Приемы снятия психологического напряжения у клиента

Снять психологическое напряжение у клиента можно с помощью следующих практических действий, предпринимаемых, как в начале консультирования, так и во время исповеди. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.

Тревога и напряжение мешают клиенту говорить. Если консультант видит явное напряжение клиента, полезно обозначить и прокомментировать это состояние: "Вы очень озабочены" или "Вы кажетесь испуганным". Разговор о беспокойстве способствует снятию напряжения.

Иногда клиент боится оценки, диагноза, беспокоится из-за возможного выявления нарушений психики. Чтобы это выяснить, консультант может спросить: "Некоторые люди боятся обращаться к психологам и консультантам, предполагая, что их примут за душевнобольных. А Вы испытываете подобное беспокойство?". Беспокойство такого рода следует устранить в начале беседы. Консультант должен объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить, что большинство людей обращается к психологам и консультантам из-за жизненных проблем, а их нельзя считать болезнями.

Правильное объяснение процесса консультирования с особым подчеркиванием полной зависимости успеха от сотрудничества консультанта и клиента корректирует ожидания клиентов и уменьшает тревогу. Тревогу можно уменьшить, просто попросив клиента удобно расположиться в кресле и расслабиться.

В начале первой встречи важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультированию, поскольку сам клиент не видит смысла в обращении к психологу. Это требует от консультанта дополнительных усилий по созданию необходимой мотивации и вообще выяснению целесообразности дальнейших встреч. У клиента, направленного другим специалистом, необходимо сразу выяснить, почему он направлен к консультанту. Консультанту рекомендуется самому выслушать клиента, а не полагаться на информацию коллеги, потому что только из личной беседы можно понять, какой смысл имеют проблемы для клиента.

Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим клиенту без всяких тематических ограничений говорить о том, что для него важно. Например: "Какие вопросы (трудности, проблемы) привели Вас сюда?".

Во время первой встречи мы внимательно выслушиваем клиента и пытаемся определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. Прежде всего, следует обратить внимание на понимание проблемы клиентом, на вероятные причины ее возникновения, на попытки решить эту проблему, связанные с ней трудности и сопутствующие факторы. Консультант должен позволить клиенту свободно рассказывать, иногда вставляя такие фразы: "Стало быть, все попытки решить проблему оказались неудачными...", "Только с этими делами связываете свою проблему?". Не следует прерывать клиента и показывать свое личное согласие или несогласие, необходимо избегать высмеивания клиента, проявлять свои симпатии тоже не нужно, не надо предлагать поспешные интерпретации и спешить с выводами.

Клиент, как правило, обращается за психологической помощью, находясь в состоянии аффективной загруженности. Прежде чем попасть на прием к консультанту, он уже попробовал, и не один раз, самостоятельно решить свою проблему, исчерпал все свои возможности. Потерпев неудачу, клиент испытывает фрустрацию – состояние, когда на пути достижения значимой цели (решения проблемы) он встречает непреодолимое препятствие (сопротивление окружающих, недостаточность собственных психологических ресурсов). Переживание фрустрации сопряжено с ростом психологической напряженности, переживанием неудовлетворенности, разочарования, неудовольствия, обиды, печали и других негативных эмоций. Это свое эмоциональное состояние клиент и предъявляет консультанту, часто в качестве психологической проблемы, требующей решения. Поэтому консультант должен быть готов решить задачу оптимизации эмоционального состояния клиента. Как правило, эмпатическое и партнерское отношение к клиенту возвращает ему уверенность в се6е. Психологическое принятие клиента стабилизирует его картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения с самим собой. Принятие, как личности клиента, так и его переживаний позволяет ему пережить коррективный эмоциональный опыт, нормализующий состояние. В качестве примера можно привести случай со студентом – пассивным гомосексуалистом, который регулярно посещает консультанта, чтобы почувствовать уважительное принимающее отношение к себе на фоне сокурсников, которые его отвергают, снижая самооценку и провоцируя депрессивные переживания.

Существует ряд приемов, которые помогают снизить уровень эмоционального напряжения и помогают решать разные задачи консультирования.

Отреагирование. Клиенту всегда важно высказаться. Не только, чтобы снизить уровень напряжения, выговориться, расслабиться, но и для того, чтобы почувствовать в ответной реакции консультанта принятие его переживаний. клиенту важно уметь обеспечить катарсис, то есть освобождение от негативных переживаний путем их проговаривания, отреагирования. Проговаривание проблемы, снижая уровень эмоциональной напряженности, освобождает когнитивные, интеллектуальные ресурсы, и иногда, освободившись от парализующего гнета аффекта, клиент сам начинает лучше понимать свою проблему и возможные пути ее решения. Снижение аффективной загруженности, как правило, сопровождается активизацией познавательных ресурсов клиента. Примером может служить клиентка, которая всю жизнь жила под давлением матери и мужа и обратилась за помощью к психологу с просьбой помочь ей наладить свою личную жизнь Клиентка, которая долго рассказывала о своей жизни с больной эпилепсией мамой и деспотом мужем, сама себя прерывает: «Я все поняла. Спасибо» – и уходит.

Зеркализация – прием заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений; «зеркализировать», в частности, можно жесты, мимику, пантомимику, интонацию, ударение, паузы в речи клиента и т.п.

Зеркализация особенно важна в те моменты исповеди, когда клиент бросает мимолетные взгляды на консультанта, рассказывая о себе и о своей проблеме.

Перифраза – краткая, текущая реплика психолога-консультанта, произносимая им во время исповеди клиента и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит клиент.

В случае применения перифразы психолог-консультант, слушая клиента, во время естественных пауз, возникающих в речи клиента, кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал клиент, и, в свою очередь, ждет от клиента подтверждения или опровержения правильности его понимания.

Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак,...», «Вы сказали...», «Правильно ли я вас понял, вы сказали...».

Можно просто повторить последние слова, произнесенные клиентом, но в вопросительной форме, ожидая, соответственно, от него подтверждения или опровержения правильности сказанных слов.

Обобщение – прием, который внешне чем-то напоминает перифразу, но относится не к тому последнему, что сказал клиент, а к целому высказыванию, состоящему из нескольких суждений или предложений. В отличие от перифразы, которая буквально повторяет последнюю мысль клиента, обобщение представляет собой вольную, но достаточно точную передачу его мысли в обобщенной форме.

Обобщение можно начинать, например, со следующих слов: «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что вы сказали, то можно ли это сделать так...?» «Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...?» «Если я вас правильно понял, то смысл сказанного вами сводится к следующему... Так ли это?»

Прием постановки перед клиентом, стимулирующих его мышление, вопросов типа «Что?» «Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему?». Он обычно используется тогда, когда психологу-консультанту необходимо что-либо прояснить для себя в мыслях клиента, а также тогда, когда сам клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.

Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка – прием психологического консультирования, который заключается в следующем. Консультант, внимательно слушая клиента, старается уловить особенности стиля его речи, обращая внимание на слова, фразы, выражения и обороты, часто используемые клиентом. Определив и усвоив это, психолог-консультант через некоторое время сам начинает сознательно пользоваться теми же речевыми приемами в общении с клиентом, то есть незаметно для клиента начинает воспроизводить особенности его речи.

В результате между клиентом и психологом-консультантом возникает психологическая общность и большее взаимопонимание, чем было вначале. Клиент, в свою очередь, бессознательно начинает воспринимать психолога-консультанта как психологически близкого к нему человека и оказывается более расположенным к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: