Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

В РФ существуют территории с особым режимом, которые имеют особенности в организации местного самоуправления.

Виды этих территорий:

1. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

2. Наукограды (ФЗ от 1999 года определён статус, наукограды – это города, в которых градообразующим (то есть больше половины жителей там работают) является научно-производственный комплекс). У нас их не очень много: город Королёв, Обнинск (ядерные реакторы, физики), Курчатов, Мичуринск (институт плодоводства и садоводства – новые сорта плодовых и ягодных культур).

3. Приграничные территории (ФЗ-131 говорит, что должен быть принят закон, определяющий особенности местного самоуправления в приграничных территориях, но такового не приняли – все особенности в ФЗ о государственной границе).

4. Территории в районах крайнего севера и приравненных к ним территориям с ограниченным сроком завоза продукции.

Закон “О закрытые административно-территориальные образованиях” был принят 14 июля 1992 года.

Закрытое административно-территориальное образование – это муниципальное образование, в котором расположены предприятия, связанные с производством оружия массового поражения, радиоактивных и других материалов или иные военные объекты и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны.

Вход на территорию и выход с территории осуществляется только по специальным пропускам и те жители, которые не связанны с деятельностью этих объектов и их обслуживанием, они обязаны покинуть эту территорию.

Эти ограничения компенсируются неким объёмом дополнительных льгот для граждан.

Особенности местного власти и территориального устройства:

1. В отношении ЗАТО, решение об образовании ЗАТО, об определении его границ и последующих изменений этих границ принимается президентом РФ по представлению правительства РФ.

2. Все ЗАТО имеют статус городских округов, они не входят в состав муниципальных районов.

3. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав.

Компетенция местного самоуправления:

Органы местного самоуправления ЗАТО обладают более широким объёмом компетенции, чем другие, поскольку они участвуют в осуществлении защиты безопасности функционирования этих объектов.

По согласованию с органами ФСБ они могут выдавать разрешения на въезд и на выезд с этой территории.

В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, они координируют деятельности всех предприятий, всех служб, подразделений, милиции… Они принимают меры по спасению жизни и здоровья людей и их имущества, а в случае необходимости принимают решения об эвакуации населения.

Осуществляют некоторые полномочия.

Особенность материально-финансовой основы деятельности: есть определённые ограничения в части распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами на данных территориях. Например, если будет принято решение о приватизации муниципального имущества, то не любой субъект может стать собственником. Финансовые проблемы решаются, финансовая помощь оказывается из федерального бюджета.

Глава администрации в ЗАТО – он всегда назначается на эту должность по контракту, в процедуре заключения контракта участвуют и представители органов государственной власти субъекта РФ, а также и представители федеральных органов исполнительной власти соответствующего ведомства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: