Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, т.е. преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:
- Агросфера — (сады, огороды, пастбища).
- Техносфера — (железные дороги, шоссе, мосты).
Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. Причиной этому считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:
- Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека.
- Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.
- Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.
Такие установки приводят к экологическому кризису.
6. Массовая и элитарная культура
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.
|
|
Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества.
7. Морфология культуры
Морфология культуры – это раздел культурологии, посвященный изучению внутренней структуры культуры.
Культура
обыденная художественная профессиональная правовая
(повседневная)
научная философская полит-ая
хозяйственная
физическая
Субкультуры и контркультуры
8. Семиотика культуры
Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Основы семиотики как науки были заложены в 19 веке Чарльзом Пирсом и Фернаном де Соссюром.
В культурологии культура может выступать в двух смыслах:
1) к-ра как мир артефактов(сделанных людьми вещей);
2) к-ра как мир символов.
Основные типы знаковых систем культуры:
1) Естественные знаки (чтобы понимать их, нужно уяснить признаком чего они являются, например, дым);
2) Функциональные знаки (предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности, например, очки, обстановка квартиры);
3) Иконические знаки (создаются искусственно так, чтобы и внешний вид отражал облик, обозначаемых ими вещей);
|
|
4) Конвенциональные (условные) знаки (Созданы искусственно, являются результатом договора или соглашения, например, звонок в школе);
5) Вербальные знаковые системы (Образуют семиотический базис культуры. Вербальные знаковые системы – естественные языки);
6) Знаковые системы записи.
9. Нормы и ценности культуры
Ценность – фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту, т.е. ценностью является не объект как таковой, а усмотренная в нём человеком способность удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций.
В 19 веке появилась наука о ценностях – аксиология.
Виды ценностей:
По Борису Ярасову (от высшего к низшему):
1. витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние);
2. социальные (семья, трудолюбие, равенство, справедливость, патриотизм и др.);
3. политические (законность, мир и т.п.);
4. моральные (добро, любовь, честь, уважение к старшим, любовь к детям);
5. религиозные (вера);
6. эстетические (красота, гармония, стиль)
Ценностная ориентация – психологическая установка индивида на соблюдение ценностей.
Ценности формируются у человека в процессе инкультурации и социализации.
В системе культурных ориентаций выделяют 3 группы ценностей:
1) финальные (конечные цели людей)
2) инструментальные (средства и условия, необходимые для достижения и сохранения финальных ц.)
3) производственные (следствие или выражение других ценностей, имеющие значение как признаки или символы последних (например грамота как знак признания и уважения)).
10. Культура Древнего Востока