1. Предъявите испытуемому первую таблицу Шульте-Платонова и дайте инструкцию: «Перед Вами таблица, разделенная на клетки, в ней нанесены черные и красные цифры. Вы должны находить, показывать и называть черные цифры в порядке нарастания от одного до 25. Работать как можно быстрее и не делать ошибок. Начните работать по команде «Начали». Одновременно с командой «Начали» исследователь включает секундомер. Время заполнения задания «а» исследователь заносит в протокол, в таблицу № 2.
2. Затем испытуемому предъявляется таблица «b». Дается следующая инструкция: «Теперь Вы должны отыскать, показать и назвать красные цифры в порядке их убывания – от 24 до 1. Работать как можно быстрее и точнее. Начинайте работать по команде «Начали». Одновременно с командой «Начали» исследователь включает секундомер. Время выполнения задания «b» исследователь заносит в протокол, в таблицу № 2.
3. Затем испытуемому предъявляется таблица «с». дается новая инструкция: «Перед Вами новая таблица. Вы должны попеременно отыскивать, показывать и называть черные и красные цифры. Порядок Вашей работы должен быть таким: 1 – черная, 24 – красная, 2 – черная, 23 – красная, 3 – черная, 22 – красная и т.д. Вы должны работать как можно быстрее, но не делать ошибок. Поочередно называйте красные и черные числа. Черные от начала к концу, красные – от конца к началу. Одновременно с командой «Начали» включается секундомер. Время выполнения задания «с» исследователь заносит в протокол, таблицу № 2.
|
|
Таблица № 2.
Номер таблицы | Время выполнения задания |
1 (а) | |
2 (b) | |
3 (с) |
4. Вычислите время, затраченное на переключения внимания (П) по формуле: П = С – (А + В) = _________________ = ________________
5. Оцените уровень переключения внимания:
I. (высокий) – П > 60 сек.
II. (выше среднего) – П = 61 – 90 сек.
III. (средний) – П = 91 – 100 сек.
IV. (ниже среднего) – П = 101 – 120 сек.
V. (низкий) – П < 120 сек.
6. Рекомендации к оформлению работы:
1. Переписать в тетрадь таблицу №2.
2. Занести в таблицу результаты исследования.
3. Сделать вывод об уровне переключения.
Контрольные вопросы.
1. Что такое внимание?
2. Кому принадлежит учение о доминанте?
3. Каковы свойства доминантных очагов возбуждения?
4. Каков физиологический механизм внимания?
5. Какова продолжительность активного внимания в различных возрастных группах?
6. От чего зависит продолжительность активного внимания?
7. Какие процессы развиваются в том или ином возрасте в ЦНС, если продолжительность умственной работы превышает время активного внимания?
8. Что такое переключение внимания?
9. Какие особенности нервных процессов оно позволяет выявить?