Понятие культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация

Культура (от лат.) – «возделывание почвы», «культивирование» (также имело множество значений и производных от них); изменение в природном объекте под воздействием человека. Эволюция понятия/слова осуществлялась посредством перенесения представлений о культивировании с естественных процессов на человеческое развитие.

Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.

В 19в. сложилась теория эволюционного развития культуры (Тейлор). Культура – это только духовная культура (знания, искусство, правовые и нравственные нормы и т.д.). В культуре много не только общечеловеческого, но и специфического для отдельных народов. Культурное развитие совершается не прямолинейно, т.к. развитие культуры – не только внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований. Основное внимание сосредоточено на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Не отрицалась возможность регресса, культурной деградации. У Тейлора преобладание прогресса над регрессом.

Неокантианец Риккерт: культура как система ценностей. Ценности: истина, красота, нравственность, счастье. Ценности образуют особый мир и особый вид деятельности, выражающий некоторый срез духовного освоения мира человеком.

Именно человеческая природа в ее специфике делает человека культурным существом. Быть культурным: быть недостаточным, быть творческим. Недостаточность: человек, лишенный свойственных животному безошибочных инстинктов, - самое беспомощное их всех живых существ; из всех живых существ человек – самый неприспособленный к жизни. Отсутствие приспособленности делает человека творческим существом. Чтобы восполнить недостаточность, отсутствующие способности, человек производит культуру. При помощи культуры человек овладевает средой, подчиняет ее себе, приспосабливает к удовлетворению потребностей. Осмысленное поведение при присвоении и подчинении природы явилось источником культуры. «Вторая природа» - культурная среда, ставшая специфической видовой сферой для вида homo sapiens. Человек рождается в мире готовых культурных значений, поэтому «вторая природа» (сфера культуры) является также объективной реальностью, как и реальности природы.

Культура и цивилизация противопоставляются только в немецкой философии (это связано с ее раздробленностью в 18-19вв.); во французской и английской традициях культура и цивилизация – взаимозаменяемые понятия.

Теннис сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от «общины» к «обществу». Два типа социальных отношений: общинные и общественные. Общинные – коренятся в эмоциях, привязанностях, сохраняют собственную самотождественность как сознательно (следование традициям), так и бессознательно (эмоциональные узы, объединяющее влияние общего языка). Такие отношения характерны для семьи, соседства, рода, этноса, нации. Эти отношения – отношения в рамках общей культуры. Общественные – рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей; имеют вещную природу, характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Могут основываться на общинных отношениях, но также могут существовать между чужими друг другу людьми, между врагами. Структура отношений рациональна. Субъектами могут быть не только индивидуумы, но и группы, коллективы, сообщества, государства. Это отношения в рамках цивилизации.

Т.к. развитие происходит от общины к обществу, то утрачивается культурный компонент отношений, разрыв традиционных связей, снижение родственности и т.д. На их место приходит рационализм и расчет.

Шпенглер: противопоставление культуры и цивилизации. Культура – все созданное духом, творческое, органичное. Цивилизация – нетворческое, неорганичное, всеобщее.

«Культура»:

ü способности, умения, знания человека;

ü вся творческая созидательная деятельность человека;

ü результат этой деятельности.

· Свойственна любому человеку/обществу;

· культура →← бескультурье;

· культура →← копирование;

· усваивается в процессе социализации как совокупность общепринятых элементов и индивидуально значимых (социализация ≠ инкультурация). Социализация – адаптация человека к обществу. Инкультурация – приобщение человека к культуре.

Культура:

ü духовная

§

Различают духовную и материальную культуру по наличию «предмета» - материального результата деятельности человека. Пример: кино – материальная культура, потому что невозможно без кинопленки, а литература – духовная, потому что стихотворение и без книги является стихотворением.
ценности и нормы, понятие о нравственности;

§ система образования;

§ наука, технологии;

§ политика, право;

§ религия, мифология.

ü материальная

§ искусство (изобразительное (живопись, скульптура, архитектура, театр, кино, музыка), литература);

§ орудия труда;

§ средства производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: