Методика определения переключения внимания

1. Предъявите испытуемому первую таблицу Шульте-Платонова и дайте инструкцию: «Перед Вами таблица, разделенная на клетки, в ней нанесены черные и красные цифры. Вы должны находить, показывать и называть черные цифры в порядке нарастания от одного до 25. Работать как можно быстрее и не делать ошибок. Начните работать по команде «Начали». Одновременно с командой «Начали» исследователь включает секундомер. Время заполнения задания «а» исследователь заносит в протокол, в таблицу № 2.

2. Затем испытуемому предъявляется таблица «b». Дается следующая инструкция: «Теперь Вы должны отыскать, показать и назвать красные цифры в порядке их убывания – от 24 до 1. Работать как можно быстрее и точнее. Начинайте работать по команде «Начали». Одновременно с командой «Начали» исследователь включает секундомер. Время выполнения задания «b» исследователь заносит в протокол, в таблицу № 2.

3. Затем испытуемому предъявляется таблица «с». дается новая инструкция: «Перед Вами новая таблица. Вы должны попеременно отыскивать, показывать и называть черные и красные цифры. Порядок Вашей работы должен быть таким: 1 – черная, 24 – красная, 2 – черная, 23 – красная, 3 – черная, 22 – красная и т.д. Вы должны работать как можно быстрее, но не делать ошибок. Поочередно называйте красные и черные числа. Черные от начала к концу, красные – от конца к началу. Одновременно с командой «Начали» включается секундомер. Время выполнения задания «с» исследователь заносит в протокол, таблицу № 2.

Таблица № 2.

Номер таблицы Время выполнения задания
1 (а)  
2 (b)  
3 (с)  

4. Вычислите время, затраченное на переключения внимания (П) по формуле: П = С – (А + В) = _________________ = ________________

5. Оцените уровень переключения внимания:

I. (высокий) – П > 60 сек.

II. (выше среднего) – П = 61 – 90 сек.

III. (средний) – П = 91 – 100 сек.

IV. (ниже среднего) – П = 101 – 120 сек.

V. (низкий) – П < 120 сек.

6. Рекомендации к оформлению работы:

1. Переписать в тетрадь таблицу №2.

2. Занести в таблицу результаты исследования.

3. Сделать вывод об уровне переключения.

Контрольные вопросы.

1. Что такое внимание?

2. Кому принадлежит учение о доминанте?

3. Каковы свойства доминантных очагов возбуждения?

4. Каков физиологический механизм внимания?

5. Какова продолжительность активного внимания в различных возрастных группах?

6. От чего зависит продолжительность активного внимания?

7. Какие процессы развиваются в том или ином возрасте в ЦНС, если продолжительность умственной работы превышает время активного внимания?

8. Что такое переключение внимания?

9. Какие особенности нервных процессов оно позволяет выявить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: