Прохождение через Суэцкий канал

Режим судоходства по каналу определен конвенцией, заключенной в Константинополе в 1888 г. между Россией, Англией, Германией, Австро-Венгрией, Францией, Италией, Испанией, Турцией и Голландией. Впоследствии к конвенции присоединились Греция, Португалия, Швеция, Норвегия, Дания, Япония и Китай.

Конвенция объявила Суэцкий канал свободным и открытым для судоходства как в мирное, так и в военное время для всех торговых и военных судов без различия флага. Блокада канала признавалась недопустимой. Конвенцией предусматривалось, что и в военное время корабли воюющих государств могут свободно проходить через канал. Им воспрещается только вести военные действия в канале, в портах при выходе и в водах, прилегающих к этим портам на расстоянии 3 миль, которые могут затруднить свободное судоходство.

Длительное время Суэцким каналом распоряжалась «Всеобщая компания морского Суэцкого канала», которая состояла главным образом из представителей англо-французского капитала и использовала канал для своего обогащения, для вмешательства во внутренние дела Египта и дискриминации прав других государств -- пользователей каналом.

Коренные изменения в правовом статусе Суэцкого канала произошли лишь после того, как египетское правительство, исходя из своих суверенных прав, при полной поддержке народа приняло решение о национализации Суэцкого канала.

Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы государства, по территории которого проложен канал, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-либо дискриминации сборов. Такой режим фиксируется в соответствующих международных договорах.

К их числу относится Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888г., которая провозгласила свободное пользование морским Суэцким каналом «на все времена и для всех государств» (преамбула).

Согласно ст. 1 вышеуказанной конвенции морской Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага.

Ввиду сего стороны конвенции обязуются ни в чем не нарушать свободного пользования каналом, как в военное, так и в мирное время. К каналу никогда не будет применяемо право блокады. При этом державы обязуются ни в чем не нарушать обеспеченность этого канала и его разветвлений. Никакие попытки, имеющие целью разрушить неприкосновенность канала, согласно конвенции не допускаются.

Морской канал остается открытым в военное время для свободного прохода даже военных судов воюющих сторон, то Высокие Договаривающиеся Стороны постановляют по взаимному соглашению, что никакие действия, допускаемые войной, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по Каналу, не будут допускаемы в Канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов, даже в том случае, если бы Оттоманская Империя была одною из воюющих сторон.

Военные суда воюющих сторон будут иметь право снабжаться в канале и во входных портах провиантом и запасами лишь в пределах строгой необходимости. Проход означенных судов по каналу будет совершаться в самый короткий срок, сообразно действующим правилам, и без всяких остановок, за исключением тех, кои будут вызываемы потребностями службы. Срок пребывания судов в Порт-Саиде и на Суэцком рейде не должен превышать 24 часа, за исключением случаев вынужденной остановки.

В военное время воюющие государства не могут ни высаживать, ни принимать на суда в канале и его входных портах войск, снарядов и военных принадлежностей. Но если встретится в канале случайное препятствие, можно будет принимать и высаживать во входных портах войска, разделенные на группы, численностью не более 1000 человек каждая, с соответственными количествами предметов военного снаряжения.

Договаривающиеся стороны, в видах применения принципа равенства во всем, что касается пользования каналом, каковой принцип составляет одну из основ настоящей конвенции, постановили, что ни одна из них не будет домогаться территориальных или коммерческих преимуществ, ни привилегий в международных соглашениях, кои могут состояться относительно канала. При всем том права Турции как территориальной державы остаются неприкосновенными.

Национализировав «Всеобщую компанию морского Суэцкого канала», правительство ОАР в меморандуме от 18 марта 1957г. и последующей декларации заявило о полном соблюдении Конвенции 1888г.

Таким образом, современный режим судоходства по Суэцкому каналу регламентируется многосторонней Константинопольской конвенцией 1888г. и законодательными актами Объединенной Арабской Республики.

В Декларации о Суэцком канале от 24 апреля 1957г. египетское правительство обязалось обеспечивать свободное и непрерывное судоходство для всех стран в соответствии с положениями Конвенции 1888г. В Декларации подчеркивается, что канал будет эксплуатироваться и управляться автономной Администрацией Суэцкого канала, созданной правительством Египта 26 июля 1956г. Сборы за проход судов по каналу должны вноситься на счет египетской Администрации Суэцкого канала. При Администрации канала создан фонд, в который вносится 25% всех валовых поступлений для финансирования капитальных работ и дальнейшего улучшения канала.

Декларация предусматривает издание кодекса, который будет являться сводом законов, регламентирующих мореплавание на всей трассе канала. Администрация Суэцкого канала не должна отдавать предпочтение какому-либо судну, компании или чьей-либо стороне по сравнению с другими судами, компаниями или сторонами.

В законе правительства Египта от 10 июля 1957г. об Организации Суэцкого канала указывается, что эта Организация является самостоятельным юридическим лицом, имеет административный совет и другие подчиненные ей органы. На нее возлагается ведение всех дел, связанных с Суэцким каналом, его управлением, эксплуатацией, содержанием и улучшением. Организация взимает сборы за проход, лоцманскую службу, буксировку и другие услуги во время навигации через канал в соответствии с законами и правилами.

Президент республики назначает и смещает членов административного совета Организации Суэцкого канала, уполномоченных администраторов и генерального директора.

Для прохода через Суэцкий канал все суда обязаны брать лоцмана.

Для прохождения канала невоенными судами необходимо, кроме того, получить мерительное свидетельство, сообщить принадлежность судна, фамилию капитана, порт отправления и порт назначения, осадку судна, представить список пассажиров и экипажа.

Военные корабли проходят через Суэцкий канал свободно и без предуведомления правительства ОАР дипломатическим путем.

За 48 ч. до подхода к каналу военно-морские власти ОАР ставятся в известность для отдачи воинских почестей (через консульство). За 24ч о подходе кораблей извещается Администрация канала, а при входе корабля в порт -- таможня, портовая полиция и служба портов и маяков.

Особых правил, строго регламентирующих плавание военных кораблей по каналу, нет. Военные корабли подчиняются обычным правилам лишь в том объеме, который по усмотрению командира корабля не ведет к разглашению военных секретов.

Обязательны требования об оплате сборов за проход через канал, о приеме на борт прожектористов и лоцмана, а также технические правила движения по каналу. При проходе по каналу боевых кораблей и вспомогательных судов предъявлять какие-либо документы, за исключением сведений о водоизмещении и размерах корабля, не требуется.

При первом проходе боевых кораблей тоннаж их определяется службой транзита путем обмера или на основании заявленных капитаном и подтвержденных письменно размеров корабля.

Сбор за проход боевых кораблей взимается из расчета 34 египетских пиастра за тонну нетто-тоннажа. Вспомогательные суда, идущие с войсками или грузами, платят по 34 пиастра за тонну, а в балласте-- 15,5 пиастра. Их тоннаж определяется так же, как и боевых кораблей.

Сборы за проход через канал могут быть оплачены после прохода военного корабля под гарантию консула, а не заранее, как это требуется от торговых судов. Как правило, проводку военных кораблей водоизмещением свыше 2500 г осуществляют лоцманы той нации, под флагом которой плавают корабли, а при проводке меньших кораблей правило выполняется лишь по требованию командира корабля.

Военные корабли с конвоями пропускаются в канал в первую очередь и следуют во главе конвоя, если прибывают ко времени формирования конвоя, или в конце, если конвой уже начал движение.

Чтобы ускорить и облегчить оформление документов на проход судов

Суэцким каналом в определенном караване, рекомендуется за 24ч до прибытия сообщать по радио Администрации Суэцкого канала, следующие сведения:

1) полную, или валовую, вместимость судна и дату выдачи мерительного свидетельства Суэцкого канала;

2) дату выдачи последнего мерительного свидетельства судна;

3) национальность и владельца судна;

4) проходило ли судно каналом ранее;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: