Позиция родителей детей с нарушенным зрением

Рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими роди­телями — прогнозируемое событие и воспринимается с пони­манием. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых ро­дителей возникает иная психологическая обстановка. Состоя­ние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как бу­дет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка, родителям не ясна перспектива его психи­ческого развития. Родители слепого ребенка нередко испыты­вают чувство вины, что отрицательно отражается на их психи­ческом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, рев­ниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, зна­комых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отно­шению к незрячему ребенку. Родители не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что от них потре­буется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. Но зато и радость будет сильнее, ощутимее. Тифлопе­дагоги знают, что при правильном воспитании слепой ребе­нок может достигнуть высокого уровня физического и духов­ного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать известным музыкантом, пев­цом, ученым.

Особенно важными являются первые три года жизни ребен­ка, когда родители могут оказать решающее воздействие на раз­витие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противо­стоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стерео­типных движениях.

Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего дет­ства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же вре­мя не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по разви­тию и зависит от окружающих.

Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными (СМ. Хорош, 1991г.).

Адекватным считается такое отношение, при котором ребе­нок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд осо­бенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей при­мириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье усло­вий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.

Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, обижен­ное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребе­нок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируются навыки самообслу­живания, усугубляется задержка развития предметной деятель­ности, характерная для глубоких нарушений зрения, недоста­точно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.

Неадекватной и неблагоприятной для психического разви­тия ребенка является такая позиция родителей, когда с недо­статком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребе­нок. Произошла роковая ошибка, и она не обязана расплачи­ваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Она психологически отвергает ребенка, мало с ним занимается и старается отдать его на воспитание родственникам или дру­гим лицам.

Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребенку, когда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном от­ношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Чаще подобную позицию занимают родители слепых детей, имеющих нарушения интеллекта. Настаивая на отсут­ствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сфе­ры, родители создают ему неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказы­вается на формировании его личности.

Последняя из позиций родителей по отношению к незряче­му ребенку предполагает непринятие как недостатка, так и са­мого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка.

Нередко мать и отец занимают разные позиции по отноше­нию к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду.

Почва для конфликтной ситуации в семье особенно легко со­здается и тогда, когда у ребенка кроме слепоты имеются нару­шения со стороны интеллектуальной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: