Контрольный эксперимент

Если анализ изготовки только создает возможность исправления ошибки, то контрольный эксперимент направлен на ее исправление. Для эффективного и быстрого решения возникших проблем нет ничего важнее контрольного эксперимента, который к тому же страхует стрелка от ухудшения действий. И более того, контрольный эксперимент позволит стрелку улучшить свои результаты, даже если для постановки эксперимента не было никакого повода. Для стрелка контрольный эксперимент-самый надежный путь к новым, более совершенным методам и технике. Контрольный эксперимент-средство приобрести новые знания и ввести их в свою практику. Это один из самых важных приемов в арсенале средств каждого стрелка. Хотя его принципы хорошо известны, лишь немногие действительно используют технику контрольного эксперимента. Если бы все без исключения стрелки понимали, какую он приносит пользу, то можно без преувеличения сказать, что их индивидуальный и общий прогресс в стрельбе сделал бы удивительный скачок.

Контрольный эксперимент основан на научном методе, который заключается в том, что в большой системе с многими параметрами изменяют только один и исследуют влияние изменения одного параметра на состояние системы в целом. В стрельбе эта система исключительно сложна, и ее параметры-сотни изменений в прикладке, изготовке, двигательных навыках и концентрации. Если мы хотим выяснить влияние, скажем, нового положения подставки (шампиньона), то очень важно, чтобы все остальные переменные параметры системы не менялись. Это даст нам возможность выяснить влияние именно подставки. Если стрелок, изменяя положение подставки, одновременно меняет и расстояние до тарели диоптрического прицела, положение ног и натяжение спуска, то он ничего не узнает о специфическом влиянии каждого из перечисленных изменений; он будет иметь представление о суммарном влиянии всех действий. При этом результаты стрелка могут повыситься или понизиться, но он так и не узнает, почему именно. Скорее всего они понизятся, так как несколько изменений, проведенных одновременно, наверняка приведут к неудаче. Возможно, что одно или два из этих изменений и дают положительный эффект, но он будет сведен на нет (и перевешен) отрицательными последствиями двух-трех других, одновременно проведенных изменений. Таким образом, из-за одновременного изменения нескольких переменных стрелок не только не продвинется вперед, но уровень его результатов может даже понизиться.

Точная оценка влияния изменения в изготовке или технике стрельбы может быть сделана только в том случае, если изменяется только что-то одно, в то время как все остальное будет в точности таким же, как и раньше. Если стрелок меняет положение подставки, то больше не должно быть сделано никаких изменений. Если изменение положения подставки дало положительный эффект, то его надо сохранить и в дальнейшем; если результаты стали хуже, измененное положение должно быть отвергнуто, а положение подставки восстановлено; при этом стрельба, по крайней мере, не будет хуже, чем раньше. Такой эксперимент мы и называем контрольным, поскольку все переменные находились под прямым и позитивным контролем экспериментатора, в том числе и та переменная, которой варьировали.

Часто самым трудным аспектом контрольного эксперимента является оценка постоянства его эффекта. Побочный эффект одного определенного изменения зачастую может быть сведен на нет главным последствием этого изменения. На определенной стадии тренировки (чаще всего после, первого года) почти любое изменение в изготовке или технике дает на первый взгляд положительный эффект, но обычно только в течение двух-трех дней, а затем результаты чаще всего падают до прежнего уровня или ниже. Иногда справедливо и прямо противоположное - почти любое изменение может привести к ухудшению результатов, что может на первых порах ввести стрелка в заблуждение, потому что через два-три дня результаты могли бы значительно повыситься. Дело осложняется еще и тем, что те изменения, которые дают хороший эффект на тренировках, иногда не приносят никакой пользы в условиях соревнования. Вероятность такого явления, правда, достаточно мала, но если уж это случится, то результаты будут прямо обескураживающими.

Надежный способ оценки эффекта изменения заключается в том, что стрелок приходит к определенному решению в два этапа. Во-первых, по результатам тренировки делается предварительная оценка, но только в том случае, если одно изменение было опробовано не менее чем на четырех тренировках, а еще лучше-на шести-восьми. На этом этапе изменение либо принимают, либо ' отвергают. (Заключение новичка о результате эксперимента на самом раннем этапе и еще довольно долго можно считать только предварительным.) Во-вторых, дается окончательная оценка, но только тогда, когда принятое изменение опробовано на соревновании и признано полезным.

Вероятно, польза контрольного эксперимента наиболее ярко проявляется при исправлении обнаруженной ошибки в изготовке. В предыдущем разделе мы видели, каким образом стрелок анализирует свою изготовку, чтобы обнаружить основную причину возникшей у него проблемы. Затем стрелок применяет научный метод, чтобы найти необходимое "лекарство". Однако идентичные экспериментальные методы применяются и для исправления ошибки в технике стрельбы. Читателю нужно руководствоваться здравым смыслом, чтобы понять, как использовать этот метод, например, для разработки новой техники спуска курка или для решения других проблем, связанных с двигательными навыками. Сначала нужно тщательно обдумать возможные последствия изменения техники, и если это изменение может показаться перспективным, его стоит опробовать. Однако нужно следить за тем, чтобы эта новая техника была единственным изменением на данном этапе, только тогда ее эффект можно правильно оценить. Если результаты получились хорошие, можно считать эту новую технику предварительно принятой (до тех пор, пока она не будет опробована в соревновании). Если результаты неудовлетворительны, следует отказаться от новой техники и восстановить старую.

Есть еще одно дополнительное применение метода контрольного эксперимента, также играющее очень важную роль. Речь идет об использовании этого метода для улучшения изготовки или техники даже в том случае, если техника и изготовка на первый взгляд не имеют никаких изъянов. Эти эксперименты проводятся не для того, чтобы ликвидировать какой-то обнаруженный недостаток, а для того, чтобы улучшить то, что и в настоящее время выполняется хорошо. Заметим, что улучшение обычно закладывается в прошлом, а проявляется в будущем. Иногда на него наталкиваются чисто случайно. Но случай капризен, и человек может прожить всю жизнь, так никогда и не столкнувшись со случайным улучшением. Однако он может экспериментировать в поисках нового улучшения, и его шансы на открытие новых улучшений резко возрастут.

Стрелок может ставить такие эксперименты в любое время, но должен учитывать определенные методологические условия, на которых мы сейчас и остановимся. Во-первых, эксперименты, направленные на устранение обнаруженных недостатков, нужно проводить раньше, чем эксперименты с целью поиска путей улучшения. Обнаруженный недостаток-это минус в изготовке, и его нужно устранить немедленно. Улучшение-это плюс, который также следует реализовать. Хотя плюс и минус нейтрализуют друг друга, все-таки "плюс" улучшения не будет достаточно весом, если сначала не устранен "минус" обнаруженного недостатка. Другой довод в пользу того, что в первую очередь нужно устранить обнаруженный недостаток, заключается в следующем: "улучшение", которое действует перед тем, как устранен обнаруженный недостаток, может исчезнуть после того, как недостаток будет устранен. Поэтому, как только недостаток обнаружен, мы должны его немедленно ата^ ковать, используя "прямой", а не "косвенный" путь решения проблемы. Не предпринимать ничего или упустить время, пытаясь сначала заняться улучшением,-значит выбрать негативный, обходный путь решения проблемы.

Второй методологический принцип заключается в том, что эксперименты по поиску новых улучшений удаются стрелку лучше всего в том случае, если он их ставит, имея какую-то заранее обдуманную цель. Эксперимент - это средство проверки уже сформулированной гипотезы. В стрельбе такой гипотезой обычно является идея об эффекте какого-то частного изменения. Пока это изменение не продумано и пока гипотеза ясно не сформулирована, любое экспериментирование просто бесцельно. Попробовать что-то новое-не значит проводить эксперимент; это просто беспорядочная активность в надежде на случайную находку. Эксперимент-это запланированная, сознательная активность, направленная к ясно сформулированной цели.

В-третьих, материал, использованный для построения гипотезы, чаще всего собирают в течение многих дней, посвященных тщательному анализу какого-то одного изменения. Во время одной из таких специальных тренировок, которые планируются не чаще чем раз в неделю, стрелок изменяет обычный распорядок и все свои усилия посвящает попыткам понять, к чему приводит определенное изменение. Он может, например, посвятить всю тренировку изучению того, как работает какая-то одна мышца, или изучать влияние давления щеки на приклад. Стрелок не должен изменять свою изготовку и действия по результатам этих специальных тренировок; эти тренировки должны ему открыть только новые возможности роста. Эти открытия должны стать основой гипотез и основанием для разработки контрольного эксперимента.

Тренировки, посвященные анализу эффекта изменений или поискам нового, лучше всего проводить во время "застоя" в результатах, так сказать, на горизонтальных участках кривой, характеризующей рост мастерства. Хорошо известно, что графически эта кривая представляет собой чередование пиков и горизонтальных участков. На пике кривой стрелок обычно быстро решает проблемы и добивается быстрого прогресса. На горизонтальных участках кривой его результаты относительно стабилизируются, и эксперименты помогут ему, с одной стороны, добиться нового подъема, а с другой - нарушить монотонность тренировок, которая убивает интерес к стрельбе. Правильно спланированные и успешные эксперименты вновь пробуждают интерес и доставляют стрелку удовольствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: