5.1. Характеристики деловых игр и их место в управленческом консультировании
Обучение — важнейшая функция УК. По завершении этапа диаг-Я ностики предприятия, анализа ситуации и принятия решения о типе консультирования в соответствии с программой, как правило, проводится обучение персонала, включая первого руководителя. Формы обучения могут быть самыми разными, преимущественно активными. Из известного пакета активных методов обучения (АМО) в консалтинге наибольшее применение находят деловые игры (ДИ). В процессе их разработки и проведения моделируются те или иные практические ситуации, в которых участники пытаются отыскать оптимальные решения.
Овладение техникой проведения деловых игр — одна из непростым задач по повышению качества УК. Различные авторы по-разному сформулировали свое понимание деловой игры, некоторые из этих формулировок могут представить интерес с позиций приложения их к консалтингу (табл. 5.1).
Первые три формулировки из табл. 5.1 рассматривают игру кап одну из сторон жизнедеятельности человека, в которой наиболее ярко! проявляются его качества, столь незаметные в обыденной жизни. Су-1 жая понятие «игра» до понятия «деловая игра», можно обнаружить не-J которые противоречия в формулировках разных авторов, анализ которых! позволит глубже понять особенности ДИ и возможности эффективно-! го их применения в процессе управленческого консультирования.
|
|
История деловых игр складывается вот уже более полувека, и иж содержание не ограничивается только областью научно-технического! знания, а носит комплексный характер, охватывая весь спектр соци-1 альных, экономических, организационных и прочих отношений в об-1 ществе. Несколько ограничивает возможности деловых игр мнение о] том, что их основу составляет экономико-математическая модель про-1 цесса и что игра «используется тогда, когда для данной ситуации не! удается построить полностью формализованную имитационную моМ дель» [47]. Игра не только строится в виде какой-либо модели, но и| сама создает огромное количество вариантов решения проблемной си*1 туации с неформализованными субъектами и нештатными ситуация-!
ми, формализовать которые с помощью ЭВМ не всегда возможно, да и не нужно. Даже чисто компьютерный вариант игры может быть использован только как приложение, например, к производственной деловой игре или как инструмент, используемый эпизодически.
Таблица 5.1 Формулировки деловых игр из различных источников [47]
Авторские формулировки ДИ | Источники |
2 | |
Игра — термин, обозначающий широкий круг леятельности животных и человека, противопоставляемых обычно утилитарно практической леятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от самой деятельности | Философский энциклопедический словарь. — М., 1988. - С. 195. |
Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе | Советский энциклопедический словарь. — М., 1986. С. 475. |
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий | Краткий психологический словарь, - М., 1985. С. 148. |
И фа деловая — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной леятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики | Краткий психологический словарь. — М, 1995. — С. 148. |
Деловая игра — модель совместного поиска истины | Ванштейн B.C. Мыслитель. - М., 1981. -С. 19. |
Деловая игра в широко распространенном, обычном понимании — это метод имитации принятия управленческих. решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме | Бельчиков Я.М., Бирн-штейн М.М. Деловые игры. - Рига, 1989. - С. 11. |
Деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач | Арутюнов Ю.С Методические вопросы деловых игр (Применение активных методов обучения): Тезисы доклада научно-технической школы-семинара. — Л., 1987. - С. 785. |
Деловую игру можно определить как имитацию хозяйственной или иной деятельности предприятия в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модели объекта | Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. — Л., 1989. - С. 5. |
Окончание табл. 5.1
|
|
Под имитационной игрой будем понимать игру, являющуюся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем | Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. — Новосибирск, 1989. - С. 56. |
Основой игры является экономико-математическая модель изучаемого процесса: саму игру можно рассматривать как некоторое упрощенное воспроизведение реальной хозяйственной ситуации или процесса, то есть их модель. Она используется, только когда для данной ситуации не удается построить формализованную имитационную модель, которую можно было бы «проиграть» непосредственно на ЭВМ | Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. - М., 1987. - С. 89. |
Деловые игры или управленческие имитационные игры, отличающиеся от других тем, что в них рассматривается проблема социального управления, важная особенность которого — участие принимающих решения людей. В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи... ситуации, которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем. Правила управленческой игры не придумываются, а являются результатом глубокого анализа функционирования реальных объектов | Игровые занятия в строительном вузе / Под ред. Литвиненко Е.А., Рыбаль-ского В.И. — Киев, 1988. - С.16. |
Имитационная игра является не только средством познания системы-прототипа в научных, практических или учебных целях: игра может иметь целью воспитание навыков, умений, качеств, необходимых для успешной деятельности в системе | Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М., 1989. - С. 147. |
Деловая игра — это творение игрового образца в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил | Крюков М.М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической деятельности в деловых играх. — М., 1988. - С. 30. |
Игра является моделью реальной трудовой деятельности человека. В деловой игре воспроизводится, в их существенных компонентах, деятельность того или иного работника и социальная ситуация, в которой эта деятельность развертывается | Крюков М.М., Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. - М, 1989. — С. 171. |
Анализ формулировок ДИ из табл. 5.1, данных различными авторами, показывает возможность их широкого применения в режиме активного консультирования. Из многообразия типов УК активное консультирование представляет интерес в силу сложившихся обстоятельств, связанных с ограничениями во времени для поиска и принятия управленческих решений. Поэтому в основе активного консультирования может быть использована деловая игра, построенная специальным образом на базе консалтинговых технологий. Деловые игры могут применяться на разных этапах управленческого консультирования, и в этой связи их следует классифицировать по каким-либо признакам.
|
|
Ю.В. Геронимус в книге «Игра, модель, экономика» [47] разворачивает логическую цепь: от детских, спортивных, салонных, военных и прочих игр до современных управленческих, использующих элементы математической теории игр. По его мнению, управленческие (имитационные) игры представляют собой гибрид экономико-математического и гуманитарного подхода к познанию действительности. Попыток же классифицировать ДИ ни Ю.В. Геронимус, ни другие авторы не делают. Однако на основе имеющихся сведений о деловых играх такая классификация может быть выстроена следующим образом:
1) по цели применения — учебные, производственные, исследовательские;
2) по сферам применения — медицинские, экологические, финансовые, исторические и т.д.;
3) по степени использования ЭВМ — машинные и безмашинные;
4) по уровням управленческой иерархии — цеховые, заводские, городские, областные (краевые), региональные, федеральные;
5) по технологии получения нового знания — проблемно-деловые, организационно-деятсльностные и т.д.
|
|
Единой классификации деловых игр пока нет, но, рассматривая возможность использования ДИ в УК, следует добавить к перечисленным выше признакам классификацию по месту их применения в управленческом консультировании.
Управленческое консультирование может быть организовано иерархически и состоять из следующих уровней:
1-й уровень — консультирование зарубежных и международных предприятий, проектов, программ;
2-й уровень — консультирование городских, областных, региональных, республиканских органов управления и проектов;
3-й уровень — консультирование предприятий различных форм собственности;
4-й уровень — консультирование внутренних, структурных подразделений предприятий.
На каждом из предложенных уровней консультанты в рамках единой технологии консалтинга используют некоторые специфичен ские приемы, комбинации приемов и наборы инструментов. Такой инструмент, как деловая игра, по мере применения на каждом иа уровней консалтинга изменяется весьма значительно. Классифицировать ДИ по уровням консультирования наиболее рационально в соответствии с приоритетами. Так, на самом нижнем (4-м) уровне УК преобладают учебные деловые игры и в самом незначительном количестве, производственные и исследовательские. На 3-м уровне преобладают уже производственные деловые игры, отчасти сохраняются учебные и получают развитие исследовательские. 2-й уровень отдает приоритет исследовательским деловым играм, сохраняя производственные и учебные. На 1-м (высшем) уровне консалтинга, предпочтение отдается организационно-деятельностным играм (ОДИ), В общем виде классификация ДИ по приоритетности на уровня)! УК представлена в табл. 5.2.
Из табл. 5.2 видно, что учебные ДИ обслуживают 4, 3 и 3-й уров* ни УК, что естественно, ибо консалтинг — это всегда обучение, Учебный процесс присутствует и на высшем уровне иерархии УК. но уже в рамках оргдеятельностных игр без выделения обучающих процедур. Учебные ДИ преобладают во внутрифирменном консультировании как отдельные игровые процедуры, направленные на обучение, и в составе производственных ДИ, направленных на предметный поиск эффективных решений тупиковых производственных задач. Динамика приоритетов деловых игр по уровням УК подтверждает целевые установки консультантов и изменения качества kohj салтинга. Наивысшего качества консалтинг достигает, применяя i качестве базового инструмента организационно-деятельностные игры.
Разработчики ОДИ заявляют, что в настоящее время происхо^ дит становление и распространение нового, отличного от научного типа мышления — методологического. В соответствии с ним в про цессе мышления «человек постоянно меняет свои позиции и точк! зрения, он рассматривает ситуацию и объекты то с одной, то с дру гой стороны и в каждой позиции создает или вырабатывает опреде< ленное представление, а затем стремится синкретически (соединё ние разнородных элементов) объединить их друг с другом»1. Но по' скольку такого рода комплексы очень далеки от реальности и е< процессов, «встает специальная задача произвести разработки эти!...комплексов и задать правила логически строгого и объективна! содержательного синтеза всех возникающих в этом процессе смы слов и представлений»2. Этот тезис важен для понимания сути си<;
--------------------------------
1 Попов СВ., Щедровицкий П.Г. Конкурс руководителей. — М., 1989. — С. 8.
2 Там же.
гемомыследеятельностной методологии, тем более что в нем зало жен глубинный смысл консультационной деятельности.
Таблица 5.2 Классификация деловых игр по приоритетности на уровнях управленческого консультирования
Уровни УК | Сфера приложения УК | Типы ДИ по уровням УК | Основные цели ДИ | Ранжирование ДИ |
1-й | Консультирование международных программ. Консультирование зарубежных объектов | 1. Организацион но-деятельные 2. Исследователь ские 3. Производ ственные | 1. Овладение сис- темномыследеятель- ной методологией для «выращивания» нового знания 2. Формирование инновационной восприимчивости предприятия | Игры 1-го ранга |
2-й | Консультирование федеральных, региональных, областных, городских проектов | 1. Исследователь ские 2. Производствен ные 3. Учебные | 1. «Выращивание» нового знания 2. Обучение руко водителей 3. Обучение твор ческим методам работы в группе | Игры 2-го ранга |
3-й | Консультирование организаций, предприятий и т.п. | 1. Производ ственные 2. Исследова тельские 3. Учебные | 1. Освоение кол лективных методов решения проблем 2. Обучение руко водителей 3. Формирование ВТК | Игры 3-го ранга |
4-й | Внутрифирменное консультирование | 1. Учебные 2. Производ ственные 3. Исследова тельские | 1. Активное обуче ние персонала 2. Коллективный поиск предметных управленческих решений | Игры 4-го ранга |
Выводы, которые нам предстоит сделать на основе предыдущих рассуждений, свидетельствуют о том, что деловые игры как средство экспресс-диагностики социально-экономических систем, как способ моделирования и прогнозирования будущего являются важной частью управленческого консультирования.