в психологическом консультировании»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и функции переноса.

2. Работа с переносом.

3. Понятие, функции контрпереноса, работа с контрпереносом.

4. Понятие, признаки, источники сопротивления, методы работы с сопротивлением.

1. Перенос в психотерапии и консультировании рассматривается как особого рода восприятие консультанта клиентом, при кото­ром на консультанта проецируются определенные качества, чер­ты и стереотипы, свойственные тем значимым людям, кото­рые присутствовали в опыте клиента, а также любые чувства, которые клиент испытывает или испытывал к ним Перенос имеет следующие специфические черты и особенности:

• клиент наделяет консультанта, психотерапевта характеристи­ками значимых других и ведет себя с консультантом так, как бы он вел себя со значимыми в его жизни людьми;

• в отношениях с консультантом происходит повторение тех чувств и установок, которые были привычны для клиента в от­ношениях со значимыми людьми в его прошлом опыте;

• в результате переноса у клиента формируются определенные ожидания в отношении поведения терапевта, основанные на стереотипах поведения того значимого для клиента человека, качествами которого был наделен терапевт;

перенос имеет качество несоответствия, он ошибочен, так как клиент представляет консультанта не адекватно, наделяя его теми чертами и качествами, которые ему не, соответствуют, а свойственны другим людям в других обстоятельствах и времени;

перенос может быть:

негативным, когда клиент проецирует на консультанта чувство враждебности, агрессии и т. п.;

позитивным, когда проецируются чувства любви, зависимости и т. п.;

• перенос всегда имеет бессознательную природу, то есть клиент может осознавать те чувства, которые он испытывает к кон­сультанту, но не понимать их истинной природы и источника возникновения;

основа для возникновения переноса — прошлые неразрешенные конфликты со значимыми другими:

в узком смысле, исходя из психоаналитической точки зрения на феномен переноса (трансфера), этими другими являются родите­ли и неразрешенные конфликты рассматриваются как детские;

в широком смысле не только детский, но и взрослый опыт кли­ента может формировать отношения переноса, и источником этого может быть конфликт или отношение к значимому взрос­лому, например мужу, жене, ребенку, коллеге по работе и т. п.

Перенос имеет очень большое значение для психологического консультирования и психотерапии. Работа консультанта с яв­лением переноса имеет следующие функции:

• позволяет проникнуть в глубинные конфликты личности клиен­та, основанные на его раннем опыте, и проследить взаимосвязь этих прошлых конфликтов с поведением, которое демонстриру­ет клиент в настоящем;

• анализ и работа с переносом помогают клиенту осознать истинные причины своего поведения или конфликтов, которые его беспокоят, механизмов защиты, которые он использует для адаптации к реальности, а также неэффективность того поведе­ния, которое осуществлялось им до сих пор;

• терапевтический анализ переноса помогает клиенту прорабо­тать и завершить ситуации и конфликты из прошлого, отка­заться от своих проекций в отношении консультанта и воспри­нимать его реально и, следовательно, стать менее зависимым, формируя в себе черты зрелости;

негативный перенос может помочь осознать клиенту, что он свободен в выражении собственных ранее подавляемых негатив­ных чувств, а это является уникальным переживанием, снижающим его тревожность;

• интерпретация переноса может способствовать возникновению у клиента инсайта.

2. В процессе консультирования психолог может осуществлять работу с переносом клиента. Это придает консультированию терапевтический оттенок, поэтому консультант должен уметь обращаться с таким явлением, как перенос. Существуют следующие способы работы с переносом.

демонстрация консультантом понимания по отношению к клиенту, что позволяет последнему прожить свои чувства и завер­шить переживания, связанные с ними;

• использование консультантом уточняющих, проясняющих вопро­сов, для того чтобы самому понять степень и качество наблю­даемого переноса и помочь клиенту осознать особенности своего поведения и чувства по отношению к консультанту, то есть под­вести клиента к самостоятельному интерпретированию своих чувств и установок;

отражение консультантом чувств клиента;

интерпретация консультантом наблюдаемых явлений в поведе­нии клиента, связанных с переносом, и в этом случае целью интерпретации переноса должно стать указание клиенту на связь между его предшествующим опытом межличностных отношений и нынешними затруднениями, а также заверение клиента в том, что испытываемые им чувства и их регулирование являются частью процесса;

• уделять больше внимания вопросу "что?", а не вопросу "почему?', минимизируя рациональность и ориентируясь на работу с чувствами клиента, а не его интеллектуализациями;

направление клиента к другому специалисту-психотерапевту, в случае если уровень и глубина затрагиваемых проблем не соот­ветствуют выдвинутым ранее целям консультирования и выходят за пределы компетентности и ответственности консультанта.

Иногда консультанту не следует слишком углубляться в анализ и проработку переноса клиента. Существуют следующие огра­ничения на работу с переносом:

• у клиента искажено восприятие реальности;

временные ограничения консультирования, например кратко­срочное консультирование, не дают возможности детально проработать явление переноса;

• у консультанта и клиента не выстроены нормальные рабочие от­ношения, когда не налажен контакт, когда нарушен или недос­таточно безопасен терапевтический климат и т. п.;

у клиента недостаточно внутренних ресурсов для работы с та­кими сопутствующими переносу явлениями, как тревога и фрустрация;

цели консультирования ситуативны и не предполагают работы с глубинными слоями личности, к которым принадлежит явление переноса, а ставят перед консультантом задачу научить клиента приспособлению к актуальным, текущим жизненным пробле­мам и ситуациям;

консультант по разным причинам не чувствует личной готовно­сти и способности работать с переносом клиента.

3. Контрперенос представляет собой ответные чувства консуль­танта по отношению к клиенту. Контрперенос можно опреде­лить как эмоциональные и поведенческие реакции терапевта, консультанта, возникающие в результате проецирования им сво­их проблем на проблемы клиента, и это проецирование может быть связано или не связано с переносом клиента. Причинами контрпереноса могут быть:

тревожность консультанта, которая была активизирована в результате предъявленной клиентом проблемы и может быть трех видов:

1. тревожность, связанная с непроработанными личностными проблемами самого консультанта;

2. тревожность, вызванная ситуационным напряжением;

3. тревожность, являющаяся эмпатической реакцией консультанта на проблематику клиента и взаимопроникновение их чувств;

реакция защиты, вызванная тематикой беседы или личными страхами консультанта;

стремление консультанта к формированию у клиента "правиль­ной" жизненной позиции и системы ценностей, уверенность в том, что консультант знает, как надо вести себя в той или иной ситуации.

Консультант обязан следить за своими контртрансферными чув­ствами и уметь их понимать. Исходя из того, что замечает и осознает консультант по поводу своих чувств и эмоций, он может определить у себя наличие или отсутствие контрперено­са. Существуют следующие признаки наличия у консультанта контрпереноса:

внешние проявления:

скука;

• сонливость;

невнимательность;

• физическая зажатость во время консультативной встречи с клиентом;

сознательное отрицание консультантом факта своей тревожно­сти, успокоение себя тем, что он не чувствует тревожности, хотя должен;

слишком сильное проявление заботы по отношению к клиенту, слишком сильное переживание его проблем;

бессознательное использование для интерпретации определенных материалов, фактов и чувств клиента и недоумение по поводу своего выбора впоследствии;

осознание своего отрицания, невнимательности или поверхност­ного отношения к определенным чувствам клиента;

проявление необоснованной антипатии или симпатии по отно­шению к клиентам;

осознание отсутствия своей эмоциональной реакции на глубокие чувства клиента, ощущение безразличия к клиенту в опреде­ленные моменты консультирования;

неадекватная реакция на критику или проявление самостоятельности со стороны клиента, возникновение желания спорить

или демонстрировать другие формы защиты;

оценка клиента как "лучшего" или "худшего" в своей практике;

воображаемое общение с клиентом вне консультативного про­странства, присутствие клиента в снах консультанта;

• частый выход за временные рамки консультирования с конкрет­ным клиентом;

• проявление чрезмерной активности и постоянное интерпрети­рование клиента;

• постоянное стремление давать советы клиенту о том, как ему следует поступить в той или иной ситуации, с использованием высказываний типа "Я бы на вашем месте".

Функиии контрпереноса:

оповещает консультанта о наличии у него непроработанных личностных проблем, которые могут серьезно повли­ять на результаты консультирования того клиента, который спровоцировал возникновение контрпереноса;

помогает консультанту через свои внутренние пере­живания прочувствовать и понять, какое влияние оказывает поведение клиента на него и на других людей, с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот материал для терапевтической работы с данным клиентом.

В случае осознавания консультантом негативного влияния его контртрансферных чувств на процесс консультирования кон­сультант обязан прорабатывать и регулировать эти чувства. Существуют следующие способы регулирования и контроля кон­сультантом своих контртрансферных чувств:

обнаружение источников чувств, то есть консультант должен ответить на вопрос, почему у него возникли те или иные чувства, мысли, действия, например почему клиенту был задан тот или иной вопрос или почему консультант слишком сильно подбад­ривает или, наоборот, фрустрирует клиента;

прохождение супервизии, то есть обращение к коллеге за про­фессиональными рекомендациями и консультацией с иелью:

• анализа и проработки своих внутренних конфликтов, вызванных действиями клиента;

профессионального анализа своих действий по отношению к конкретному клиенту другим специалистом и получения реко­мендаций;

переадресация клиента другому специалисту;

обсуждение своих действий с клиентом, когда консультант объ­ясняет то или иной свое поведение с целью прояснить ситуа­цию и не вызвать у клиента ненужной тревоги и недоверия к консультанту;

личностное развитие консультанта, то есть анализ им своих контртрансферных чувств и дальнейшая их проработка как са­мостоятельно, так и на личной терапии.

4. Понятие сопротивления было привнесено в психологическое консультирование из психоаналитической психотерапии, где под со­противлением понимается защитный механизм личности, обеспечивающий подсознательное противодействие клиента переводу бессознательного материала в область сознания. В психо­логическом консультировании сопротивление определяется как такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает труд­ным или невозможным достижение целей консультирования. Существуют некоторые отличия в понимании феномена сопро­тивления в психотерапии и в психологическом консультировании:

в психотерапии сопротивление понимается как объект работы психотерапевта, цель которого — раскрытие и глубокий анализ сопротивления клиента и использование этого феномена для те­рапевтического воздействия и помощи клиенту в решении его глубинных проблем и конфликтов;

в консультировании сопротивление понимается как препятст­вие для осуществления целей консультирования, и задача кон­сультанта — ослабление этого феномена.

Сопротивление имеет следующие характерные особенности:

• является специфической защитной формой переноса;

• имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;

амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и сопротивляется ей;

выполняет защитную функцию для личности клиента. Сопротивление имеет следующие положительные функиии:

• служит основой для диагностических заключений и позволяет кон­сультанту делать прогнозы относительно исхода консультирова­ния, так как обнаружение сопротивления — это первый шаг к ис­пользованию его в терапевтической работе с клиентом;

является защитным механизмом, помогающим адаптации клиен­та к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адапти­роваться;

сигнал к прекращению консультирования или приостановлению консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.

Сопротивление возникает как реакция клиента на ощущение психологической опасности, источником которой может быть сам консультант, тема беседы, предложенное упражнение или задание или какая-либо ситуация, возникшая внутри консуль­тационного пространства. Сопротивление может иметь следующие источники возникновения:

внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в част­ности из таких ее проявлений, как:

1. склонность к проявлению тревожности как защитного механиз­ма, оберегающего индивида от болезненного анализа элемен­тов поведения или структуры личности;

2. страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления;

3. использование личностью своего "фасада", то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи;

4. "тревожное предугадывание", когда клиент встревожен и напу­ган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, напри­мер к их осуществлению;

внешние, которые детерминируют проявление сопротивления как реакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно:

1. поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций,

2. ситуации консультирования в целом и т. п.;

3. внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает кон­сультант;

4. общего физического и психического самочувствия, серьезных бо­лезней, усталости клиента;

психотические, то есть источником сопротивления является психоз, и от него зависит и характер сопротивления. Например, у шизофреника сопротивление проявляется через галлюцинации, негативизм и тотальное молчание, а невротик демонстрирует сопротивление с помощью излишней детализации, споров, раз­дражительности в процессе консультативной встречи.

Важной профессиональной чертой и умением психолога-консультанта является его умение распознавать и правильно управлять сопротивлением клиента. Существует следующая классификаиия признаков сопротивления:

негативные способы проявления сопротивления, которые клиент демонстрирует в своем поведении и среди которых выделяются:

1. критика и выражение клиентом недовольства результатами кон­сультирования;

2. невнимательность клиента, непонимание слов консультанта, инертность, сильно выраженное отсутствие интереса к процессу;

3. опоздания и пропуски клиентом консультаций;

4. активные интеллектуализации с употреблением множества спе­циальной терминологии, высказывание своего негативного от­ношения к психологии вообще;

5. предъявление неразумных требований к консультанту;

6. скептицизм по отношению к предлагаемым консультантом ин­терпретациям, к результатам консультирования в целом;

7. склонность к постоянным спорам с консультантом;

8. отказ от беседы, отказ от встречи;

нейтральные способы поведения клиента, среди которых можно выделить:

1. однозначное согласие с любым высказыванием консультанта;

2. эмоциональная невовлеченность в беседу;

3. неуместный юмор, смех, шутки;

4. излишнее стремление и готовность помочь консультанту;

5. длительные и непродуктивные беседы на философские темы, разговор ни о чем в течение всей встречи;

6. излишняя говорливость или, наоборот, постоянное молчание;

7. отсутствие рабочего настроения во время встречи;

8. требования сверхурочного времени для встреч, затягивание встреч;

9. интерес к личной жизни консультанта.

Снижение сопротивления важнейшая задача в работе психолога, так как от уровня сопротивления клиента зависит резуль­тативность всего процесса консультирования, поэтому консуль­тант должен уметь обращаться с этим феноменом. У каждого консультанта в процессе своей практики вырабатываются ин­дивидуальные техники и способы работы с сопротивлением клиента. Любой клиент уникален, и консультант должен уметь быть гибким и использовать широкий набор техник и методов работы с сопротивлением каждого конкретного клиента. Все же существует ряд универсальных способов обхождения с сопро­тивлением клиента:

осознание причин сопротивления клиента, то есть консультант должен уметь осознавать возможные внешние причины сопро­тивления клиента, которые могут быть вызваны методами и действиями самого консультанта;

пренебрежение проявлением сопротивления, то есть консультант замечает наличие у клиента сопротивления, но в первую оче­редь оценивает уровень этого сопротивления и, игнорируя симптомы, остается внимательным по отношению к его динамике, а также пытается определить, как функционирует система за­щиты клиента;

уменьшение эмоционального влияния беседы через смещение акцентов на рациональном уровне диалога, например анализ ре­зультатов тестов;

снижение темпа консультативного процесса за счет изменения его невербальных составляющих, нейтральных сопутствующих дел, например курения или чаепития;

юмор, шутка, но это необходимо делать осторожно и использо­вать нейтральные темы, чтобы не усилить сопротивления кли­ента, так как неуместная шутка может задеть клиента, пока­зать его в своих глазах в невыгодном свете и т. п.;

поддержка и выражение принятия;

временное отвлечение от болезненной темы с последующим воз­вращением к ее обсуждению с помощью смены "знака" чувств у клиента или обращением к интеллектуализации;

отражение консультантом чувств клиента, которые были вы­званы его сопротивлением, например чувства вины, и этот ме­тод подходит для работы на ранних стадиях консультирования;

прямые манипуляции, применяемые консультантом в ситуации, когда клиент осознает свое сопротивление, при условии хорошо налаженного контакта между консультантом и клиентом и на более поздних этапах терапевтического процесса;

интерпретация сопротивления, применяемая также на поздних стадиях консультирования и предполагающая прямое объяснение консультантом факта и причин сопротивления клиента и имеющая целью принятие клиентом своего сопротивления и выработку толерантности к воздействиям консультанта;

направление к другому специалисту, если консультант не чувст­вует личной готовности к работе с таким глубоким личност­ным уровнем клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: