия-| ния на формирование личности с заданными качествами [4].
Педагогическая технология - это проект определенной педагоги-! ческой системы, реализуемой на практике [4].
Педагогическая технология - одно из специальных направлений! педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить! достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-] воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень [43].
Педагогическая технология - это систематичное и последователь-1 ное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-1 воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного \ процесса представляет собой описание некоторой педагогической систе- ] мы. Следовательно, естественно, что педагогическая технология в модель-1 ной форме - это проект определенной педагогической системы, реализуе-) мый на практике [58].
Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата [22].
Педагогические технологии - это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей [43].
Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель педагогического контроля - это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения) [58].
Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и признанное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников [49].
Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъек-
Ов способствующий наиболее полному развитию и самореализации лич-воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспита-
ния в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации) [19].
Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки [12].
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [43].
Педагогическое мастерство - целостный феномен, характеризующий качество деятельности и индивидуальность педагога, который не может быть описан через простую сумму составляющих, но является интегральным показателем научности и нормативности действий и искусств поведения как внешнего плана мастерства, а также свойств индивидуальности (уникальность, универсальность, целостность) как внутреннего плана мастерства [9].
Педагогическое мастерство и творчество - это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство. В этом смысле мастерство не всегда совпадает с творчеством. Многие находки могут рождаться у молодых педагогов, еще не вполне овладевших мастерством, которое структурно определяет следующие составляющие: педагогическая направленность личности, профессиональные знания, способности к педагогической деятельности, педагогическая техника [46].
Педагогическое наблюдение - как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения - изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, например: задачи обучения и воспитания; средства физического воспитания, их место в занятиях; методы обучения и воспитания; характер и величина тренировочной нагрузки; тактические действия и т.д. [12].
Педагогическое наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса, осуществляемое в естественных условиях с соответствующей фиксацией результатов. Оно характеризуется
планомерностью, целенаправленностью, анализирующим подходом к объ-1
екту наблюдения [42]. I
Педагогическое наблюдение - это специально организованное, це-]
лснаправленное изучение визуальным способом учебно-воспитательног
процесса в обычных условиях его протекания [52].
Педагогическое общение - это взаимодействие преподавателя и учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более пол-^ ному развитию личности [43].
Педагогическое творчество тренера - это, прежде всего активны* процесс труда педагога-тренера, направленный на поиски более рацио нальных путей учебно-воспитательной работы, эффективного решения пе-я дагогических проблем. Это такое состояние педагогической деятельности! когда педагог работает не «слепо», а многое исследует и на основе уже достигнутого наукой и практикой проектирует, создает свой опыт [46]. | Педагог-мастер - педагог, достигший высокой степени компетент-4 ности, владеющий разнообразными средствами и получающий высокие ре-| зультаты работы, зрелый и умелый педагог [14].
Перенос отрицательный - это такое взаимодействие навыков, ко-1 гда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового дви-| гательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных зах движений и в его отсутствии в основном звене [58].
Перенос положительный - это такое взаимодействие навыков, ко
гда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет про
цесс становления нового навыка. Основным условием положительного пе
реноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене
техники двигательных действий [58].?
Переутомление - это состояние организма, характеризующееся зна-1
чительным увеличением продолжительности восстановления работоспо-*
собности после занятий физическими упражнениями в сочетании с нега
тивными симптомами психического характера [27].
Период возрастной — конкретная стадия биологического и социаль- • но-психологического развития личности. В физическом воспитании и| спорте чаще всего различают следующие периоды: новорожденное™,. младший ясельный (грудной), старший ясельный, младший школьный,; старший школьный (период полового созревания, пубертатный период), \ юношеский, зрелый, пожилой, старческий, долгожители [53].
Периодизация тренировки - чередование в течение года периодов тренировки (подготовительного, соревновательного, переходного), связанное с закономерностями развития спортивной формы [53].
Пилотажное исследование - предварительное исследование некоторой проблемы, направленное на проверку правильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез и методик, плана и программы. В пи-
лотажном исследовании уточняются детали будущего эксперимента, поэтому такое исследование иногда называют пробным [38].
Пилотажное педагогическое исследование («зондаж», поисковый эксперимент, претест) - пробно-поисковое исследование, которое проводится до начала активного применения какого-либо методического аппарата. В процессе пилотажного педагогического исследования устанавливается необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т.д. Пилотажное педагогическое исследование - важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического и педагогического исследования: оно помогает определить главное направление, принципы организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. Более употребительным является термин «поисковый эксперимент» [19].
План-график учебного процесса - определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года. В плане-графике указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года [58].
План-конспект урока (занятия) ~ разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания [58].
План рабочий (тематический) - составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В содержание рабочего плана входят: 1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); 2) теоретические сведения по физическому воспитанию; 3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок); 4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся [58].
Планирование - сложная, комплексная деятельность педагога по разработке и обоснованию целей и задач образования, воспитания, развития и эффективных путей их достижения [48].
Планирование оперативное - осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие) [58].
Планирование перспективное — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения) [58].
Планирование текущее - охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную неделю) [58].
Планирование урока — конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. Планирование урока осуществляется в виде конспекта. Конспект урока содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект: тема, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся [19].
Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся [58].
Плотность урока моторная - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность занимающихся, к общей продолжительности занятия [23].
Плотность урока моторная - это отношение времени, затраченного на двигательную деятельность, ко времени урока. Моторная плотность урока меняется в зависимости от типа урока, возраста и подготовленности учащихся [33].
Плотность урока общая - отношение полезно затраченного времени ко всему времени урока, выраженное в процентах. При правильной организации и проведении общая плотность урока должна приближаться к 100% [33].
«Повторный максимум» ПМ - предельное число возможных повторений при серийном воспроизведении упражнения «до отказа» (без пауз) с заданным отягощением [32].
Подвижные игры - вид физической активности, средство физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лаза-нием и др. физическими упражнениями. Проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный характер [53].
Подготовка морально-волевая — воспитание волевых качеств (целеустремленности, решительности, смелости, настойчивости, стойкости и
т.д.) [6].
Подготовка спортивно-тактическая - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями [58].
Подготовка теоретическая - изучение общих теоретических основ «своего» вида спорта, правил соревнований и т.п. [6].
Подготовка теоретическая - процесс овладения спортсменом совокупности знаний о системе спортивной подготовки, включающей методические, медико-биологические, психологические основы тренировки и соревнований, а также сведения о спортивном инвентаре, оборудовании, знание правил соревнований и т.п. [53].
Подготовка техническая - расширение запаса технических приемов, разучивание новых и совершенствование старых элементов техники [6].
Подготовка техническая - это степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов [58].
Подготовка физическая - развитие физических качеств, достижение необходимого нового уровня их развития; расширение запаса двигательных навыков; укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей органов и систем организма спортсмена [6].
Подготовка функциональная - процесс целенаправленного развития и совершенствования функциональных систем организма спортсмена: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др. [53].
Подготовленность - это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степень развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) [58].
Подготовленность - состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (физической, технической, тактической, психической), позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности [53].
Поддержка - кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз [24].
Подростковый возраст - период развития детей от 10-11 до 14-15 лет, соответствующий обучению в 5-8 классах школы. Основное его содержание составляет переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Своеобразие социальной ситуации развития в подростковом возрасте составляет противоречие между стремлением подростка к взрослости (а значит, самостоятельности, независимости) и сохранением прежнего социального положения - ученика, школьника, зависящего и материально, и во многом морально от окружающих взрослых. Это противоречие определяет содержание подросткового кризиса [46].
Подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх [24].
Подход авторитарный - основанный на подавлении самостоятельности, любой инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины применении запретов и наказаний в качестве основных способов воздействия [49].
Подход демократический - предполагающий единство прав и обязанностей ребенка, выражающий оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремленность [49].
Подход либеральный - провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентиров, поступков, действий [49].
Показатели тактической подготовленности - характеризуют свойства спортсмена, обуславливающие целесообразность и правильность применения средств, способов и форм спортивной борьбы в конкретных условиях состязаний [50].
Показатели теоретической подготовленности - учитывают комплекс системы знаний и опыта спортсмена, сконцентрированных в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта [50].
Показатели технической подготовленности - характеризуют свойство спортсмена эффективно и рационально осуществлять двигательные действия (в том числе сложные совокупности движений), которые служат средством (специфических умений и навыков) к достижению успеха в соревновании [50].
Показатели успеваемости качественные - это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности [33].
Показатели успеваемости количественные - это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координацион-
ных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, ско-ростно-силовых качеств и т.п.) [33].
Показатели физической подготовленности - это показатели, используемые при определении соответствия уровня совершенствования двигательных (физических) качеств спортсмена условиям и требованиям их проявления в тренировке и в состязаниях [50].
Показатели функциональной подготовленности - характеризуются комплексом свойств и качеств спортсмена, определяющих эффективность его тренировочной и соревновательной деятельности, его соответствие целевому назначению - специфическим требованиям спортивного достижения [50].
Положение о соревнованиях - документ, определяющий характер, цели, задачи, программу и расписание соревнований, руководство ими, порядок выявления победителей личного и командного первенства, награждения участников и организационные вопросы [3].
Поощрение - прием педагогического воздействия, реализующих один из основных методов воспитания - стимулирование. Поощрение применяется с целью закрепить положительные изменения у ученика, спортсмена; стимулирует стремление быть лучше, достичь лучших спортивных результатов. Поощрение влияет на самооценку спортсмена, уровень его притязаний, активность, целеустремленность. Поощрение может осуществляться различными средствами: похвалой и одобрением, благодарностью и награждением. На эффективность поощрения влияют следующие факторы: своевременность, гласность, ценность. Поощрение нельзя применять постоянно к одним и тем же спортсменам, т.к. остальными это может оцениваться как несправедливость по отношению к ним [46].
Порог анаэробного обмена (ПАНО) - анаэробный порог - уровень мощности физической работы или скорости передвижения, при котором происходит переключение энергообеспечения с аэробного на частично анаэробное с образованием и накоплением молочной кислоты в мышцах и крови. Аэробный порог - нижняя граница аэробно-анаэробной переходной зоны, в которой по мере нарастания мощности работы или скорости передвижения начинается постепенное накопление лактата в крови сверх 2 ммоль/л [53].
Потребность - состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования [36].
Потребность - состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение [49].
Потребность - состояние нужды, которое переживается человеком как дискомфорт, неудовлетворенность, напряженность. В потребности отражены зависимость человека от объективных условий и субъективное
личностное отношение к окружающей действительности. Потребность является источником активности человека, предпосылкой его деятельности. В физкультурной и спортивной деятельности одной из базовых является потребность в движении, как одна их форм проявления потребности в деятельности [46].
Предмет исследования - сторона объекта исследования, которая в данном случае изучается. Например, объектом исследования может быть человек в целом, а предметом исследования - особенности его внимания, [38].
Предмет педагогического исследования - конкретная часть объекта исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется [19].
Предстартовая апатия - негативное состояние перед стартом. Характеризуется пониженным эмоциональным возбуждением (усилением тормозных процессов), вялостью, подавленностью, отсутствием желания выступать в соревнованиях, настроением астенического характера, ухудшением протекания психических процессов [27].
Предстартовая лихорадка - состояние, которое не всегда способствует успеху выступления. Характеризуется чрезмерным эмоциональным возбуждением, волнением и тревожностью, неустойчивостью и нарушениями процессов внимания, памяти [27].
Предстартовое состояние - это психическое состояние спортсмена, возникающее непосредственно перед выступлением в соревнованиях [27].
Преподавание - обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль [13].
Преподавание - это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся [58].
Прием - способ действия, элемент того или иного метода [4].
Прием (в педагогике) - 1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, определенный шаг в реализации метода [19].
Прием - конкретное действие субъектов обучения по формированию личности учащегося [1].
Приемы воспитания — это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер [58].
Принцип всестороннего развития личности - предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наибольшего
всестороннего физического развития (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств) [58].
Принцип оздоровительной направленности - предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффективных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функционирования всех систем организма [58].
Проблема - сложный, требующий решения научный или практический вопрос, как правило, такой, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными. Проблема — это вопрос, который все еще стоит на повестке дня и требует своего решения [38].
Проблема - конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ [14].
Проблема (от греч. ргоЫета - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. «Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения» [49].
Проблемная ситуация - 1) соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможно выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на проблемной ситуации, относится к развивающему [19].
Проблемная ситуация - учебная ситуация, которая содержит в себе какой - либо трудно разрешимый для ученика вопрос [37].
Проблемное обучение - обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей [13].
Проблемное обучение - обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций [37].
Проблемное обучение - это творчество, оригинальный подход, свое самобытное решение, поиск, связанный с каким-то личным открытием, порой научная фантазия, обоснование, предвидение [44].
Проводка — действия учителя физкультуры, сопровождающие ученика по всему упражнению или отдельной его части, фазе [24].
Производительность анаэробная — способность организма производить необходимое количество энергии для обеспечения интенсивной мышечной работы за счет процессов, происходящих без участия кислорода (преимущественно гликолиза). Определяет уровень выносливости в уп- 1 ражнениях скоростного, взрывного характера и в циклических упражнени- I ях продолжительностью до 7-8 мин. [53].
Производительность аэробная - способность организма производить необходимое количество энергии для обеспечения продолжительной и интенсивной мышечной работы за счет процессов окисления жиров и углеводов с использованием кислорода. Определяет уровень выносливости в продолжительных упражнениях и интенсивность восстановительных про-;
цессов [53].
Профессиограмма - подробное описание какой-либо профессии че
рез систему требований, предъявляемых ею к человеку, включая качества
личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навы-'
ки, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справиться с|
данной профессией [37]. I
Профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная ква- •
лификационная характеристика учителя с позиций требований, предъяв-1
ляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, |
психофизиологическим возможностям и уровню подготовки [19]. ;
Профессиональная подготовка - подготовка человека к овладению I
той или иной профессией и выполнению на достаточно высоком уровне;
соответствующей профессиональной деятельности [38]. '
Профессионально-прикладная физическая подготовка - плано-1
мерно организованный процесс специально направленного использования;
физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, |
способствующих освоению профессии, и для развития профессионально
важных способностей [8].
Профессионально-прикладная физическая подготовка — специ-|
ально направленное и избирательное использование средств физической!
культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессио-1
нальной деятельности [56]. I
Процесс (лат. ргосеззиз - прохождение, продвижение) - закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление
[57].
Процесс воспитания - процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной дея-
тельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностям и отношениям [19].
Процесс обучения - совокупность последовательных действий педагога и обучаемых, в ходе которых решаются задачи обучения и достижения его цели [48].
Психофизическая подготовка - целенаправленный процесс - специальная система занятий, фундамент которой — взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем [11].
Психофизическая тренировка - учебно-тренировочный процесс, в основе которого - методика использования сочетания определенной физической нагрузки и приемов регуляции [11].
Пубертатный период - период полового созревания, характеризующийся сложным комплексом изменений в организме и психике подростка, в результате которых человек достигает наибольшей степени выраженности своей принадлежности к мужскому или женскому полу (как в биологическом, так и в социальном плане). Пубертатный период начинается в подростковом и завершается в юношеском возрасте, причем у девочек на 1-2 года раньше, чем у мальчиков; значительны и индивидуальные различия в сроках и темпах полового созревания [46].
Работоспособность - возможность человека выполнять мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени [27].
Работоспособность - способность человека к выполнению конкретной трудовой деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Работоспособность человека зависит от уровня его тренированности, его физического и психического состояния и др. факторов. Различают умственную (психическую) и физическую работоспособность. Работоспособность умственная - способность воспринимать и перерабатывать информацию, требующая значительной активации нервно-психической сферы работающего. Работоспособность физическая - способность выполнять мышечную работу заданной интенсивности за счет активации нервно-мышечной системы [46].
Работоспособность - потенциальная способность спортсмена на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможный объем тренировочных и соревновательных нагрузок [53].
Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по осуществлению достигнутого [58].
Развивающее обучение - обучение, направленное на развитие способностей учащихся и обеспечивающее их самоактуализацию [1].
Развивающее обучение - обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса [13].
Развивающее обучение - обучение, которое «идет впереди развития» (Л.С.Выготский), стимулирует его. Развивающее обучение не приспосабливается к актуальным возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а опирается на зону их ближайшего развития. Она предполагает такую организацию учебного процесса, при которой постоянно создается противоречие между трудностью учебных задач и уровнем актуального развития учащихся. Именно разрешение этих противоречий в ходе учебной деятельности ребенка и способствует его продвижению в психическом развитии [46].
Развитие - естественный ход изменений физического качества [25].
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомофизиоло-гические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов [49].
Развитие человека — это процесс количественных и качественных изменений: анатомического строения организма, физиологических и психических функций, деятельности и поведения. Изменения анатомического и физиологического характера относят к физическому развитию, а его показателями являются рост, вес, телосложение, кровяное давление, жизненная емкость легких и др. К психическому развитию относят изменения в психических процессах. Это характер и объем внимания и памяти, особенности мышления, запас слов, уровень развития речи и др. [42].
Разминка - комплекс подготовительных упражнений, выполняющихся для повышения работоспособности перед тренировочными занятиями и соревнованиями [34].
Разминка общая - представляет собой относительно неспецифичный (по отношению к основному содержанию урока) раздел разминки, цель которого - с необходимой постепенностью активизировать функции мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность; вызвать оперативные функциональные сдвиги, способствующие эффективной реализации двигательных возможностей, в том числе разогревание мышц; создать тем самым благоприятный фон для результативного и безопасного выполнения последующих действий, отличающихся повышенной интенсивностью, координационной сложностью,