1. Нарисуйте схему периодизации эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?
2. Нарисуйте схему периодизации эволюции систем специального образования. Озаглавьте каждый из трех этапов. Укажите хронологические сроки применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?
3. Почему прецеденты деятельного милосердия не могли возникнуть в античном государстве? В дохристианскую эпоху?
4. Существует ли связь между наличием в стране законодательства об обязательном школьном образовании и развитием сети специальных школ для аномальных детей?
5. Под влиянием каких социокультурных факторов происходит переход от единичных специальных образовательных учреждений для аномальных детей к формированию национальных систем специального образования на территории Западной Европы?
6. В чем заключается уникальность социокультурного контекста становления системы специального образования в нашей стране?
|
|
7. К каким позитивным и негативным последствиям привела ориентация отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование?
8. Справедливо ли утверждение о том, что в конце XX в. Западная Европа и Россия переживают разные периоды эволюции отношения к детям с нарушениями в развитии и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования?
9. Можно ли считать терминологию, используемую государством и обществом для обозначения детей с нарушениями в развитии, одним из показателей периода эволюции отношения к этим детям? Приведите аргументы из новейшей истории специального образования.
11. В чем сложность перехода отечественной системы специального образования на качественно новый этап своего развития?
Рекомендуемая литература
1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М., 1984.
2. Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? // Дефектология. -1995.-№2.
3. Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И. Дьячков и др. - М., 1970.
4. Замскт Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М., 1995.
5. Малафеев H.H. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. - 1996. -№ 1.
6. Малафеев H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4.
7. Малафеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996.-Ч. 1.
8. Малафеев H.H. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6.
|
|
9. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. - М., 1992.
10. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицина. - СПб., 1997.
11. Рейсвейк К. Специальное образование в Нидерландах. - 1993.
12. Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. - Тарту, 1995.
13. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. - Л., 1973.
14. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А.Феоктистова. - М., 1987.