Метеорологическая дальность видимости (МДВ) - условное выражение прозрачности атмосферы через такое расстояние, на котором под воздействием атмосферной дымки теряется видимость абсолютно черной поверхности, имеющей на этом расстоянии угловые размеры не меньше 0,30 и проектирующейся на фоне неба (дымки) у горизонта. Ночью дальность видимости определяется по расстоянию до наиболее удаленного видимого точечного источника света, сила которого известна. (См. Приложение Рис. 34.)
При визуальном определении видимости используются реальные объекты, которые в большинстве случаев не отвечают указанным требованиям (например, предмет окрашен в более светлые тона). Поэтому визуальная видимость обычно меньше метеорологической.
Кроме того, видимость реальных объектов сильно зависит от условий наблюдения. При одной и той же прозрачности воздуха видимость может оказаться различной при ясном небе и серых облаках, при травяном покрове и свежевыпавшем снеге и т.д. Наибольшая неопределенность возникает в сумерки, когда при резком уменьшении освещенности быстро размываются контуры предметов.
Как показала практика и теоретические исследования, между рассчитанными и определенными визуально значениями МДВ нет полной сходимости. Иногда даже наблюдаются значительные расхождения. Причинами таких расхождений являются отличие фактических значений e от принятого среднего значения и неоднородность прозрачности атмосферы в горизонтальном направлении.
Видимость, определенная т.о., называется метеорологической оптической дальностью видимости (МОДВ). В международной практике эту видимость обозначают сокращением MOR (Meteorological Optical Range). МОДВ не зависит от времени суток - изменение порога контрастной чувствительности глаза с изменением освещенности не учитывается. Метеорологическая оптическая дальность видимости не ограничивается направлением визирования. Следовательно, МОДВ (MOR) может быть использована как днем, так и ночью в горизонтальном и наклонном направлениях.
При определении и прогнозе дальности видимости необходимо учитывать происхождение воздушной массы, ее запыленность и влажность. Наибольшую прозрачность в северном полушарии имеют массы воздуха арктического происхождения, в котором видимость таких объектов, как вершины гор, может превышать 300км. В запыленных воздушных массах тропического происхождения видимость значительно хуже. Кроме того, учитывается наличие в приземном слое воздуха примесей, рассеивающих свет и ухудшающих видимость. Такими примесями могут быть частицы пыли, продукты сгорания топлива, а также капельки воды, кристаллы льда и другие виды осадков.
Для оценки общих условий видимости и условий видимости для взлета и посадки ВС в гражданской авиации принята следующая терминология:
1. Видимость - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются неосвещенные объекты (ориентиры) днем и световые ориентиры ночью.
2. Видимость на ВПП (RVR - Runway Visual Range ) - дальность видимости, в пределах которой пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку покрытия ВПП или огни, которые обозначают контуры ВПП и ее осевую линию.
Основными приборами для измерения дальности видимости на аэродромах Казахстана являются регистраторы дальности видимости (РДВ) или аналогичные им приборы - импульсные фотометры.
Расчет дальности видимости ОВИ (ОМИ) производится по формуле Алларда, связывающей дальность видимости точечного источника света с силой света огня, пороговой освещенностью и прозрачностью атмосферы (показателем ослабления):
Е0 = I e- mL /L2
E0 - пороговая освещенность,
I - сила света огня в направлении глаз пилота,
L - дальность видимости огней - искомая величина
m - полный показатель ослабления.
Таким образом, из приведенной формулы следует, что для определения дальности видимости огней, кроме I и m, необходимо знать значение пороговой освещенности Е0, зависящей от яркости фона, на котором рассматривается объект (световой ориентир). ИКАО рекомендует использовать установленные ею при определенных условиях значения Е0 для сопоставимости результатов.