1. Назовите основные возможные сочетания дефектов развития.
2. Расскажите о содержании ранней психолого-педагогической помощи в семье ребенку со сложным дефектом.
3. Какие специализированные учреждения существуют для лиц со сложным дефектом в нашей стране?
4. Как организована психолого-педагогическая и социальная помощь людям со сложными нарушениями развития за рубежом?
Литература для самостоятельной работы
\.Басилоеа Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглу-хонемого ребенка //Дефектология. - 1987. - № 1.
2. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты // Дефектология. - 1985.-№5.
3. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлении сложных дефектов // Дефектология. - 1989. - № 3.
4. Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. - 1992. - № 4.
5. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. - 1995 -№4.
6. Мареева Р.А. Проект программы обучения и воспитания слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, I, II классов. - М., 1982.
7. Мещеряков А. И. Слепоглухонемыедети.-М., 1974.
8. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. - 1973. - № 3.
9. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей //Дефектология. - 1989 -№2.
10. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э.Брукарта. - Бельгия (на русском языке), 1999.
Раздел IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1
ПРОФИЛАКТИКА, РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ: ОБЩЕЕ ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (профилактика появления отклонений, ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии и воспитывающим их семьям) как общего приоритетного направления специального образования определяется социально-экономическими условиями современной жизни и их последствиями для населения, политикой государства по отношению к проблемным детям, возможностями науки и практики в оказании такой помощи.