Специфика психологического консультирования

1. Специфика, цель и задачи психологического консультирования

Психологическое консультирование является особым видом деятельности практического психолога. По мнению Р. С. Немова, Ю. Е. Алешиной, Г. С. Панка, В. М. Федорчука и др., психологическое консультирование существенно отличается от индивидуальной и групповой психотерапии, психокоррекции и одновременно связано со всеми видами деятельности практического психолога.

Сущность психологического консультирования заключается в предоставлении специалистом-психологом на основе специальных профессионально-научных знаний непосредственной психологической помощи через создание условий, при которых клиент открывает (осознает) новые возможности в решении своих психологических проблем.

Психологическое консультирование отличается от других видов деятельности практического психолога рядом особенностей.

В частности, психологическое консультирование носит кратковременный и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента, тогда как различные методики психотерапии рассчитаны на длительный период работы с клиентом.

Если психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных проблем личности.

При проведении психологического консультирования психолог-консультант дает советы клиенту, но их практическая реализация является делом клиента. При психотерапии же активные действия, направленные на преодоление проблем клиента, осуществляет психолог, а клиент лишь реагирует на них, или воспринимает эти воздействия. При психокоррекции, которая связана с психологическим консультированием, основная работа зачастую проводится клиентом самостоятельно при отсутствии психолога или без прямого и постоянного взаимодействия с ним.

Психодиагностика рассматривается как составляющая консультирования. Психодиагностика в консультировании опирается на результаты непосредственного наблюдения за клиентом, обобщение полученных данных. Осуществляется психодиагностика в начале консультирования без применения специальных психологических тестов и требует значительно меньше времени, чем при психокоррекции.

Целью психологического консультирования является помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений с окружающим миром, оценке своих проблем и в поиске альтернативных вариантов их преодоления.

Эта цель реализуется через решение следующих основных задач (по Р.С.Немову):

Конкретизация (выяснение) проблемы, с которой встретился клиент. Эта задача заключается в выслушивании клиента, наблюдении за ним. Применяя специальные приемы выслушивания консультант приходит к выводу о том, в чем состоит проблема клиента.

Информирование клиента о сущности возникшей у клиента проблемы, о реальной степени ее серьезности. То есть консультант не только аргументированно объясняет клиенту, в чем заключается его проблема, но и объясняет, почему эта проблема возникла и как ее можно практически решить.

Изучение психологом-консультантом личности клиента. Такое изучение позволяет выяснить, насколько полно и глубоко понимает клиент свои проблемы и насколько готов к их решению.

Четкая формулировка советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как лучше решить проблему. При этом учитываются индивидуальные особенности клиента и специфика понимания проблемы психологом. Советы и рекомендации должны быть простыми, короткими и понятными клиенту, а также пригодными для выполнения в реальных условиях жизни клиента и с соответствующим контролем с его стороны.

Не всегда клиент может сразу и с расчетом на успех перейти к реализации советов и рекомендаций, полученных от психолога. Иногда из-за неопытности и неумения клиент допускает ошибки и нуждается в оперативной помощи со стороны психолога. Поэтому задачей психолога-консультанта является оказание помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых тогда, когда он уже начал решения проблемы.

Если по тем или иным причинам клиент отказывается от выполнения советов и рекомендаций, которые предоставляет психолог, то последний не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования, а лишь за правильность данных рекомендаций.

Обучение клиента тому, как лучше избежать в будущем подобных проблем. Это, в частности, одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы клиент самостоятельно мог предупреждать повторное возникновение подобной проблемы.

В ходе психологического консультирования происходит также психолого-просветительское информирование клиента. Оно заключается в передаче клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, овладение и правильное применение которых возможно без специальной психологической подготовки.

Критерием эффективности психологического консультирования, по мнению Г. С. Абрамовой, является появление у другого человека (клиента) новых переживаний по поводу своей проблемы.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.

Выделяют следующие виды психологического консультирования:

Интимно-личностное консультирование;

Семейное консультирование;

Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;

Деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.

Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.

Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают:

Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;

Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;

Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;

Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года.

Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.

Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта — это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».

4. Интервью как основной метод психологического консультирования

Основным методом психологического консультирования, по Г. С. Абрамовой, является интервью. Интервью — это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента. Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение к различным свойствам его психической реальности. Интервью предлагает осуществление влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека.

Обычно описывают пошаговую модель интервью:

1 шаг — «Привет» — стадия интервью, на которой происходит структурирование, достижение взаимопонимания. Продолжается первая стадия от нескольких секунд до десяти минут и завершается достижением между клиентом и психологом соответствии позиций. На этой стадии психолог демонстрирует клиенту свою позицию во взаимодействии.

Консультант по отношению к клиенту может занимать такие позиции:

— Позиция «над клиентом», когда мудрый, опытный, сильный консультант протягивает руку помощи слабому, дезадаптированному, неопытному клиенту;

— Позиция «на равных», когда исчезла дистанция между консультантом и клиентом, консультирование принимает форму обыденного разговора;

— Позиция «советника», при которой консультант выступает в роли лица более компетентного в проблеме клиента и помогает ему разобраться в ней.

Последняя позиция консультанта является наиболее эффективной. Она соответствует указанным принципам и характеризуется отсутствием оценок, отказом от прямого воспитательного давления, созданием атмосферы доверия, сочувствия и доброжелательности.

В процессе консультирования позиция психолога может изменяться.

2 шаг — «В чем проблема?». Эта стадия интервью начинается со сбора информации о контексте темы, происходит выделение проблемы, решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей другого человека.

3 шаг — «Чего вы хотите достичь?». На этой стадии психолог квалифицирует запрос клиента, ориентируясь на строение его психической реальности и ее возможную модальность. Происходит формулирование проблемы для клиента и определение вектора желаемых изменений в проблеме клиента.

4 шаг — «Что еще можно сделать?». Это стадия, на которой происходит поиск альтернативных решений.

5 шаг — «Будете ли вы это делать?» заключается в обобщении всех предыдущих шагов и в переходе от обучения к действию. Психолог прилагает усилия для изменения мыслей, действий и чувств клиента в его повседневной жизни, вне ситуации интервью.

2. 36. Основные психотерапевтические подходы и технологии

Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем. Общая цель психотерапии - помощь пациентам изменить свое мышл. и повед. т.о, чтобы стать более счастл-ми и продуктив.. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач: 1. терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы; 2. устраняет эмоциональный дискомфорт; 3. поощряет свободное выражение чувств; 4. обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы.

Основные психотерапевтические подходы:

Психодинамический подход: последователи подхода утверждают, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознат-ми психич-ми процессами. Основы подхода заложены Фрейдом. Личность, состоит из 3 компонентов. 1 – Ид (оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания, с к.т. люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и Танатос – инстинкт смерти. Ид ищет немедленного удовл-я, невзирая на соц. нормы или права и чувства других. 2-й компонент – Эго (я). Это – разум. Эго ищет пути удовл-я инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго пытается удовл-ть потреб-ти, защитив при этом чел от физич-го и эмоц-го ущерба. 3-й компонент – Суперэго. Этот компонент развив-ся в процессе воспит-я как результат интернализации родительских и соц-х ценностей.

Некоторые из разновидностей менее фокусированы на Ид, бессознательном. Сюда входит прежде всего аналитическая психология Карла Юнга. Он полагал, что каждый чел. имеет не только личное, но и колл-е бессознательное, в к.т. хранятся все образы и идеи, которые человеческая раса накопила со времени ее эволюции. Некоторые из этих образцов называются архетипами (эго, персона, тень, анима или анимус, и самость), потому что они состоят из классических образов или концепций. Более зловещий архетип – тень (подобный фрейдовскому представлению об Ид); он включает самые древние инстинкты. Юнг считал, что тень ответственна за такие понятия, как «грех» и «дьявол». Альфред Адлер (индивидуальная психология), подчеркивал роль врожденных соц-х побуждений в формир-и личности. Он отталкивался от предпол-я, что чел рождается в беспомощном, зависимом состоянии, которое создает чувства неполноценности. Эти негативные чувства, соединенные с природным желанием стать полноправным членом общества, являются стимулом для развития личности. Он называл этот процесс стремлением к превосходству, под которым понимал стремление к самоосуществлению. Если чувства неполноценности очень сильны, то они могут мотивировать человека к компенсации своей неполноценности. Это он назвал комплексом неполноценности. Теоретики неофрейдизма (Карен Хорни) считали, что, как только биологич-е потребности удовлетвор-ся, влиятельными для формир-я личности становятся попытки в удовлетворении социальных потребностей – защите, безопасности, принятии. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди чувствуют сильный дискомфорт и стремятся решить проблему, используя других людей. Стратегии, используемые людьми для этого, такие как стремление к преобладанию над др. или зависимость от др., формируют личность.

Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход

Поведенческая терапия. Поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Когнитивная психотерапия. Создатель - Аарон Бек. Суть направления в том, что все проблемы создаются негативным мышлением. Когнитивно-поведенческие терапевты признают, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире. Они не интересуются прошлым или причинами невротических расстройств. Они говорят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению.

Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. Сторонники этого подхода убеждены, что поведение чел детерминирует его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Наиболее известными из форм феноменологической терапии являются «клиент-центрированная терапия» Карла Роджерса. Фундаментом лечения Роджерса является создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями («триада Роджерса»):

1. Безусловное позитивное отношение. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как чел. и доверяет его способности изменяться. Готовность слушать клиента, и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки. 2. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. 3. Конгруэнтность – это согласов-ть м/у тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта и эмпатия являются настоящими, а не поддельными.

Другой крупный представитель гуманистической терапии - Абрахам Маслоу. В основу своего подхода положил такие понятия, как личностный рост и развитие. Утверждает, что в чел. изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п. Основу его учения составляет теория самоактуализации. Гештальт-терапия. Свое название унаследовала от немецкого слова Gestalt, что означало "образ". Задача этой психотерапевтической методики состоит в том, чтобы вернуть чел его целостность, нарушенную внешними воздействиями и возникшими по этому поводу переживаниями. Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике применил Фритц Перлз. Для объяснения чел. повед-я он использовал идеи гештальтпсих., такие как концепцию динамики фигуры и фона. В качестве фигуры может быть желание. Как только оно выполняется, гештальт завершается, отодвигается на задний план, уступая место новому. В случаях, когда потребность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место др. Такая неотреагированная потребность, становится причиной многих незаверш-х проблем. Экзистенциональная психотер-я сосредоточена на жизни чел. в неразрывной связи с миром и другими людьми. По мнению В. Франкла, главное стремление человека - найти или понять смысл своего существования. Если это сделать не удается, то чел. ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум Он считает, что не чел ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед чел, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а делами. Главным в концепции Э,Фромма является понимание личности как совокупности унаследованных и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида, которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным. В его теории широко рассматрся такое понятие, как свобода. Он считает, что чел по прир своей стремится быть свободным, но, с др стороны, тяготится этой свободой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: