Книжное издание

Содержание процесса производства реальной, действительной книги следует понимать как организацию литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа (его контекста и текста), в книжное издание средствами книгопроизводства, объективированного книгоиздательским делом и материализованного в редакционно-издательских и типографских процессах.

Отражение литературного, музыкального, изобразительного произведения в процессе его организации в более сложную форму есть вместе с тем и процесс выражения отношения человека (общества) к данному произведению (контексту и тексту) в силу активности его сознания. Поэтому контекст книжного издания всегда сложнее контекста издаваемого произведения, так как, будучи диалектическим единством данного произведения, его контекста и текста, он в то же время включает в себя осознанное отношение человека (общества) к ним, к их автору, его творчеству, к необходимости и конкретной цели организации данного произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела.

Возникший в процессе организации произведения контекст книжного издания выражается средствами письменной речи (нотной записи, изобразительного искусства), технологическими средствами книгоиздательского дела, превращаясь в текст книжного издания. И текст этот, в свою очередь, всегда шире текста издаваемого произведения, ибо наряду с последним содержит еще и тексты, фиксирующие отношение общества (человека) к данному произведению в виде всей совокупности элементов научно-сопроводительного аппарата, художественного и полиграфического оформления, материально-конструктивной организации книжного издания. Диалектическое единство этого контекста и этого текста есть содержание понятия «книжное издание».

В литературе и культуре развитие контекста книжного издания — это не только новый контекст литературы и культуры (контекст, измененный контекстом книжного издания) и отношение общественного сознания к ним, но и вся общественно-практическая деятельность (результат ее), измененная новым контекстом культуры, а следовательно, и общественное сознание, измененное процессом отражения контекста книжного издания, всех форм его движения, — процесс и преходящий промежуточный результат отражения и этого изменения в их диалектическом единстве.

Книжное издание как преходящий промежуточный результат книжного дела, как материальная, предметная форма книги может существовать и существует за пределами книжного дела, является объектом дальнейшего отражения в различных процессах общественно-практической деятельности.

Сущность процесса движения книжного издания в обществе есть отражение его сознанием, т. е. воспроизводство книжного издания (его контекста и текста) в ходе и средствами различных форм общественно-практической деятельности — диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата этого отражения. Но в этом случае мы говорим о функциях, роли, значении книги в жизни человека, людей, общества в целом, о преобразующем воздействии книги на сознание людей. Иными словами, мы говорим о функциях книги в обществе, о воздействии системы «книга» на другие подсистемы коммуникационного процесса «сознание», о воспроизводстве книги, но средствами не книжного дела, а других форм общественно-практической деятельности.

Предшествующие «книге» и последующие подсистемы коммуникационного процесса «сознание» представляют собой соответственно докнижные и послекнижные этапы. Собственно книжный этап — это «книга в книжном деле».

5.9. Формы книги в процессах книгопроизводства,
книгораспределения, книговоспроизводства

Наиболее общей формой книги в книжном деле является книжное издание в процессе движения, а наиболее общая форма существования этого движения есть «книгопроизводство — книгораспределение — книговоспроизводство».

Наиболее общей формой книги в «книгопроизводстве — книгораспределении — книговоспроизводстве» является репертуар книги, понимаемый как совокупность актуализированных средствами книгопроизводства способов организации литературных, музыкальных, изобразительных произведений в книжные издания и отражения этих книжных изданий средствами книгораспределения и книговоспроизводства.

Наиболее общей формой существования книгопроизводства является книгоиздательское дело, а наиболее общей формой книги в нем — книгоиздательский репертуар, понимаемый как диалектическое единство актуализированных в процессах книгоиздательского дела способов организации литературных, музыкальных, изобразительных произведений в книжные издания и отражения этих книжных изданий средствами книгоиздательского дела.

Поскольку книгоиздательское дело реально осуществляется конкретными издательствами и издающими организациями, формой книги в них является репертуар данного издательства или данной издающей организации, понимаемый как единство актуализированных их деятельностью конкретных способов организации конкретных произведений в конкретные книжные издания.

На уровне редакционно-издательских процессов наиболее общей формой книги является единство системы конкретных редакционно-издательских приемов, средств и действий, направленных на организацию, превращение данного произведения в данное книжное издание.

Подобная трактовка книговедческого понятия «репертуар» позволяет фиксировать в познании и в практике книжного дела такие уровни содержания этого понятия, как совокупность книжных изданий, названий, структура репертуара, специализация и профилизация издательств по его составляющим, а потому и дает возможность управления книгоиздательским делом посредством научно обоснованного изменения структуры репертуара книжных изданий.

Кроме того, это дает возможность понимать репертуар как промежуточный результат книгопроизводства, который в «снятом», отраженном виде включает весь процесс книгопроизводства, т. е. начальный цикл движения книги в книжном деле, а формы репертуара — как промежуточные результаты движения форм книги в книгоиздательском деле вплоть до любого конкретного книжного издания и его тиража, которым реально завершается цикл книгоиздательского дела и начинается цикл книгораспределения. Иными словами, завершается один этап единого, непрерывного процесса движения книги в книжном деле, переходя в следующий. Сущность этого перехода и выражает диалектическое единство непрерывности и прерывистости процесса движения книги в книжном деле.

Наиболее общей формой существования книгораспределения является книготорговое и библиотечное дело, т. е. процесс движения, отражения книжного изданияих средствами. Поэтому наиболее общей формой книги в них являются книготорговый ассортимент и библиотечный фонд, понимаемыекак единство процесса и результата отражения книгоиздательского репертуара и форм его существования средствами книготоргового и библиотечного дела.

Сущность их следует понимать как процесс отражения, распределения книгоиздательского репертуара (наиболее общая форма книги в книгоиздательском деле) средствами книготорговой и библиотечной деятельности.

Наиболее общей формой репертуара в книгораспределении являются книготорговый ассортимент и библиотечный фонд, понимаемые как результат отражения книгоиздательского репертуара и форм его существования средствами книготоргового и библиотечного дела.

В книготорговом и библиотечном деле результат этого отражения существует соответственно как ассортимент книжных изданий и фонд книжных изданий; в конкретных книготорговых предприятиях и библиотеках — как ассортимент конкретных книжных изданий и фонд конкретных книжных изданий, т. е. наличное количество их экземпляров в данном книготорговом предприятии и в данной библиотеке; в конкретных библиотечных и книготорговых процессах — как конкретные экземпляры книжных изданий, участвующие в акте книготорговой и библиотечной деятельности.

Библиографическое дело в системе «книга в книжном деле» следует понимать как форму способа воспроизводства книги средствами библиографической деятельности и отражения результатов этой деятельности средствами книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного). Именно поэтому библиографическое дело представляет собой обратную связь, управленческий процесс в книжном деле.

Но реальная, действительная книга (книжное издание) в библиографическом деле существует лишь как объект библиографического отражения. Процесс этого отражения результируется в библиографической информации, которая и является библиографической моделью (но именно и только моделью) книги в книжном деле и формой модели книги в научно-информационном деле. Библиографической моделью книжного издания следует считать формы существования библиографической информации — библиографическое сообщение, библиографическая запись и ее формы, (или жанры), библиографическое пособие и его разновидности — указатель, список, обзор, указатель к изданию, вспомогательный указатель, каталог, картотека, автоматизированные библиографические информационно-поисковые системы и др.

Содержание категории «книга», таким образом, раскрыто как система объективных свойств (информационность, коммуникативность, семиотичность) процессов, форм и отношений посредством восхождения от абстрактных определений ко все более конкретным, отражающим единство этих свойств, процессов, форм и отношений, к синтезу многообразных определений.

Можно говорить, что книга — это книжное издание, данное нам в чувственном восприятии, тот предмет, к которому мы привыкли, который мы визуально выделим из множества других предметов. Но теперь мы знаем, что эти понятия не тождественны и книжное издание — это материальная, предметная форма существования книговедческой категории «книга», сущность и содержание которой раскрыты в настоящей главе.

При таком ходе рассуждений все уровни системы «книга», т. е. книга в книжном деле, оказываются диалектически едиными, взаимообусловленными и каждый из них содержит в себе действительность предыдущего и возможность последующего. Поэтому содержание категории «книга» несводимо ни к одному из уровней в отдельности и целостно реализуется только в их системном единстве.

Все сказанное выше позволяет сформулировать полное книговедческое определение книги.

Книга есть книговедческая категория для обозначения актуализированного книжным делом диалектического единства:

способа организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание средствами книгопроизводства, объективированного книгоиздательским делом и материализованного в редакционно-издательских процессах;

способа отражения, распределения «снятой» книжным изданием формы существования этого произведения в общественном сознании, т. е. распределения в обществе тиража книжного издания средствами кни-гораспределения, объективированного книготорговым и библиотечным делом и материализованного, в книготорговых и библиотечных процессах;

способа воспроизводства в общественном сознании «снятой» книжным изданием формы существования литературного, музыкального, изобразительного произведения средствами книговоспроизводства, объективированного библиографическим делом и материализованного в библиографических процессах.

Развитие книги в культуре происходит как в границах, в процессах и средствами самого книжного дела, так и за его пределами в границах и средствами любых видов общественно-практической деятельности. Сходство способов развития книги заключается в том, что начинаются они с чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: