Особенности фотографирования на месте происшествия

Осмотр места происшествия — первоначальное следственное действие, в ходе которого получают фактические данные о событии и обстоятельствах преступления. Оно занимает особое место сре­ди других следственных действий, так как в большинстве случаев его невозможно повторить. При повторных осмотрах место проис­шествия предстает уже в измененном виде. И чем больший проме­жуток времени проходит, тем значительнее изменения. Это обстоя­тельство определяет основную задачу осмотра: воспроизвести всю наиболее важную, существенную для усвоения обстоятельств про­исшедшего события информацию, особенности преступления и его последствия. С этой целью фотографируют:

— обстановку, отображающую совокупность внешних условий, в которых проходило расследуемое событие, исходное положение элементов обстановки, предметов, связанных с событием преступ­ления;


— объекты, на которые были направлены преступные действия, их положение, состояние и особенности, характеризующие способ действия, который был использован;

— следы перемещения лица (лиц) на месте происшествия или следы иных действий;

— последствия преступления или события, причина которого устанавливается;

— следы, вещественные доказательства, предметы, имеющие значение для выяснения и уточнения сущности расследуемого со­бытия.

Столь обширный объем информации с надлежащим разреше­нием элементов обстановки позволяют воспроизвести такие кри­миналистические приемы, как ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съемка. Они позволяют в определенной логической после­довательности получить серию снимков, всесторонне воспроизвести картину преступления, отобразившуюся в обстановке; зафиксиро­вать ход проведения следственного действия его результаты. При этом в ходе фотографирования могут быть использованы раз­ные направления и ракурсы съемки:

Совокупность внешних условий, в которых проходило расследуемое событие, фиксируют, располагая место происше­ствия на фоне окружающей обстановки, ориентирующей съемкой. Место происшествия помещают в центре кадра, а точки съемки по возможности удаляют. Если условия не позволяют поместить на одном кадре фиксируемый участок, применяют широкоугольную оптику или круговое панорамирование. Чтобы показать пространст­венное расположение элементов обстановки, предпочтение отдают верхним точкам: съемку ведут с естественных возвышений (пригор­ков), из кузова автомашины, балконов домов и т. п. Чем выше точка съемки, тем большую информационную нагрузку несет ориенти­рующий снимок. Направление съемки выбирают таким образом, чтобы в кадр попадали предметы - ориентиры, по которым при не­обходимости устанавливают положение места происшествия на местности, например, при повторных осмотрах или проверке пока­заний на месте. По ориентирующим снимкам устанавливают под­ходы к месту происшествия, определяют пути проникновения пре­ступника на объект, места и направления, с которых его могли видеть.


Обстановку непосредственно места происшествия фик­сируют обзорной съемкой. Точки съемки приближают настолько, чтобы границами кадра охватить лишь место происшествия. Окру­жающая место происшествия местность передается лишь частич­но. Направление съемки выбирают с таким расчетом, чтобы на снимке были отображены важнейшие узловые элементы обстанов­ки, показано их взаимное расположение. Если на одном снимке вы­полнить это условие не представляется возможным, то съемку проводят с нескольких направлений; используют широкоугольную оптику, проводят линейное или круговое панорамирование, осо­бенно в случаях, когда место происшествия представляет собой небольшое замкнутое пространство, например, помещение. Пред­почтение при съемке на местности отдают верхним точкам. Поло­жение важнейших узловых элементов обстановки (трупа, предме­тов — вещественных доказательств, следов и др.), которые не просматриваются на обзорных снимках, при съемке на месте про­исшествия обозначают вехами с цифровыми обозначениями либо на снимках их отмечают стрелками. Обстановку места происшест­вия целесообразно фиксировать по правилам измерительной фо­тографии, используя горизонтально-перспективный либо горизон­тально-наклонный методы съемки. Это позволит впоследствии восстановить по фотоснимкам размеры предметов обстановки, по­лучить данные об их пространственном расположении. При нагро­мождении предметов обстановки, когда предметы переднего плана маскируют другие, расположенные за ними, используют стереофо-тосъемку.

Объекты, на которые были направлены преступные дей­ствия, следы перемещения лица (лиц) на месте происшествия или следы иных действий, фиксируют узловой съемкой. Это могут быть взломанная преграда (дверь, окно, стена и др.); поврежден­ное запорное устройство; предметы, в которых хранились матери­альные ценности; участки местности (поверхности) со следами рук, обуви; обнаруженные орудия взлома, инструменты, холодное и ог­нестрельное оружие; иные предметы и следы, содержащие крими­налистически значимую информацию. Точки съемки приближают настолько, чтобы передать положение и состояние этих элементов обстановки на момент осмотра. Объекты фотографируют с частью окружающей обстановки, чтобы легче было проследить их положе­ние в пространстве, локализацию на обзорных снимках. Предпоч­тительнее для съемки использовать верхние точки, вести съемку с


нескольких направлений. Возможно применение панорамирования, измерительного метода съемки.

Место происшествия обычно содержит несколько таких узловых элементов. И в каждом случае фотографируют его положение, со­стояние и особенности, характеризующие использованный способ действия, например, наряду с общим видом взломанной преграды (двери) снимают места обнаружения следов отжима на дверном коробе и самой двери; состояние запорного устройства и пр. Их съемку проводят более крупным планом. Направление и масштаб съемки подбирают таким образом, чтобы по снимку опознать сфо­тографированный предмет (след), уточнить его положение на мес­те обнаружения.

Узловую съемку чаще ведут фотокамерой со штатным объекти­вом, получая несколько снимков, относящихся к определенному узловому элементу. Если к объекту невозможно подойти достаточ­но близко, то для съемки используют длиннофокусные объективы «Юпитер-11А», «Таир-3» и др. Узловую съемку протяженных объ­ектов ведут широкоугольной оптикой либо способом панорамиро­вания. При съемке узловых элементов места происшествия, пред­ставляющих нагромождение предметов, применяют методы измерительной либо стереоскопической съемки.

Предметы — вещественные доказательства (орудия убий­ства, взлома, инструменты и пр.), документы, следы, являющиеся источниками доказательственной информации, фиксируют деталь­ной съемкой. Съемку ведут на месте их обнаружения, а в случае необходимости — в условиях, обеспечивающих более полную пе­редачу их свойств и особенностей, связанных с событием преступ­ления. С этой целью придают объекту определенное положение, подбирают освещение, фон для отображения формы, объема, фактуры поверхности. Границы кадра определяют размеры самого объекта. Детальную съемку выполняют по правилам плановой съемки с линейным масштабом. Точка съемки вертикальная или близкая к ней. Рядом с объектом помещается масштабная линейка. Если вертикальное направление подобрать невозможно, то не­большие искажения формы предметов при съемке с таких направ­лений исправляют трансформацией изображения при печати снимков.

Съемку ведут с минимально возможного расстояния, чтобы в пределы кадра входили лишь фотографируемый предмет или след. Достаточно крупные предметы фиксируют посредством обычной съемки. Более мелкие предметы — малоформатной камерой с уд­линительными кольцами. Величину колец подбирают из условий


макросъемки: Д/=/М. Так, след пальца руки длиной 30 мм следует фотографировать в М=1:1. При большем масштабе и неточном кадрировании края изображения следа могут выйти за пределы кадра. Выдвижение объектива в этом случае составит порядка 58 мм, т. е. между объективом и фотокамерой необходимо устано­вить весь комплект удлинительных колец.

Макросъемку ведут со штатива либо используют приспособле­ния для опоры фотокамеры при экспонировании фотоматериала. При коротких выдержках (менее 1/30 сек) возможна и съемка с рук. В этом случае при установленной диафрагме наблюдают за изо­бражением объекта, изменяя предметное расстояние. При появле­нии в пределах кадра резкого изображения нажимают на кнопку спуска затвора фотоаппарата. При съемке следует помнить о необ­ходимости увеличения выдержки для макросъемки. Коэффициент ее увеличения рассчитывают из соотношения: К=(1+М)2.

С особой тщательностью фотографируют объекты, которые не­возможно изъять и приобщить к материалам уголовного дела, на­пример следы обуви на снегу, следы покрышек автомобиля на ас­фальте и пр.

Документы на месте происшествия фотографируют для запе-чатления их общего вида и содержания. При съемке воспроизводят весь документ в целом, включая его края, такие детали, как текст, линовку, загрязнения и т. п., а также повреждения в виде разрывов, линий перегиба, складок и т. п.

Документы фотографируют по правилам репродукционной фо­тографии. Однако все ее рекомендации на месте происшествия выполнить не представляется возможным. Сложно, например, по­добрать равномерное освещение, необходимые по контрасту фо­томатериалы. Съемку чаще ведут на мягкие по контрасту изопан-хроматические фотоматериалы (типа ФН, НК), а для более четкой проработки текста используют светофильтры. Светофильтры при съемке подбирают согласно правилам, изложенным в разделе «Цветоразличительная фотография».

Фотографирование следов. Наиболее часто встречаемы на местах происшествий по разным категориям уголовных дел следы протекторов колес транспортных средств, обуви, орудий взлома, инструментов, кожного покрова человека. Основные правила их фотографирования аналогичны правилами съемки предметов — вещественных доказательств.

Одиночные следы обуви (протекторов колес транспортных средств) на мягком грунте, на снегу и подобных материалах осве-


щают направленным под небольшими углами светом. Рельеф по­верхности следов, находящихся в тени деревьев, заборов выявляют, подсвечивая фонарями с автономным питанием либо посредством зеркальных отражателей. Для повышения контраста изображения следы на снегу нередко перед съемкой покрывают тонким слоем темного порошка, распыляя его пульверизатором, либо фотогра­фируют с желтыми и оранжевыми светофильтрами. Масштабную линейку при съемке помещают на уровне дна следа.

При детальной съемке под деревьями, на участках рядом с из­городью из штакетника, сетки на фотографируемом участке иногда солнечные пятна или полосы чередуются с тенями. В этих случаях при фотографировании следов обуви, протекторов транспортных средств либо устраняют причину появления пятен, например, от­клоняют ветви дерева, либо экранируют фотографируемый участок от прямых солнечных лучей, например, полупрозрачным экраном из белой бумаги, ткани и т. п.

Поверхностные следы обуви (транспортных средств) встречают­ся при осмотре мест происшествий как в помещении (на полу, по­доконниках), так и на местности, например, на асфальте. При съемке следов направление света в каждом конкретном случае за­висит от свойств самого следа и поверхности, на которой он распо­ложен. Следы светлой тональности фотографируют при косона-правленном освещении, а темные следы на светлых поверхностях — при двустороннем равномерном освещении. Слабовидимые мас­лянистые или влажные следы на линолеуме, цементе, асфальте и других достаточно гладких поверхностях в зависимости от тональ­ности покрывают перед съемкой тонким слоем темного или светло­го порошка.

При обнаружении на месте происшествия дорожки следов фото­графируют ее отрезок, состоящий, как минимум, из 3-4 следов каж­дой ноги. Съемку проводят способом линейного панорамирования. Для удобства около следов в пределах границ каждого последую­щего кадра помещают указатели с цифровыми обозначениями, по изображению которых снимки разрезают и монтируют в панораму. При панорамировании следов протекторов колес транспортных средств фиксируют участок, на котором передается вся длина ок­ружности беговой дорожки (не менее одного оборота колеса).

Следы орудий взлома и инструментов регистрируют малофор­матными камерами с удлинительными кольцами: Каждый след фо­тографируется отдельно в масштабе, достаточном для выявления характерных его особенностей (рельефа поверхности, формы,


объема). Съемку производят со штатива либо с рук. Неглубокие следы фотографируют с одним источником, направляя свет под небольшими углами к поверхности дна следа. При съемке глубоких — необходим дополнительный источник выравнивающего света либо теневые участки подсвечивают с помощью отражающих экранов (зеркал, белой бумаги).

Для съемки динамических следов применяют косонаправленный свет, распространяющийся перпендикулярно деталям рельефа — трассам. При съемке сильно углубленных следов, например, не­сквозных следов сверления, применяют вертикальное освещение.

Следы пальцев рук на месте происшествия чаще фотографиру­ют в масштабе, близком к 1:1. Поверхностные следы на непрозрач­ных объектах фотографируют в отраженном свете. На светлых по­верхностях следы, окрашенные в темные тона, фотографируют при боковом свете; светлые следы на темных поверхностях — при ко-сонаправленном.

Поверхностные следы рук на прозрачных объектах фотографи­руют как в отраженном, так и в проходящем свете. В обоих случаях применяют освещение, дающее эффект темного поля (лобовое ли­бо косое).

Освещение при съемке предметов и следов не должно созда­вать блики, глубокие тени, в местах расположения которых могут быть потеряны существенные детали. Особенности их фотографи­рования более подробно рассмотрены в главе 21.

Кровь, грязь, выделения организма и прочие вещества, которы­ми сопровождаются преступления, связанные с убийствами, изна­силованиями, часто плохо различимы, но имеют характерную окра­ску, которая может иметь значение для установления различного рода обстоятельств. Повысить их различаемость возможно при съемке со светофильтрами. Однако более наглядным средством фиксации здесь является фотосъемка на цветные фотоматериалы. На цветном снимке следы крови просматриваются значительно лучше, чем на черно-белом: на цветном изображении можно отде­лить следы крови от пятен грязи, на черно-белом снимке они вы­глядят совершенно одинаковыми.

Местом происшествия могут быть как открытые участки местно­сти, так и помещения. Участки местности могут различаться по размерам, рельефу, открытости пространства. Неодинаковы раз­меры и планировка помещений. В каждом конкретном случае осо­бенности съемки и используемые приемы различны.


Фотографирование на местности. При съемке места про­исшествия на местности используют все известные методы и приемы запечатлевающей фотографии. При необходимости съемку ведут с нескольких направлений, чтобы показать, например, воз­можные пути подхода преступника к месту совершения преступле­ния, ухода с него. Количество и размещение точек ориентирующей (обзорной) съемки на местности выбирают с учетом имеющихся различий в особенностях самого места происшествия, характера происшедшего события, рельефа местности и других факторов. На практике могут иметь место следующие варианты размещения места происшествия на местности.

Место происшествия представляет собой участок открытого пространства на местности со свободными подступами (боль­шая площадь, широкая улица, поле и т. п.). Такое место происше­ствия фотографируют с любого приемлемого направления. Полно­ту фиксации обеспечивает крестообразная съемка с четырех направлений. Точки съемки располагают напротив середины или углов фотографируемого участка. Обширные территории передают круговым панорамированием.

Местом происшествия является участок местности с ограни­ченным с одной стороны обзором. Это, например, автомагистраль у окраины населенного пункта, опушка леса, место обнаружения трупа на берегу реки и т. п. Его фотографируют с фронтальной, расположенной против середины участка, точки или проводят диа­гональную съемку с двух сторон. Для укрупнения плана используют круговое панорамирование, а для съемки протяженного по фронту места происшествия — линейное.

Место происшествия с ограниченным с двух противоположных сторон обзором (например, узкая улица, проход между складскими помещениями, длинный коридор и т. п.) фотографируют со стороны открытых пространств под углом 30-45° к фронту. В этом случае информацию об обстановке на задних планах одного снимка до­полняет другой, полученный с противоположной стороны участка. Если предметы, расположенные на переднем плане, не перекры­вают задние, то ориентирующую и обзорную съемки объединяют, получая один снимок. При съемке участка местности с неровным рельефом предпочтение отдают верхним точкам. Для фиксации обстановки, представляющей одноплановую композицию, исполь­зуют линейное панорамирование.

Место происшествия представляет замкнутое пространство, например двор, окруженный домами, площадка в сквере, парке и

зоо


т. п. Здесь в первую очередь отображают размещение проходов к месту совершения преступления. Точки ориентирующей съемки выносят за пределы места происшествия, производя фотографи­рование со стороны одного из проходов с таким расчетом, чтобы показать на снимках и другие выходы с участка расследуемого со­бытия, если пути прихода и ухода преступника неизвестны.

Точки обзорной съемки выбирают с учетом размеров участка местности, его формы. Для лучшего обзора предпочтительнее рас­полагать точку съемки в самом проходе, ведущем на место проис­шествия. При небольшой высоте ограждения участка точку съемки выносят за пределы места происшествия, а фотографирование ведут с верхних точек.

Местом происшествия являются участки местности, располо­женные на различных уровнях относительно друг друга. Приме­ром может служить берег реки, участок оврага с крутым откосом, уступы карьера, участок автомагистрали на высокой насыпи и др.

Основная задача при выборе точек съемки состоит в том, чтобы воспроизвести всю осматриваемую территорию либо большую ее часть. Одним из возможных вариантов для ориентирующей, а не­редко и для обзорной съемки являются точки, находящиеся напро­тив места происшествия, например, на противоположном крае ов­рага, береге неширокой реки. Возможна как фронтальная, так и диагональная съемка, предпочтительнее с уровня верхнего из уча­стков. При существенном удалении точки съемки от места проис­шествия применяют длиннофокусную оптику.

В наиболее простых случаях размещения объектов относительно друг друга для получения обзора обстановки применимо комбини­рование горизонтального и вертикального линейного панорамиро­вания. Примером может служить дорожно-транспортное происше­ствие на участке автомагистрали, проходящей по высокой насыпи, когда элементы обстановки находятся на обочине дороги, на скло­не насыпи и в ее основании.

Съемку ведут в направлении дороги как на автомагистрали, так и на склоне насыпи. Получаемые снимки в панораму не монтируют. Связующим между ними элементом является изображение пред­метов заднего плана.

В отдельных случаях обстановку таких мест происшествий фик­сируют способом ярусного (ступенчатого) панорамирования. При этом способе каждый элемент обстановки, расположенный на каж­дом уровне, фотографируют отдельно. Сложность изготовления ярусных панорам обусловлена подбором ориентиров, по которым совмещают изображения отдельных снимков.


Место происшествия — участок, обзор которого полностью либо частично затруднен. Это может быть местность, поросшая лесом, кустарником. Для обзорной и узловой съемки выбирают на­правления, с которых открывается максимально возможный обзор на фотографируемый участок, например, со стороны прогалины, просеки или тропинки. Желательно в кадр помещать предметы — ориентиры, обозначить центр места происшествия и его узловые элементы, закрытые неровностями почвы, высокой травой, кустар­ником, вехами с цифровыми обозначениями, что позволит впоследст­вии определить их положение на обзорных и узловых снимках.

При минимальном обзоре для получения общего вида места происшествия возможна лишь узловая съемка. В качестве обзор­ной съемки по возможности фотографируют границы участка, на котором расположено место происшествия.

Место происшествия представляет собой здание и прилегаю­щую к нему территорию. Ориентирующей съемкой фиксируют размещение здания на местности. Направление и расстояние под­бирают таким образом, чтобы отразить на снимках пути подхода к зданию, размещение предметов и следов на прилегающих к нему участках. Обзорная съемка на местности в некоторых случаях дуб­лирует ориентирующую и не проводится, а в помещениях здания обязательна. Причем каждая комната помещения представляет самостоятельный объект обзорной съемки.

Фотографирование в помещении. Помещение представляет собой замкнутое пространство. Его небольшие размеры часто не позволяют выбрать такие точки, съемка с которых позволила бы охватить большую часть обстановки. Расстояние до фотографи­руемых объектов увеличивают, размещая точки съемки у дверных и оконных проемов, у меньших стен в прямоугольном помещении или в одном из его углов. Создавая, таким образом, максимальный обзор обстановки, значительная часть пространства помещения все же не попадает в поле зрения объектива.

Как правило, обстановку в помещении отображают в виде от­дельных взаимосвязанных между собой фрагментов. Целостное представление о взаимном расположении предметов обстановки, следов, вещественных доказательств дают фотоснимки, получен­ные с двух и более направлений. Количество точек съемки, их по­ложение определяют вид помещения, его размеры и планировка, размещение оборудования, мебели и других предметов. При съем­ке с разных направлений в каждый кадр попадают предметы, рас­положенные в центре помещения, у середины стен. Они и являют-


ся теми ориентирами, по которым прослеживается связь между частями обстановки, отображенной на отдельных снимках (рис. 84).

1 1 ^    
  \
  •^
к"     . ^>о
  \ ■S ■ ^ □
\ □□




Е-__ -_

S^» L 1 |    
    fl
D □ 8?В а ■^1_ —и м>
ч п   п С?

Рос. 84. Обзорная съемка помещения: а — удлиненного с середины

двух противоположных сторон; б — удлиненного с середины

двух противоположных сторон способом круговой панорамы;

е — квадратного из углов помещения; г — г-образного


При обзорной съемке удлиненного помещения используют точ­ки, расположенные в середине его противоположных (меньших) стен. Если часть элементов съемки не попадает в кадр, применяют круговое панорамирование. Панораму составляют из двух кадров, охватывая смежные углы помещения. Обзорную съемку квадратно­го помещения ведут из его углов. Связующим элементом на таких снимках служит изображение предметов, находящихся в центре помещения, например стол, и в середине каждой из его сторон.

Сложные по планировке (Г-образные, Т-образные) коридоры и комнаты фотографируют, исходя из потребности передать на сним­ках все участки осматриваемого помещения и по ним проследить взаимосвязь между отдельными частями обстановки. При осмотре места происшествия в квартире каждое из нескольких помещений рассматривают в качестве отдельного объекта, подлежащего об­зорной съемке. Каждую из двух смежных комнат фотографируют, включая в кадр предметы обстановки из другой, например шкаф, стол и другие предметы, наблюдаемые через дверь в смежном по­мещении.

Обзорную съемку помещения, узловых его элементов облегчает использование широкоугольных объективов и панорамных фотоап­паратов. Они позволяют уменьшить объем проводимых фоторабот. Не следует забывать, однако, об особенностях их применения. Так, широкоугольные объективы изменяют на изображении размеры и расстояния между предметами, расположенными на переднем и заднем планах. Может искажаться и форма предметов, особенно по краям кадра.

Панорамные фотоаппараты типа «Горизонт» охватывают поле изображения с углом до 120°. Однако предметы, находящиеся в пределах 4-5 м от объектива и расположенные параллельно его фокальной плоскости, выглядят на снимках выпуклыми. Чтобы эти искажения уменьшить, протяженные предметы при съемке распо­лагают под углом к фокальной плоскости аппарата.

Освещение при фотографировании на местности. Осмотр мест происшествий проводят в любое время суток: днем, в утрен­ние и вечерние часы, а также ночью при естественном (солнечном) и искусственном (от ламп накаливания) освещении.


В дневное время наиболее приемлемо для ориентирующей, об­зорной и узловой съемки мест происшествий направленно-рассеян­ное освещение, когда солнце закрыто светлыми облаками. Доста­точно высокий контраст светотени, отсутствие глубоких теней и слишком ярких светов особенно благоприятно сказывается на вос­произведении элементов обстановки на улицах, в проходах между домами, арках мостов и т. п. Рассеянное освещение при пасмурной погоде создает невысокий интервал яркостей. Оно не способно пе­редать на снимках объемность предметов, их расположение в глу­бине пространства. Еще более ухудшают условия освещения мо­росящий дождь, снегопад, воздушная дымка или туман.

Для солнечного освещения в безоблачную погоду чаще харак­терно преобладание высокого светотеневого контраста, способст­вующего передаче объемных форм предметов, фактуры его мате­риала, пространственного расположения. Вместе с тем в теневых участках могут теряться важные детали обстановки мест происше­ствий.

Оптимальным для съемки на местах происшествий является дневное передне-боковое и боковое освещение. Оно пригодно для съемки как открытых участков местности, так и зданий, строений на фоне окружающего пространства. При фронтальном направлен­ном освещении контраст светотени невысок, поскольку фотографи­руемое пространство равномерно заполнено ярким солнечным све­том. Увеличивается светотеневой контраст при съемке в утренние и вечерние часы. Направленный под небольшими углами к поверх­ности свет, освещая вертикально расположенные участки, остав­ляет длинные тени от предметов обстановки, складок местности, которые часто маскируют существенные элементы обстановки мес­та происшествия. Следует избегать случаев съемки против света (при контровом освещении), поскольку на обращенных к фотока­мере теневой стороне элементах обстановки детали плохо разли­чимы, а иногда наблюдается лишь контур объектов. На поверхно­стях предметов, расположенных под углом к направлению съемки, могут появляться блики, что осложняет отображение элементов обстановки на снимках.

Фотографирование при сумеречном освещении. В утренние и вечерние часы из-за недостатка света обстановку места происше­ствия фотографируют при произвольных выдержках, используют высокочувствительные фотопленки, повышают чувствительность фотоматериалы, применяют источники дополнительного света.


Фотографирование в ночных условиях. Особо сложной и тру­доемкой является ориентирующая и обзорная съемка места про­исшествия в ночное время. Если обстановка мест происшествия не претерпевает изменений и остается неизменной после осмотра, то фотографирование целесообразно отложить до светлого времени суток. Этот факт обязательно отражается в протоколе осмотра. Съемка в ночное время обязательна, если в ближайшее время об­становка претерпевает изменения, например, при дорожно-транспортных происшествиях с изменением положения и состояния транспортных средств, положения трупа, с изменением погодных условий при дожде, снегопаде и т. п.

Возможности импульсных осветителей при ориентирующей и озорной съемке ночью весьма ограничены. Применимы здесь мощ­ные импульсные лампы с автономным питанием и выносным ис­точником света типа «Луч-70». И даже при их использовании уда­ленные элементы обстановки почти не освещаются и не воспроизводятся на снимках. Дополнительная обработка изобра­жений (маскирование, фильтрация деталей) в таких случаях не га­рантирует выявление необходимого объема информации. Удовле­творительные по качеству результаты дает прием съемки с перемещением импульсного осветителя на 7-10 метров в глубину пространства при произвольной выдержке (рис. 85 а).

В качестве дополнительных источников света при съемке мень­ших по площади участков используют переносные осветительные приборы прожекторного типа, например, фары автомобиля (рис. 85 б). Направление подсветки выбирают с учетом рельефа местности, размещения элементов обстановки, имеющегося количества осве­тителей. Наиболее важные детали обстановки нуждаются в допол­нительной подсветке.

Для освещения больших по площади участков местности могут быть использованы осветительные ракеты. Так, 30-мм реактивный осветительный патрон обеспечивает освещение участка на площа­ди радиусом до 100-120 м в течение 8-10 с. Запуск ракеты произво­дится с расстояния 100-200 м в сторону освещаемого участка под углом 40-45°. Экспонирование фотоматериала осуществляется при ручной выдержке в течение нескольких секунд при установленном на штативе фотоаппарате.



г"-" "]
_ _L. '----

а

Г\


Рис. 85. Приемы освещения мест происшествий:

а — импульсными источниками света;

б — сочетанием уличного фонаря, фар автомобиля

и софита прожекторного типа


Освещение при фотографировании в помещении. При

съемке в помещении, если позволяют условия, предпочтительнее использовать естественное освещение. Резкий солнечный свет, попадающий в помещение через окна, смягчают, прикрывая окна неплотными шторами, при условии, что это не изменяет обстановку места происшествия.

Некоторый недостаток света восполняется осветительными приборами, находящимися в помещении (потолочные и настенные осветители, настольные лампы, торшеры и др.). При существенном недостатке света применяют импульсные лампы или другие мощ­ные осветительные приборы.

Применение импульсных источников света значительно упро­щает проведение съемки при осмотре помещения. Вместе с тем, получаемое в ходе их эксплуатации освещение имеет существен­ные недостатки. Этот источник света, установленный на фотокаме­ре, создает фронтальное освещение с резкой светотенью: сторо­ны предметов, обращенные к фотокамере, ярко освещены, а на краевых участках образуются глубокие тени, перекрывающие изо­бражение расположенных позади предметов. На снимках теряется ощущение объемности предметов, изображение выглядит плоским, от близко расположенных к стенам предметов обстановки появля­ются на стенах резкие тени. Эти недостатки ослабляют или исклю­чают полностью, применяя для съемки передне-боковое или боко­вое освещение, т. е. устанавливая лампу осветителя справа или слева от фотокамеры. Тени от основного источника подсвечивают дополнительной выносной лампой, входящей в комплект некоторых импульсных осветителей, например, «Луч-70». Теневые участки объекта, особенно при съемке предметов, следов, можно подсве­чивать светом, отраженным от экранов, устанавливаемых вне поля зрения объектива фотокамеры. Контраст светотени от импульсных ламп и других мощных источников смягчают, направляя световой поток на светлые стены или потолок и освещая объект рассеянным светом. Коррекция экспозиции (значения диафрагмы) для импульс­ных ламп в этом случае составляет 1-2 значения в сторону увели­чения по отношению к определенной по калькулятору. При съемке удлиненных помещений, коридоров более равномерную освещен­ность получают, удаляя выносной осветитель в глубину фотогра­фируемого пространства на расстояние 10-15 метров от основного.

Наряду с импульсными источниками при съемке в помещениях используют и другие достаточно мощные осветительные приборы,


например, «Свет-500», «Свет-1000», «Свет-2000», «Марс 2000», «Кварц» и др.

Применяемые фотоматериалы. При фотографировании на месте происшествия применяют изопанхроматические фотомате­риалы. Это 35-мм фотопленки низкой, средней и высокой чувстви­тельности: ФН-32, ФН-64, ФН-125, ФН-250, НК-1, НК-2, НК-3, МЗ-3-35, тип-17 и др. Выбор фотоматериала зависит от условий осмотра, освещенности, контраста светотени.

При ярком солнечном свете предпочтение отдают пленкам низ­кой и средней чувствительности (32-64 ед. ГОСТа); в пасмурную дождливую погоду, в предвечернее время суток, наоборот, — вы­сокочувствительным (100-250 ед. ГОСТа).

При выборе фотоматериала учитывают, что фотопленки низкой чувствительности обладают большой фотографической широтой, меньшей контрастностью и, как правило, большей разрешающей способностью. Так, характерной особенностью съемки в ночное время является высокий контраст светотени. Поэтому для съемки пригодны только фотоматериалы с большой фотографической ши­ротой. Поэтому предпочтение отдают менее чувствительным плен­кам, с меньшим контрастом и большей фотографической широтой, а для их обработки используют мелкозернистые выравнивающие проявители.

Применение светофильтров. При фотографировании на мес­тах происшествий светофильтры применяют в следующих случаях:

— для устранения воздушной дымки, тумана, снижающих чет­кость форм предметов на средних и задних планах места происше­ствия с помощью желтых светофильтров. С повышением плотности дымки или тумана съемку ведут с более плотными желтыми све­тофильтрами или используют для съемки оранжевые;

— для исправления передачи цветовых оттенков объектов. Плотность попадающих в кадр участков небосвода при ориенти­рующей и обзорной съемке чрезмерно высока из-за повышенной чувствительности черно-белых фотоматериалов к сине-голубому излучению. Соответственно, передаваемое на снимках соотноше­ние тонов не соответствует яркостям зрительно воспринимаемых Цветовых оттенков объектов. В этих случаях рекомендуется прово­дить съемку с желтыми и желто-зелеными светофильтрами. Пер­вые ослабляют воздействие на фотоматериал сине-голубых лучей, вторые — дополнительно и красных, приближая передачу фотома­териалом цветовых оттенков к зрительному восприятию.


Для ориентировочной оценки цветовых оттенков на снимках це­лесообразно фотографировать объекты на черно-белые фотома­териалы дважды: со светофильтром и без светофильтра. Более надежна оценка оттенков цвета, если в кадр наряду с фотографи­руемыми предметами помещать цветную шкалу, например, ЦШ-3;

— для усиления плохо различимых окрашенных следов рук, обу­ви, выцветшей крови, выделений организма человека, масляных пятен, повышения четкости записей в документах, ослабления ме­шающей окраски фона, пользуясь при выборе светофильтров пра­вилами цветоразличительной фотографии. В зимнее время желтые светофильтры применяют также при направленном солнечном ос­вещении для повышения контраста следов обуви, транспортных средств на участках места происшествия, покрытых снегом;

— для ослабления бликов, возникающих при съемке частей зда­ний, зеркально отражающих свет, например, витрин магазинов, с помощью поляризационных светофильтров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: