Содержательные особенности дистантного консультирования

Дистантное, дистанционное, т.е. осуществляемое на расстоянии, на дистанции психологическое консультирование представлено в различных формах: консультирование посредством обыкновенных традиционных писем, разных аудио и видео посланий, – осуществляемое по обычной почте, телефонное психологическое консультирование, интернет-консультирование (имеет, в свою очередь, несколько разновидностей) и пр.

Абсолютное большинство дистантных консультаций осуществляется по телефону или через Интернет,

Письменное консультирование представляет собой обмен письмами с психологом, консультантом, причем письмами как напечатанными, так и написанными от руки (второе даже более приветствуется). Письма обладают поистине исцеляющим эффектом, многие консультантические техники построены с использованием написания писем. Процесс такого консультирования проходит в два этапа – психодиагностики и непосредственно самого консультирования.

Телефонное консультирование появилось в середине двадцатого века и продолжает существовать до сих пор – в виде горячих линий для людей с разными психологическими проблемами (переживание домашнего насилия, желание покончить с собой и др.). Основными принципами этого вида являются доверительность и анонимность.

Онлайн консультирование позволяет получить профессиональную психологическую помощь тем, кто не может позволить себе очную консультацию в силу финансовых затруднений (онлайн консультации на порядок дешевле очных) либо из-за проживания в достаточно отдаленном районе от ближайшего центра оказания психологической поддержки и помощи. Психологическое консультирование онлайн преодолевает некоторые барьеры, мешающие клиентам обратиться за очной консультацией, такие как смущение, стыд, опасение, что кто-то посторонний узнает об обращении к психологу или о сути и подробностях его проблемы.

Как и другие типы дистантного консультирования, онлайн консультирование позволяет практически любому человеку обратиться за профессиональной психологической помощью и консультацией, находясь в безопасной и комфортной обстановке, тогда как обстановка в ситуации очной консультации не является слишком привычной и несет дополнительный стресс.

Недостатки онлайн консультирования практически те же, что и в случаях других типов дистантного консультирования: возможность обратившегося клиента в любой момент прервать контакт (что не всегда безвредно для консультативного процесса), недостаточная возможность для психолога наблюдать за невербальным поведением клиента. К тому же, сюда гораздо чаще обращаются клиенты с «несерьезной» мотивацией: желающие проверить психолога и др.

Нужно отметить, что онлайн консультирование, как и другие типы дистантного консультирования, не может заменить полностью очное консультирование, так как не дает возможности решать все психологические проблемы. Однако оно может быть весьма полезным во многих ситуациях, поэтому потенциальным клиентам не стоит пренебрегать таким шансом на лучшее понимание жизненной ситуации, прояснение непонятных психологических явлений или сомнений в чем-либо, а также на собственное личностное развитие.

Рассмотрим содержательные особенности дистантного консультирования на примере Интернет-консультирования.

Процесс Интернет-консультирования имеет двустороннюю содержательную специфику относительно критерия анонимность/публичность личности (личностных проявлений) клиента. С одной стороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в Интернете клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступает под вымышленным именем («инком», «ником»). При этом, даже если клиент назовется своим настоящим именем (именно именем, а не ФИО), то, все равно, ему практически гарантирована анонимность, так как людей с одинаковыми именами в одной только нашей стране десятки и сотни тысяч. С другой стороны, процесс Интернет-консультирования для клиента публичен, так как оно происходит, как правило, «в чатах» или «на форумах», где «видны» все вопросы каждого клиента и «видны» все ответы консультанта каждому клиенту. Таким образом, создается публичность процесса Интернет-консультирования, потому что все, кто «сидит в чате» или «находится на форуме», видят, наблюдают на экранах своих мониторов весь «процесс Интернет-консультирования», - наблюдают порядок и последовательность всех вопросов и ответов и оценивают их содержание.

Во-вторых, содержательной особенностью процесса психологического Интернет-консультирования является его интерактивный характер. В процессе Интернет-консультирования, его участники (в первую очередь клиенты, но, иногда, и консультанты) могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая (интеракция в полной мере), давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплеку обсуждаемых тем. Это происходит в режиме реального времени. Таким образом, комментарий какого-то участника к, например, совету консультанта может, даже, опередить ответ клиента консультанту. Это, конечно, известный минус Интернет-консультирования, впрочем, имеющий место, в определенной степени, и в классическом групповом психологическом консультировании.

Причем, все это может происходить как в произвольном, предумышленном, так и в «как бы» непроизвольном, непредумышленном порядке.

Что касается «непроизвольных» комментариев, то это свобода самовыражения (во всех смыслах, - и «технически» и личностно, - с точки зрения безопасности «самопроявления») участников процесса психологического Интернет-консультирования (еще одна специфическая особенность процесса Интернет-консультирования). Что же касается «произвольных» комментариев участников процесса Интернет-консультирования, то они осуществляются ими в «заданном» порядке, - тогда, когда уже известные друг другу участники (при «фиксированном» групповом варианте Интернет-консультирования) обсуждают, с помощью психолога-консультанта (пожалуй, единственное значимое отличие консультационных чатов и форумов от «обычных» форумов и чатов), общие для них всех проблемы.

В-третьих, содержательной особенностью Интернет-консультирования является его доступность. В понятие доступности Интернет-консультирования мы включаем, прежде всего, психологическое удобство и физический комфорт (клиент, в подавляющем большинстве случаев, сидит дома за своим персональным компьютером) для пользователя Интернет-консультирования. Здесь ярко проявляется возможность для клиента функционально быстро (легкость принятия решения) «войти в чат» - что не обуславливает необходимости участия в обсуждении, так как другим участникам процесса Интернет-консультирования неизвестно, кто именно «находится на чате» (максимум, известно количество человек, в режиме он-лайн «присутствующих» на чате или форуме). Все это приводит к тому, что у любого участника данного процесса, в том числе и анонимно, удовлетворяется потребность в психологической безопасности, что, безусловно, очень важно в процессе любого рода личностной коммуникации.

Кстати говоря, в случае Интернет-консультирования, в отличие от группового классического консультирования, клиент-аноним может совершенно бесплатно (он же не является «официальным», зарегистрированным участником) удовлетворять и потребность в получении новой информации по интересующим его психологическим проблемам.

В-четвертых, смысловую специфику Интернет-консультирования составляет его обучающий характер, так как множество людей может одновременно участвовать в данном процессе, как просто наблюдая его, так и высказываясь, комментируя и учась на «ошибках» других, - тогда, когда обсуждаются «знаемые» или просто интересные для конкретного человека проблемы. Таким образом, само участие человека («клиента») в процессе Интернет-консультирования, его «присутствие» на консультативном Интернет-форуме или в консультативном Интернет-чате, имеет обучающий, познавательный эффект. Это происходит в силу того, что информативность (информационная продуктивность) такого рода взаимодействия, для отдельно взятого человека, сравнима со «знаниевой» продуктивностью (результативностью) участия его в процессеклассического группового консультирования. Этот параметр анализируемого явления соотносится с параметром реализации потребности «клиента» в новой информации, что было рассмотрено выше.

Наконец, в-пятых, существует еще одна базовая специфическая смысловая содержательная особенность Интернет-консультирования, которая может рассматриваться в качестве новой технологии психологического консультирования. Имеется ввиду сама профессиональная деятельность (как таковая) психолога-консультанта, практикующего «в Интернете».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: